29 декабря на Netflix вышел четвёртый сезон сериала «Чёрное зеркало». Поскольку эпизодов стало больше, за третьим и четвёртым сезоном уже не всегда видно цельного высказывания. Поэтому давайте поначалу рассмотрим все эпизоды по отдельности.
USS Callister
Эту серию снимал Тоби Хэйнс — режиссёр, работавший над «Шерлоком» и «Доктором Кто». Так что лёгкой придури происходящего удивляться не стоит. Эпизод получился в целом позитивным и ярким, но поднял сразу две серьёзные темы.
Первая — это кража «копии человека». Допустим, если хакеры взломали iCloud Дженнифер Лоуренс и получили в своё распоряжение её интимные фотографии и переписку с близкими, фактически они обзавелись упрощённой цифровой копией актрисы, с которой могут делать что угодно — нужен лишь фотошоп или нейросети. USS Callister доводит эту идею до крайности, заодно показывая, что у обиженных на жизнь извращенцев и о сексе могут быть очень странные представления.
Вторая тема — токсичность: авторы эпизода в очередной раз подчёркивают, что самые агрессивные люди в сети чаще всего становятся таковыми, потому что не имеют власти и харизмы в реальной жизни.
Главная проблема этой серии в том, что она воспроизводит уже существующие явления, не говоря о них ничего нового. Такое ощущение, что Хэйнс и Брукер настолько увлеклись отсылками к «Звёздным войнам» и Star Trek, а также различными камео (Аарон Пол и Кирстен Данст), что забыли до конца продумать логику происходящего на экране — ближе к финалу USS Callister рушится под грузом многочисленных сюжетных дыр.
Впрочем, многие недостатки эпизода легко объяснить желанием продюсеров превратить его в отдельный сериал. Возможно, сюжет в последний момент развернули на 180 градусов именно ради этого.
Arkangel
Самый предсказуемый, низкобюджетный и эстетически слабый эпизод сезона сняла Джоди Фостер.
Arkangel рассказывает о матери, которая губит собственную дочь излишней опекой. До определённого возраста девочку ограждают от окружающего мира, а когда барьеры снимаются, оказывается, что её система ценностей сломана — ей хочется попробовать все запретные плоды разом.
При чём тут «Чёрное зеркало», спросите вы? Пожалуй, это главный вопрос к этой серии. Технологическая часть пришита к истории белыми нитками: её легко можно было бы выкинуть без вреда для повествования.
Правда, без планшета, с помощью которого мать отслеживает каждый шаг ребёнка, Arkangel превращается в посредственный инди-фильм, который прямым текстом говорит об очевидном. Мать сценаристы сделали чудовищной, что в истории даже нет никаких полутонов — сразу понятно, кому сопереживать.
Crocodile
Эпизод под названием «Крокодил» снял Джон Хиллкоут — режиссёр «Дороги». И это первая серия сезона, где у постановщика есть характерный почерк.
Хиллкоуту достался технотриллер о том, как успешный архитектор пытается исправить ошибки прошлого, но каждым своим действием создаёт всё больше и больше проблем.
Здесь технологическая часть тоже связана с историей лишь косвенно, но Crocodile уже больше похож на классическое «Чёрное зеркало». Авторы эпизода умело рисуют картину мира, где человеческие воспоминания — даже более ценный ресурс достоверной информации, чем записи с камер наблюдения. Да, эта идея уже появлялась в сериале раньше, но была раскрыта в другой плоскости.
Так или иначе, Crocodile — это прежде всего играющий на нервах триллер с невероятно красивой картинкой. И тут Хиллкоут предстаёт во всей красе — самые душераздирающие сцены эпизода он поставил мастерски.
Но почему «Крокодил»? Внятных объяснений пока никто так и не дал.
Hang the DJ
Лучший эпизод сезона снял ветеран HBO Тим Ван Паттен — он ставил серии «Игры престолов», «Прослушки», «Подпольной империи» и даже «Секса в большом городе».
Hang the DJ — эталонное «Чёрное зеркало». Из серии невозможно выкинуть ни одной детали, включая технологическую часть. Сюжетом здесь управляет могущественная версия Tinder, выводящая главных героев на необычные решения и эмоции.
Поначалу кажется, что у авторов получился прямолинейный комментарий о бездушности онлайн-дейтинга, но финальный твист переворачивает всё с ног на голову и находит душу даже там, где её не должно было быть.
Metalhead
Metalhead — это «Безумный Макс» четвёртого сезона. Вся серия — одна непрерывная погоня по безлюдной пустоши. Снял её режиссёр телевизионного «Ганнибала» и «Американских богов» Дэвид Слэйд.
Глубокого смысла в эпизоде искать не стоит. Это просто блестящий режиссёрский этюд, который заставит вас бояться роботов Boston Dynamics ещё сильнее, чем прежде.
Чёрно-белая картинка только лишний раз подчёркивает чисто визионерский подход Слэйда. В «Ганнибале» его тоже звали снимать одни из самых красивых эпизодов.
Black Museum
Black Museum снял Колм Маккарти — ещё один режиссёр «Шерлока» и «Чёрного зеркала».
Это первый эпизод, в котором Чарли Брукер открыто признаёт, что почти всего его истории происходят в одной вселенной. А ещё это серия-антология, где хранитель жуткого «Чёрного музея» рассказывает главной героине три истории о людях и технологиях.
В главной роли и здесь Летиция Райт из сериала «Люди», но эпизод у неё бесстыдно крадёт британский актёр Дуглас Ходж.
И если USS Callister прямо кричит о возможности продолжения, то Black Museum ставит жирную точку в сезоне, а, возможно, и в самом сериале.
Общие выводы
Почти все серии четвёртого сезона «Зеркала» построены вокруг технологий, которые уже были в сериале. Очевидно, Брукер перестал заниматься попытками предсказать ближайшее будущее и сконцентрировался на личных историях, которые вокруг этого можно построить, а также начал строить единую вселенную.
Поэтому сериал теперь больше похож на режиссёрскую антологию. Брукер приглашает всё более известных постановщиков и даёт им всё больше свободы.
Как и стоило ожидать, успех при таком подходе оказался непостоянным. Брукер продолжает пополнять золотую коллекцию «Чёрного зеркала» сериями вроде Hang the DJ и San Junipero, но для этого зрителям приходится прорываться через другие эпизоды — смешные, странные, проходные или даже откровенно плохие.
В этом плане сериал похож на коробку шоколадных конфет. В каждом сезоне обязательно найдётся то, что вам безумно понравится и то, что вызовет отвращение. Но в самом процессе поиска идеала есть своё очарование.
Это понимает и сам Брукер. Все его зрители — герои Hang the DJ. Только ищут они не вторую половинку, а возможность лишний раз удивиться.
Источник: DTF