Давайте по-честному: это не фильм, это шоурил. Собрались хорошие тридэшники и решили — а давайте зафигачим животных из мультика, но как в жизни, покажем, как мы в 2019 теперь умеем во всю эту симуляцию шерсти, воды и воды на мокрой шерсти. И зафигачили.
А потом кто-то из «Диснея» увидел это и сказал: «Очень круто вы тут зафигачили, говорите 3 секунды две недели рендерилось? Нарендерите мне теперь на два часа». И нарендерили.
В «Аладдине» компьютерной графики было процентов 10 от силы, и она выглядела довольно средне (в том числе те же животные, тигр особенно), здесь же все — графика — но выглядит она при этом практически идеально. Пластика животных, анимация походки, ощущение веса тел, рассеивание света в шерсти… В общем, шоурил — загляденье.
Сколько миллионов на это ушло, честно говоря, страшно представить. Кажется, что вывести генетически модифицированных животных, а потом научить их играть и говорить реплики было бы дешевле. И заодно — эмоций бы они при этом выражали больше, чем их модели в этом техническом демо.
Да, у меня тоже все скатывается к тому же, что и у большинства критиков — к нулю эмоций. Их не видно на мордах зверей, их не чувствуешь в режиссуре и операторской работе, их не испытываешь сам от разворачивающейся перед тобой истории, которая должна по идее цеплять.
Хорошей истории очень легко довести меня до слез. Если картина сильная, я буду рыдать уже на титрах, если гениальная — еще на рекламе, если это Pixar, то я начну всхлипывать еще в такси по дороге в кино. Кинь в меня жалостливым котенком или трогательным поцелуем — и я брызну. Думаю, уже ясно, к чему я веду. История, которая в детстве захватывала меня целиком, в новой версии оставила равнодушным. Как можно не рыдать на «Короле льве»?
С технической точки зрения, идея звучала здраво — давайте воссоздадим ту же историю, но нарисуем зверей максимально реалистично. Графика позволяет, почему нет? Проблема в том, что анимация уже около ста лет умеет оживлять зверей, умело смешивая их черты с человеческой экспрессией, заставляя нас воспринимать их и как животных, и как полноценных персонажей с четким характером, эмоциями, мечтами и так далее.
Тридэ анимация — не исключение. У того же «Пиксара» можно вспомнить и Немо, и Флика, и Реми, и маму-медведицу из «Храброй сердцем», у Dreamworks — Беззубика, а у самой Disney одного «Зверополиса» хватит на десятки удачных примеров. Но когда графику перестают стилизовать и выкручивают реализм на 11, что-то теряется.
Если лишать зверей всех человеческих примесей и анимировать максимально близко к естественному животному поведению, лишь заставляя открывать рот, как здесь или в «Книге джунглей», получается сухо и эмоции почти не проступают в сцене.
Звериные морды не слишком экспрессивны сами по себе, а то, что мы считываем иногда (киса улыбается, дельфин удыбается. Они не улыбаются, у них форма челюсти такая), оказывается в корне неверным. Вот и тут — можно посмотреть на физиономию Симбы из десяти разных мест фильма и попытаться угадать его эмоции. Будет тяжело, потому что львиная морда везде будет выглядеть одинаково безразличной.
Если пытаться повторить финт мультипликации и присвоить реалистичным мордам животных человеческую мимику, как сделал Энди Серкис с помощью performance capture в «Маугли», получается довольно крипово. Можете сравнить хотя бы два трейлера этих версий экранизации Киплинга (Серкиса и Фавро) и подумать, что вам ближе.
В комментариях нашей рецензии с предпоказа кто-то попросил — а можно мнение не от фаната оригинала, который плачет уже потому, что все не так, как в мультике? Можно. Потому что несмотря на то, что «Король лев» в детстве сорвал мне крышу, в зрелую любовь это так и не переросло.
За все эти годы у меня ни разу не возникало желание пересмотреть его, хотя мультфильмы того же «Пиксара» или Миядзаки я регулярно прогоняю через себя заново. Сюжет перестал меня впечатлять и уже кажется, что во всем фильме есть одна сильная сцена — в ущелье — она запоминалась, пробивала, держала на себе всю драму фильма (и да, в компьютерной версии она выглядит слабее, как ни странно).
