2017-й год можно назвать знаковым в эволюционной цепи потребления контента. В этом году выходит Nintendo Switch — игровая консоль, позволяющая испытать максимально бесшовный игровой опыт, не ограничивающий вас наслаждением полноценных игр только лишь у экрана телевизора в вашей спальне. iPhone X – смартфон, в котором тренд на уменьшение рамок устройства и увеличение площади «полезной» области экрана достиг своего пика. Xbox One X – мощнейшая на рынке приставка, дающая возможность за относительно небольшие деньги (по сравнению с аналогичным по мощности игровым ПК) получить тот уровень графики в играх, о котором мы мечтали со времён первых слухов о консолях нового поколения. Телевизор с поддержкой 4K и HDR становится все более доступной и обоснованной покупкой. Эти и множество других устройств – лишь первые ласточки, символизирующие протекающий процесс все большей контентоориентированности на рынке потребительской техники, когда устройство служит не чем иным, кроме как наиболее удобным приспособлением для потребления этого самого контента. Однако «железо» никогда не стояло на месте и развивалось возможно даже быстрее, чем того требовали реалии. Именно поэтому наиболее интересен и актуален вопрос о сервисах, которые этот контент нам предоставляют.
Телевидение хоть и является одним из видов передачи данных, успевших знатно устареть, все еще играет большую роль в нашей жизни. Можно только представить каково это было в 50-60-х годах прошлого века, когда семья покупала свой первый телевизор. Мерцающая черно-белая картинка, большие антенны, и неуклюже выглядящий пухленький экранчик, размером с современный планшет. И несмотря на кажущуюся абсурдность устройства прошлого века, целые семьи собирались вместе, чтобы посмотреть знаковые шоу того периода. С тех пор ни один вечер уже нельзя было представить без этого обряда. В то время телевизор стал устройством, которое определенно изменило нашу жизнь. С течением времени телевидение постепенно развивалось и довольно успешно адаптировалось до того момента, пока не столкнулось с текущей действительностью и не встало перед проблемой полного своего переосмысления.
Телевидение изменилось т. к. изменилась и среднестатистическая семья. Мать с отцом работают по разным графикам, брат не хочет смотреть то же шоу, что смотрит сестра. У сестры же есть свой собственный телевизор в спальне. Какие бы не были причины, обычная семья больше не сидит вокруг телевизора, как это было 50 лет назад. Все в спешке, на ходу, глядя в экраны своих портативных устройств, смотрят последние наиболее виральные видео. Промежутки времени, которым мы можем полностью посвятить наше внимание, становятся все короче, вызывая нужду в видеоконтенте, просмотр которого мы можем начать и остановить тогда, когда захотим на любом устройстве, которое окажется у нас под руками. Такова текущая реальность, естественной реакцией на которую и стали сервисы потокового мультимедиа и видео по запросу (Video on Demand), по типу Netflix, Amazon Prime Video, Hulu и других.
Рассматривая историю успеха Netflix – компании, которая начинала свой путь как сервис по прокату DVD по почте, сложно не отметить чрезвычайно быстрый ее взлёт. До 2013 года сервис не производил своего собственного контента, однако по ходу роста компании становилось очевидно, что если не начать снимать оригинальные шоу, то существует высокий риск остаться с пустым каталогом благодаря достаточно дорогим контрактам с их телевизионными и кино партнерами. Долгосрочной стратегией стало разработка своих собственных проектов, которые в перспективе будут выгоднее компании. Целью, как говорили в самом Netflix перед дебютом их первого полностью самостоятельно сериала House of Cards, являлось стать HBO быстрее, чем HBO сможет стать Netflix. И уже буквально через 3 года после того, как Netflix занялось разработкой собственного контента, на разных стадиях производства у них было больше оригинальных сериалов, чем у HBO — долгоиграющего лидера премиумного кабельного сегмента, находящегося в бизнесе уже более 40 лет. И если в 2013-14 году можно было запросто поспевать и просматривать большинство сериалов от Netflix, то уже в 2016 году компания выпустила 126 оригинальных программ, больше чем любая другая телевизионная сеть США. HBO же в свою очередь и вправду, видя очевидные преимущества модели, несколько лет назад попыталась «стать» Netflix, запустив свой собственный стриминговый сервис HBO Now.
