KORG в кармане

image
Игровые консоли могут издавать звуки? Звуки могут меняться, если в игре происходят разные действия? Могут. Так, стоп! Но ведь это уже основа для создания музыкального софта для консолей. «Ни слова больше!», — слова не мальчика, но композитора, который стоит за созданием портативных версий KORG для Nintendo.

▍ А что было раньше?

Вероятно, первый такой софт вы могли встретить ещё в начале нулевых на прилавках с пиратскими дисками для первой PlayStation. Music 2000 — помните такое? Причём это уже вторая версия музыкальной программы для консоли Sony (первая называлась просто Music). И это был продукт с определённым успехом, ведь для PS2 и Xbox вышла Music 3000. Приложение позволяло семплировать музыку и даже импровизировать вчетвером — главное, чтобы был мультитап для подключения четырёх геймпадов. Серия продержалась на протяжении пяти итераций — двух для PS1 и ещё трёх — для PS2. Находились музыканты, которые действительно пользовались этим софтом для записи своей музыки.

Помните такую обложку? Возможно, встречали её в начале нулевых

▍ От чиптюна на «Геймбое» к карманному синтезатору

Где-то в начале нулевых вышла LSDj — теперь бесплатная программа для написания чиптюна (про LSDj уже есть достойная статья на Хабре, кстати). Простой интерфейс, возможность запустить на любом Геймбое (ну почти — только Game Boy Micro не поддерживает картриджи от оригинальных «кирпичей») сделали программу очень популярной — чиптюн стал массовым явлением. Возможно, секрет успеха состоял как раз в концепции, ведь в качестве инструмента выступала небольшая консоль, которую можно всегда взять с собой.

У этого Game Boy есть модификация под названием ProSound Mod для вывода чистого звука без помех. Фото: LIMITLESS UNDYING WRATH

И есть одна компания, которая увидела в этом что-то перспективное — ей была японская KORG. Та самая, что создала легендарные синтезаторы, имеющие уникальное звучание и узнаваемый дизайн. Одна проблема: у «Геймбоев» кнопок не так много, чтобы превратить консоль в синтезатор. И эта проблема решилась при помощи Nintendo DS, ведь у неё было уже два экрана, один из которых — сенсорный. KORG DS-10, вышедший в 2008, моментально стал хитом продаж. Ещё бы, ведь это симулятор самого культового синтезатора MS-10. Над разработкой трудились Ясунори Мицуда и Нобуёши Сано — первый известен по саундтрекам к Chrono Chross, Chrono Trigger, например. Второй — один из композиторов Ridge Racer, Tekken. Сано, известный как Sanodg, уже давно неравнодушен к электронным музыкальным инструментам от KORG: до того, как устроиться работать в крупные компании, он приобрёл себе тот самый MS-10, а позже какое-то время работал на компанию, которая эти синтезаторы и делала. Но, видимо, атмосфера в компании его не устроила, и он перешёл работать в Namco, где стал писать музыку для многими любимых игровых серий.

Нобуёши Сано. Дядя весьма позитивный, надо сказать!

DS-10 повторял возможности MS-10. Мощный синт-бас, который выдавал оригинальный синтезатор, теперь был в кармане — всего лишь за 30 баксов. И это при стоимости оригинального инструмента в 450 баксов на момент выхода в 1978 году. Конечно, взаимодействовать с настоящим MS-10 куда приятнее, но портативность не на стороне тяжёлого 6-килограммового синтезатора.

image
Производитель синтезаторов и сопутствующих инструментов очень хорошо попал в цель — продажи DS-10 оказались выше ожидаемых. Настолько, что с релизом версии двухэкранной портативки DSi выпустили улучшенную версию программного синтезатора с припиской Plus. Мощности возросли вдвое: одновременно звучащих каналов теперь не 6, а 12, симуляторов аналогового синтеза — четыре вместо двух, да и драм-машины теперь две, а не одна. А ещё можно редактировать треки с середины (в оригинале так делать было нельзя). И да — всё это работает только на DSi (ну или 3DS, на которой тайтлы от DSi автоматически работают в режиме совместимости с оной).

