Современная экранизация шекспировской «Генриады» с Тимоти Шаламе в главной рои
По случаю восхождения принца Хэла на английский престол наследник французского монарха присылает ему теннисный мяч. Подарок намекает на то, что королем могущественной страны стал мальчишка, которому по возрасту больше подходят игрушки, а не тяжелая во всех смыслах корона. Хотя «Король» — очередная экранизация шекспировской трилогии о Генрихе V — начинается не с этого события, именно оно обозначает главный сюжетный конфликт.
«Генриада» великого драматурга полна масштабных битв, коварных предательств и философских нравоучений — составляющих, которые сопутствуют любому историческому фильму. Однако по необъяснимым причинам большим спросом в кино пользуется «Макбет», настолько, что даже в далекой Японии появилась его адаптация за авторством Акиры Куросавы. Если Шекспир уместил историю молодого повесы Хэла, неожиданно ставшего королем Англии, в три пьесы, то австралийский режиссер Дэвид Мишо сжал ее до длинной и почти не скучной картины.
Принц Хэл, как величает будущего правителя его друг и пьяница Фальстаф, украшает дни алкоголем и женщинами, а на прием к умирающему отцу-тирану отказывается идти даже под охраной. Ни о каком восхождении на трона не идет и речи. Тем временем младшему брату героя решают устроить «крещение огнем» и отправить на верную смерть, потому Хэлу приходится встать на его защиту и самостоятельно повести английскую армию в бой. Столь нехитрым образом будущий король за 15 минут экранного времени заслуживает уважение народа, право на престол и, по мнению режиссера, зрительскую симпатию.
Мальчишка, ничего не смыслящий ни в военном деле, ни в управлении государством, клянется, что не станет чудовищем, которым был его отец — палачом и беспощадным тираном. Но идеализм ребенка встречает лишь непонимание придворных советников и насмешки французского престола, а со временем его наивные взгляды деформируются под натиском тщетных попыток привнести мир в полное раздоров королевство.
Каждое важное событие в фильме сопровождает нравоучительное пояснение. Так, в одной из сцен Генрих срывается на Фальстафа из-за его отлынивания от военных дел. Спустя несколько минут тот придумывает безукоризненный план атаки на вражеское войско, чем стыдит молодого короля. Причинно-следственная связь построена так, что упустить логику происходящего крайне сложно, а незамысловатый подтекст и вовсе лежит на поверхности.
Над сценарием картины работали режиссер Дэвид Мишо и актер Джоэл Эдгертон, недавно поставивший бесхитростную драму «Стертая личность». Уместить размашистую трилогию в один фильм — задача не из простых, но с расстановкой приоритетов у «Короля» все в порядке. Однако из-за простоты и излишней последовательности история кажется чересчур академичной.
Фальстаф у Шекспира — герой комичный и контрастирующий с монументальностью исторических событий, в которых он фигурирует. Пьяница и трус, который убегает с поля битвы, а затем во время очередной попойки хвастает героическими подвигами. Но Фальстаф в «Короле» — серьезный, излишне драматичный, часто выходящий на первый план и спасающий положение. Забавно, что играет его писавший сценарий Джоэл Эдгертон.
В 1965-м году Орсон Уэллс снял «Полуночные колокола» — экранизацию «Генриады» с точки зрения пьяницы Фальстафа. В его интерпретации смешной и глупый персонаж получил не только главную роль, но и легкую драматизацию персоны, которой не было в оригинальных пьесах. Иронично, но в «Короле» Фальстафу вознесли куда больше почестей, нежели в картине, в которой он был ключевой персоной.
Тем не менее не преображение Фальстафа, а наличие Тимоти Шаламе — главное достоинство картины. Он неожиданно убедителен и в воодушевляющих речах перед битвой, и в молчаливой рефлексии, сопутствующей его непростым решениям. Благодаря молодому актеру Генрих V проходит убедительный путь от безответственного пьяницы с наивными взглядами, прожигающего жизнь меж девиц в трактирах, до умудренного опытом и жестокого короля.
Снимать фильмы о средневековых распрях — идея привлекательная, особенно для современного кинематографа с его раздутыми бюджетами и техническими возможностями. Зачастую одни рыцарские поединки, чарующие замки и масштабные баталии позволяют выстроить антураж, которому под силу оправдать посредственную историю.
Оператор Адам Аркпоу позаимствовал визуальный стиль из недавней экранизации «Макбета», во время съемок которой также стоял за камерой. Порой мрачное и грязное средневековье «Короля» открыто паразитирует на картине Джастина Курзеля. Тем не менее это эстетически красивая работа, которая охотно упивается «многословными» декорациями, будь то богатые дворцы с завораживающими витражами или расположившиеся вблизи неприступных замков деревеньки.
«Король» внимателен к мельчайшим деталям и к духу эпохи, он искусно использует естественное освещение и насыщенность визуальных образов. Также Дэвид Мишо сдержанно отнесся к военным сценам, избежав чрезмерного пафоса и неправдоподобных сражений. Баталии в «Короле» — это грязные мужские драки, зачастую на кулаках, в которых из-за налипшей на доспехи сырой земли невозможно отличить своих от чужих.
***
Основной проблемой «Короля» является то, что Дэвид Мишо не пытается по-новому взглянуть на произведение Шекспира. Вторичный визуальный стиль и отказ от оригинального текста в пользу более доступных диалогов не красят картину, а талант замечательных актеров использован лишь наполовину. Даже образ Тимоти Шаламе не способен скрыть прямоты истории. В итоге у Дэвида Мишо получилась чарующе красивая театральная постановка, которая уже сотни лет не сходит с подмостков театров.