Вся история с плагиатом «Кимбы» тоже не могла не повлиять на отношение к «Королю льву». «Кимба: Белый лев» — это аниме по манге пятидесятых годов, выпущенное в 65-м. И если даже мельком посмотреть кадры из аниме, объем «совпадений» поражает: история львенка и его отца, злой лев со шрамом, прообразы Рафики, Пумбы, Зазу, Налы, гиенн — даже кадры восхода, журавлей, львы-предки из звезд и облаков, скала прайда — все это было в аниме.
Больше всего поражает то, что Disney полностью отрицало какую-либо связь. Кимба и Симба, полное совпадение, ага. Они клялись, что никто из создателей никогда не видел «Белого льва», хотя его упоминали и актеры озвучки (Бродерик был уверен, что его зовут на озвучку Кимбы изначально) и сам президент Disney.
Но отрицать очевидное, чтобы сохранить лицо — это одно, студия пошла дальше. Вся раскрутка «Короля льва» строилась на слове «уникальный», это был первый фильм студии, «не основанный на уже существующем материале», оригинальный, придуманный самой студией, рисковый и амбициозный. Вот такие оказались рискованность и творческие амбиции у Disney — взять нечто чужое, уже доказавшее свою работоспособность и перерисовать подороже.
Самое паршивое, что когда создатели Кимбы выпустили свою полнометражку на три года позже, Disney через суд добилась запрета ее показа в Америке. Вдумайтесь — сплагиатить чужую работу местами покадрово, отрицать какую-либо связь, а затем броситься обвинять оригинал в плагиате, указывая на эту очевидную связь. «Кимба» («Император Джунглей») до сих пор не вышел в США.
Да, все это дело усложняется нюансами вроде того, что создатель Кимбы вдохновлялся и диснеевским же Бэмби и еще одним львом, которого звали… Симба. Из американского комикса аж двадцатых годов. М-да. А в детстве можно было просто любить фильмы. Сейчас приходится проверять на процент вторичности, измерять силу женских персонажей в джоулях и проверять количество негров в кадре.
Кстати о… То, что гиен, изгоев общества, туповатых падальщиков, озвучивали черные актеры, тоже не красит воспоминания о «добром мультике». Все это преклонение перед монархией, история Полония, который, собственно, добился большего равноправия между хищниками хотя бы — гиенами и львами, но его при этом визуально постоянно приравнивают к Гитлеру (марширующие гиены-нацисты), все это странно. Травоядные, приветствующие своего будущего пожирателя — нет, сказкой про траву это больше не закрывается. Потому что прежде, чем лев станет травой и накормит от силы полантилопы, он сожрет их больше сотни, и каждую из этой сотни вряд ли успокоит перед смертью мысль «ну погоди, вот станешь ты травой»…
Учитывая, что самцов в прайде обычно не больше трех, а тут мы вообще не видим никого кроме Муфасы и Шрама, братьев, Нала Симбе так или иначе сестра. Матери у них разные, поэтому не родная, но двоюродная или сводная — вполне. Это вам щепотка инцеста под занавес, чтобы сохранить любовь к классике детства было еще легче.
Больше всего во всей этой истории с ремастером «Короля льва» меня поражает абсолютное отсутствие амбиций (кроме очевидных технических). «Льва» часто называют идеальным, но мне кажется, Фавро мог значительно его улучшить, сделать напряженнее, увлекательнее, кинематографичнее. Переосмыслить как-то даже. С «Книгой джунглей» у него, на мой взгляд, получилось именно это.
Возможно, именно на такой проект он и подписывался в свое время. Но затем цифры бокс-офиса показали, что экранизации, меняющие старую историю или заходящие с другой стороны (типа «Малефисенты») собирают меньше тупых калек с оригинала («Красавица и чудовище»), поэтому мы получили именно такого «Короля льва» — боящегося ступить на шаг от оригинала.
Отличия все равно есть, конечно. Для начала — откуда-то добавились полчаса хронометража, но, если честно, я не понял даже, что и зачем они туда вставили. Ни одной яркой новой сцены тут нет, разве что новая версия «Лев спит» — это, а капела песня Тимона и Пумбы, прерываемая нападением Налы на оазис.