Фото: LIMITLESS UNDYING WRATH

В 2010 году компания Cavia, которая занималась разработкой DS-10, была расформирована, а людям, которые там работали, пришлось искать новое пристанище. Sanodg, видимо, понимая, что в будущем можно повторить успех портативных синтов, создал свою студию, назвав её Detune, продолжив создавать софт, эмулирующий синтезаторы KORG. Первым же продуктом новоиспечённой компании стала программа iYM2151 для iPad, являвшаяся эмулятором одноимённого звукового чипа от Yamaha, который, в свою очередь, использовался в старых синтезаторах компании.

Да, первым самостоятельным продуктом Detune было приложение для iPad и не в сотрудничестве с KORG. Но с релизом M01 для Nintendo DS всё встало на свои места.

KORG M01 — эмулятор другого, не менее известного, но уже цифрового синтезатора KORG M1. Эта версия синтезатора тоже была успешной, чуть позже была портирована на 3DS, получив приписку D в названии.

Запущенный на Nintendo New 2DS KORG M01, рядом оригинальный Game Boy с запущенным LSDj

Последним виртуальным синтезатором для 3DS стал KORG DSN-12. 12 монофонических синтезаторов, множество эффектов, 64-ступенчатый секвенсор и отличительная черта новой версии — трёхмерный осциллограф. Фактически Detune сделали ремейк DS-10, но с новыми фичами. Однако проблема с версиями виртуальных синтезаторов для Nintendo 3DS пришла оттуда… да, в общем-то, откуда её и ждали: цифровой магазин eShop закрылся, и теперь легально приобрести копию M01D или DSN-12 невозможно. Конечно, вы и сами прекрасно понимаете, как и где всё это добро сейчас достать, раз иных вариантов нет.

А вот что достать легально возможно, так это KORG Gadget. Вообще-то, это приложение уже давно было на Windows и Mac, да и на iOS появилось. Но вот пришла очередь и Switch, что вполне логично, учитывая то, как облюбовали предыдущие версии музыкального ПО для портативок от Nintendo. Gadget — это мощная DAW (digital audio workstation, цифровая аудиостанция) для написания музыки. Или, может быть, правильнее будет сказать, набор инструментов? 16 драм-машин и синтезаторов в одном приложении, и всё это добро приправлено фичами гибридной консоли: крутилки на инструментах можно поворачивать вращательными движениями джой-конов, а консоли можно объединять между собой в онлайне (фича продвигалась как возможность создавать музыку вне зависимости от того, на каком краю света находятся музыканты). Помните про ту самую серию Music для Playstation? Кажется, туда японцы могли подглядеть.

Сано как бы говорит: «смотрите, какую крутую штуку мы сделали!»

У консольных версий KORG немало поклонников. Люди годами музицируют, пользуясь детищами Sanodg и его команды. Нобуёши Сано — тот человек, который очень любит своё дело. Не каждый решится взять под своё крыло выпуск узкоспециализированного софта для игровых консолей, носящего имя всемирно известного производителя синтезаторов. Но Сано смог. Оставаясь одним из лучших композиторов Японии, он продолжает с огромным рвением делать софт, благодаря которому музыканты со всего мира могут писать музыку, когда и где угодно. На официальном канале Detune можно найти немало роликов, где Нобуёши-сан рассказывает о каких-то новых фичах приложения, над которым сам же и работал. Немало роликов, где он пишет музыку вместе с коллегами и друзьями, сидя в караоке или барах.

А может и самостоятельно презентовать эти самые фичи, выступая в каком-нибудь клубе, делая не просто презентации, а целые шоу.

Его сольные лайвы тоже достойны внимания. Чего только стоит выступление на Blip Festival Tokyo 2012!

Но главное — на портативных «коргах» пишут действительно хорошую музыку. Если вы попробуете поискать примеры такой музыки на YouTube, то однозначно наткнётесь на ролики Энтони Сиа (Anthony Seeha). Он пишет как свои треки, так и делает ремиксы и каверы на известные композиции. На своём основном канале Энтони постоянно выкладывает и туториалы по созданию треков в разных портативных версиях KORG.

А ещё у меня есть друг, который давно пишет музыку при помощи этих самых «коргов». Решил расспросить, как примерно выглядит процесс создания треков с его стороны.

Привет! Расскажи немного о себе, и как ты пришёл в музыку.