На текущий момент Netflix располагает базой из более чем 100 млн. подписчиков по всему миру. За текущий год компания потратила примерно $6 млрд. на производство контента и собирается потратить $8 млрд в следующем. Ужасаясь подобными цифрами, ещё год назад конкуренты Netflix опасались того, что на рынке может образоваться настоящий монополист. Однако, текущие события складываются таким образом, что в ближайшее время мы сможем воочию наблюдать за настоящей битвой гигантов за наше внимание и деньги.
Первое, что бросается в глаза – постепенное и уверенное усиление конкурентов, в частности Hulu и Amazon, чьи сериалы становится сложно игнорировать. Их качество оценивают как зрители, так и критики, с каждым годом все чаще номинируя на статуэтки таких премий, как Эмми и Золотой глобус. Amazon, объявляя о своих серьезных намерениях и дальше участвовать в битве, недавно приобрела права на вселенную «Властелин Колец» за гигантскую сумму в $250 млн. На производство сериала, очевидно, планируется потратить как минимум столько же. Получив свою «Игру Престолов», не пожалев никаких средств, компания сможет составить серьезную конкуренцию на рынке онлайн сервисов по подписке.
Второе, чему стоит опасаться Netflix – появление новых серьезных игроков на рынке. Apple и Facebook объявили, что собираются потратить по $1 млрд в 2018 году на оригинальный видеоконтент, что безусловно является не большими суммами для этих компаний, но сам факт того, что их интересует это направление говорит о многом. Куда более осязаемым соперником для Netflix становится компания Disney, анонсировавшая о запустей своей собственной стриминговой платформы в 2019 году, флагманом которой станет новый оригинальный сериал во вселенной Звездных Войн. Одной только этой новости хватило бы, чтобы громка заявить о себе, но такому гиганту как Disney этого мало – компания планирует забрать у Netflix весь контент от Marvel, включая не только фильмы, но и сериалы, чем безусловно сильно ослабит конкурента.
Очевидно, что Netflix свои позиции отдавать не собирается и, к счастью, у компании еще есть пространство для манёвров, которые бы помогли увернуться от атак конкурентов со всех сторон. Вполне возможно, что вскоре мы услышим новость о покупке какой-нибудь известной лицензии стриминговым гигантом.
Влияние стриминговых сервисов нельзя недооценивать. Безусловно, с их приходом в нашу жизнь, изменилась как модель потребления телевидения зрителем, так и принципы самого нарративного построения сериалов. Ранее все повествовательные механики были направлены на одну цель – соблазнить зрителя посмотреть следующий эпизод через неделю. Теперь же, когда целый сезон сериала выпускается в один день, подобных ритмико-композиционных ограничений нет и сам сюжет ощущается более естественным и плавно протекающим, что способствует нынче популярной модели просмотра сериала в крайне сжатые сроки – за 1-2 вечера.
Постепенно, благодаря всем этим особенностям, ситуация сводится к тому, что мы начинаем потреблять значительно больше контента. Что играет на руку его производителям. Ни для кого не секрет, что Netflix собирает хоть сколько-нибудь важную информацию о предпочтениях зрителя и о том, в чем сейчас есть потребность. На основе этих данных и появляются новые шоу. Причем аналитические алгоритмы работают настолько хорошо уже сейчас, что они не то чтобы поспевают за трендами, они их предвосхищают. Взять к примеру тот же Stranger Things, который предугадал и запустил ностальгическую волну по восьмидесятым. Или 13 Reasons Why, который вызвал настоящий метамедийный дискурс вокруг своей достаточно провокационной тематики.
Безусловным выводом может служить лишь то, что в ближайшее время нас ждёт огромное количество качественного и дорогого оригинального контента, который будет служить основным орудием в борьбе за наше время и кошельки. Благодаря достаточно развитому инструментарию по анализу наших предпочтений и внушительным ресурсам, процесс по производству передач под все целевые запросы и для всех аудиторий вскоре достигнет неостановимых масштабов. Стоит ли этого бояться вопрос открытый, но игнорировать новообразовавшуюся модель предоставления и потребления контента уже невозможно.
Источник: DTF