В оригинале это пара строк, она обрывается очень быстро, в новой же версии она идет больше минуты и это действительно вышло здорово — фильм словно просыпается, в песне чувствуется драйв, задор, раскрытие потенциала удачной идеи, которую оригинал оборвал в зародыше. Но на ее фоне еще сильнее проступает безжизненность окружающих ее сцен…
Я вот все это написал, а потом узнал, что The Lion Sleeps Tonight это песня группы Token 61 года, то есть даже эта часть нового фильма — не прорыв креатива, а очередное присвоение чужих наработок… Я вот снова все это написал, а потом узнал, что и группа Tokens эту песню не писала, а написал ее зулус Соломон Линда в 39 году и сам за нее практически ничего не получил — за песню, на которую за 70 лет написали 160 (!!!) каверов и использовали в «Эйс Вентуре», сериале и мюзикле по «Королю льву». Воистину песня, идеально подходящая фильму — плагиат плагиата, а оригинальные авторы оказались оттерты в сторону и забыты, как создатель Кимбы.
Американцы, кстати, до сих пор пытаются переварить тот факт, что песня Can You Feel the Love Tonight («Чувствуешь ли ты любовь сегодня вечером») в новом фильме поется при свете яркого полуденного солнца (в мультике, естественно, Симба и Нала гуляли при луне).
Прочие же добавления — сцена, в которой Нала пытается незамеченной улизнуть ночью со скалы, и долгие путешествия куска шерсти Симбы до Рафики на творческие озарения уже не тянут. Они выглядят крайне странно — это правда все, что вы сумели придумать? Никаких более мощных сцен не напрашивалось?
Нала пытается проскользнуть мимо гиен и Шрама, прямо триллер. Правда, неясно, чего мы боимся, даже если ее поймают — смерть за попытку отойти в кусты ей не грозит. Ну, и несколько сбивает напряжение то, что мы знаем, что у нее получится добраться до оазиса. Учитывая, что до этого фильм повторял оригинал кадр в кадр, вряд ли многие зрители всерьез поверят, что Налу тут внезапно убьют и картина пойдет совершенно к другой концовке.
Много чего можно было придумать, много чего исправить, но обычно такой смелый, изобретательный и тонко чувствующий свою историю Фавро ничего так и не сделал. Возможно, студия связала ему руки, но ведь с «Книгой Джунглей» у него получилось — вроде и повторение оригинала, а вроде как совсем другая история…
Итог
Новый «Король Лев» довольно бесполезен. Он боится хоть на шаг отступить от оригинала, поэтому ничего нового в историю не привносит, кроме смены картинки. Но так как смена эта сильно снизила эмоциональность персонажей, экспрессивность и уникальность визуального стиля (ушли яркие светящиеся краски, кислотные трипы с пирамидами из слонов и жирафов) и даже динамику ряда сцен (например, стычка с гиенами на слоновьем кладбище почему-то смотрится далеко не так увлекательно, как старая), заменить новой версией старую не выйдет.
Если мне приспичит пересмотреть «Короля льва» или показать его дочери, я все равно выберу мультфильм. Не из-за ностальгии, а просто потому что это более яркое, цельное и мощное произведение. Новая версия, кстати, выглядит еще и боле трусливой, кастрированной. В мультике вроде тоже не было крови и кишок, но он был честнее в плане изображения трагедии, насилия, смерти.
Это похоже на хайрез ремастер какой-нибудь пиксель-арт игры — на него занятно посмотреть для сравнения, но играть все равно будешь в оригинал, потому что в пикселях был весь смысл, они куда лучше передают атмосферу и тон игры.
Именно так я и предлагаю его воспринимать — как занятное приложение к оригиналу. Пролистал, сравнил с анимационным вариантом тех же сцен, прослушал оба варианта песен, забыл. Ходить на это кино или надеяться заменить им мультфильм, думаю, нет никакого смысла.
Но если вас гложет любопытство, то можно смотреть и в кино. Это немного скучно, но по крайней мере не мучительно, как «Аладдин» или «Красавица и чудовище». Бестолково, но красиво, впечатляюще с технической точки зрения. Но впечатления, что вы посмотрели фильм, у вас вряд ли возникнет — погрузить в себя эта история неспособна.
Источник