— Привет! Я LUW, он же LIMITLESS UNDYING WRATH. К написанию музыки на консолях я пришёл весьма необычным путём. В своё время я посещал протестантскую церковь, где попросил мужика, играющего на гитаре, научить меня играть (внезапно) на бас-гитаре. Он охотно согласился. Было это где-то в 2010 году. По мере достижения мной определённых навыков игры на басу, я решил попробовать поискать софт на свою любимую в ту пору Nintendo DS. Так я наткнулся на KORG DS-10, на котором написал огромное количество треков. Мой сетап в то время — до 7 Nintendo DS.

image
Расскажешь простому обывателю, что такое DS-10?

— KORG DS-10 — так сказать, программный эмулятор, виртуальная версия настоящего аналогового синтезатора KORG MS-10. Но есть небольшая разница — если в оригинальном синтезаторе у нас один генератор волны, так называемый осциллятор, управляемый напряжением (VCO — Voltage-Controlled Oscillator), то тут у нас их целых 2, плюс драм-машина, которую с помощью хитрости можно так же настроить, как отдельный синт, вместо семплов, которые вы сами же и накрутили.

Вот так выглядит панель настройки осциллятора. Здесь всё ограничено только вашей фантазией и возможностями осциллятора. Каждая ручка меняет форму, длину, затухание и так далее

Создавать композиции можно как в секвенсоре (сетке, в которую вы по нотке «рисуете» мелодию, вами придуманную) или в режиме прямой записи при нажатии кнопки REC (представляет собой точечку, по классике), наигрывая мелодию уже на клавиатуре. Композиция, которую вы хотите составить, ограничена шестнадцатью нотами на каждый VCO и 4 звука барабана, которые вы можете либо настроить сами, либо выбрать из тех, что придумала KORG (то же касается, кстати, и звуков VCO).

Насколько я знаю, ты ещё и с KORG M01 работал?

— Верно. KORG M01 — это второй синтезатор от KORG, только в этот раз это версия цифрового синтезатора KORG M1, пожалуй, самого известного их синтезатора, который, так или иначе, до сих пор можно встретить в самых разнообразных музыкальных жанрах. В отличие от DS-10, где пусть и есть возможность как самому звук «накрутить», так и выбрать пресеты, в М01 можно выбрать исключительно из «банков» (так они называются в синтах цифровых). Пользовался я в основном версией для Nintendo 3DS — KORG M01D. Она ничем не отличается от обычной, за исключением того, что можно экспортировать MIDI.

Помню, у тебя ещё и Game Boy были…

— Да, будет большим смертным грехом не упомянуть про Геймбои! В своей музыкальной карьере я использовал творения господина Котлински — LSDJ. По сути, LSDJ — это трекер, который позволяет как угодно управлять звуковым чипом Game Boy. У чипа 4 канала, 2 пульсовых, один WAV (он же волновой) и шумовой. Мой сетап в то время — 2–3 Game Boy.

image
Два пульсовых канала, как правило, используются для написания ритм и соло-партий. Волновой же используют для бас-партии, создания бочки и использования семплов. Шумовой для хай-хета и малого барабана (он же snare).

Сейчас у меня ничего из того, что упоминалось выше, не осталось. Но музыку я не забросил и использую трекер SunVox, который написал крайне умный человек по имени Александр Золотов вообще на все платформы, в данный момент есть. Даже на хромбуке я пишу треки.

image
Примеры музыки автора:

LIMITLESS UNDYING WRATH — PIXELATED — полностью состоит из треков, написанных на всём, что упоминается в интервью.

LIMITLESS UNDYING WRATH — Starshine/Hologram — написан на KORG DS-10.

Как мне кажется, карманных «Коргов» не было бы без такой любви композитора к большим «Коргам». Сано действительно любит свою работу, и хочется верить, что KORG Gadget — не последний музыкальный софт, созданный вместе с именитой компанией. Было бы здорово, если бы Detune в будущем создали что-то, что способно работать с MIDI-клавиатурами. А что, в следующем году, говорят, Switch 2 выйдет. Может и увидим что-то подобное на нём!

Скидки, итоги розыгрышей и новости о спутнике RUVDS — в нашем Telegram-канале 🚀


 

Источник

Читайте также