Сохранение советского игрового прошлого.
В СССР было множество игровых автоматов. И речь не о распространённых на Западе Pacman или Asteroids, а о собственных разработках. Этих игровых автоматов с каждом годом остаётся всё меньше, поэтому вопрос о сохранении советской игровой культуры стоит остро. Здесь на помощь приходит эмуляция.
Музей советских игровых автоматов занимается переносом старых игр на современные мобильные устройства. О том, как это происходит и с какими трудностями приходится сталкиваться DTF рассказал директор учреждения Игорь Ковалевский.
Десять лет назад, когда открылся Музей советских игровых автоматов, в интернете появился эмулятор «Конька-Горбунка». Сам музей темы эмуляции в те годы не касался.
Тем не менее, информация об учреждении уже была на слуху, а все, кто занимаются эмуляцией старых игр так или иначе пересекаются, общаются на форумах и, в общем, находятся в курсе последних событий и обновлений. Члены одного западного тематического сообщества обратились к нам с просьбой дать им платы «Снежной Королевы» и «Бильярда», чтобы считать с них данные.
Когда Музей всё-таки задумался о создании эмуляторов, среди его сотрудников не было специалистов в этой области, поэтому их созданием занимались сторонние люди. Для эмуляции были выбраны игры с микропроцессором на базе ТИА-МЦ-1, ведь их перенос был самым простым. Именно они и доступны для загрузки на мобильные платформы.
Существует ещё один тип игр — беспроцессорный, на мелкой логике. Таких автоматов достаточно много и их также можно эмулировать. Существует даже игра из автомата с чёрно-белыми «Городками», но из-за недостаточной мощности современных бытовых компьютеров на базе i5, фреймрейт составляет менее 20 кадров в секунду, а для комфортной игры требуется порядка 60. Так что пока им пользоваться нельзя.
Повторить схему любого автомата электронным языком можно без проблем. А значит и cэмулировать можно любой автомат. Другое дело, что электронные автоматы используют для отображения игры телевизионный экран, что при эмулировании и выводе на монитор или современный телевизор передаёт все нюансы игры со стопроцентной точностью.
При эмулировании же электромеханических автоматов (таких как «Морской бой»), можно повторить только принцип действия автомата и его электронные составляющие, такие как задержки между действиями или звуки. Но если использовать для отображения электро-механической игры дисплей компьютера, то вся прелесть теряется. Так что по сути это не совсем адекватное направление. Если утрировать, то это как эмулирование автомата-качалки: программа будет точно эмулировать блок, отвечающий за работу качалки, в течение оплаченных двух минут, но качаться будет только картинка на экране.
В прошлом году мы всё же решились на выпуск эмуляторов для широкой аудитории. Создатель эмулятора «Конька-Горбунка» собрал нам приложения для смартфонов. Он справился в одиночку, однако пришлось подождать, ведь для программиста это был первый опыт работы с приложением для смартфонов.
Скачиваний мало, так как мы пока не можем донести нашим посетителям, что в музее помимо самих автоматов есть ещё что-то. Например, таблички с описаниями автоматов. Или что рядом с автоматом есть информация про эмулятор. 80% посетителей приходят просто поиграть и нередки случаи, когда даже это у них не получается, так как они не читают правила игры. Так что пока мы только учимся прививать нашим посетителям привычку смотреть по сторонам. И когда в этом направлении будет сдвиг, тогда скачиваний будет больше.
То, как происходит процесс эмуляции, зависит от конкретной игры и имеющихся вводных данных. Например, тот самый эмулятор «Городков» был сделан по схеме автомата, выложенной на нашем сайте. Схема автомата и профессиональная программа для работы с электронными схемами долго и упорно перерисовываются — и готово. С ТИА-МЦ-1 немного другая история. Помимо схемы автомата, нужно считать информацию из ПЗУ. Но любой китайский программист может справиться с этой задачей за 2 тысячи рублей.
В играх всё оставлено в оригинальном виде, как в автомате. Поэтому-то их и можно смело называть эмуляторами, а не симуляторами. Одно но: в мобильных играх сервисные кнопки, позволяющие пропускать этапы, запускать тестовую программу и перезагружать игру не оформлены графически. То есть в программе их функции есть, но активировать их на телефоне невозможно. Так же и игрок на реальном автомате не имеет к ним доступа, ведь они спрятаны за панелью.
Эмуляцию можно рассматривать с музейной точки зрения, как побочный продукт деятельности. Например, считывание информации из ПЗУ автоматов, позволит их «обессмертить». Починить можно всё: восстановить схемы до рабочего состояния, заменить экраны, выточить или отлить новые механические детали. Однако если информация из ПЗУ сотрётся, то восстановить игру будет невозможно. А так как настоящих автоматов в России осталось не так много, важно сохранить хотя бы данные, содержащиеся в них.
Источник: DTF