И всё больше напоминают ПК.
В пользу покупки консоли всегда было два весомых аргумента: «Вставил диск и играешь», а также «Её не нужно регулярно апгрейдить».
В этом поколении систем я почти не использую эти доводы, когда советую консоли друзьям и с большой осторожностью привожу их в спорах со сторонниками ПК.
У консолей больше нет главного преимущества перед компьютерами. Они перестали «просто работать».
Современные консоли учат терпению
Как было раньше? Вставил диск или картридж в консоль и играешь. Никакой мороки — только следи, чтобы диски не царапались, а картриджи не пылились. Сейчас же приходится ждать пока игра установится, а затем ещё немного — пока скачаются все обновления.
Вот моя история нетерпеливого игрока. Я купил диск с Gears of War 4. Прихожу домой, вставляю его в консоль, начинается установка. Через пару минут система поставила четыре гигабайта и сообщила, что игру можно запускать. Запускаю — мне говорят, что необходимо скачать обновление. Консоль возвращает меня на главный экран, а к установке добавляется ещё 40 гигабайт. Скорость 38 Мбит/сек. Прикидываю, сколько мне ждать: получается, что поиграть я смогу приблизительно через два с половиной часа.
Ждать не хочется, и я решаю отключить консоль от сети. Заново вставляю диск. Вновь начинается установка. Когда мне разрешают запустить игру, то я обнаруживаю, что могу лишь походить по меню. Сюжетная кампания установлена на 50%. Решаю подождать.
Перед установкой игры я включил секундомер. В итоге прошло 39 минут, прежде чем Gears of War 4 заработала. Примерно столько же времени я ждал в начале нулевых, пока Splinter Cell установится с четырёх CD на ПК. А ведь ещё на прошлом поколении любую из «старых» Gears of War можно запустить с диска и сразу же играть.
Я проверил ещё несколько игр на Xbox One: Halo 5, Quantum Break, Halo: The Master Chief Collection. Все они сначала целиком устанавливались на жёсткий диск системы и до того не позволяли даже начать одиночную кампанию. Даже мультиплатформенная Fallout 4 отказалась запускаться, пока не поставилась на жёсткий диск.
На PlayStation 4 ситуация не сильно лучше. У Horizon Zero Dawn 16 ГБ с диска установились за 18 минут и вдобавок пришлось загрузить небольшой патч на 300 МБ. Лучше ситуация с Uncharted 4: A Thief’s End и Doom (самые тяжёлые игры, что у меня есть для PS4; обе занимают более 50 гигабайт) — в них можно играть уже после минутной предустановки. А патчи в районе 15 ГБ консоль позволяет оставить грузиться на фоне. Правда всегда есть вероятность, что без обновления в игре могут остаться какие-то мелкие ошибки, но с этим можно смириться.
По старинке из нынешних систем работает только Nintendo Switch. Картридж с The Legend of Zelda: Breath of the Wild достаточно вставить в консоль, и она сразу же позволит запустить игру, да и обновления можно отложить.
В некотором смысле, и сейчас консоль можно использовать, как раньше. Отключить интернет, вставить диск (картридж) с игрой и отправиться в виртуальный мир в крайнем случае через сорок минут. Но кому-то эти сорок минут ожидания могут испортить первые впечатления от игры. К тому же устанавливать приходится самую раннюю версию без патчей. Велика вероятность, что в ней есть баги, которые ещё больше испортят опыт.
Словом, времена, когда партию Gran Turismo 3 отзывали из магазинов просто потому, что она не поддерживала некоторые рули, давно прошли.
Цифра против дисков
В цифровых магазинах игру можно предзаказать заранее и запустить, как только она выйдет. Обычно — в полночь. В магазин за диском я смог бы пойти только утром.
Предварительная загрузка помогает даже выиграть время. Для меня это веское, но единственное преимущество «цифры». Мне всегда нравилось играть в ожидаемые или только что купленные проекты сразу же, пока не пропал интерес.
Однако если я покупаю игру после того, как она вышла — всё по-другому. Хорошо, если это инди-игра, которая весит меньше пары гигабайт и скачается за десять минут. А если я спонтанно купил Prey в PSN и хочу играть в неё прямо сейчас? Она весит привычные для современного блокбастера 40 гигабайт. В лучшем случае, если скорость загрузки не упадёт, как обычно, я смогу запустить её через 8 часов. Приходится оставить Prey закачиваться на ночь — самый безболезненный способ дождаться. Но ведь хотелось поиграть сразу же.
Помню, мне очень нравилась идея, что в игры на текущем поколении можно играть, пока они скачиваются. В теории она могла бы спасти от неприятного ожидания, но на практике не работает. Сейчас от большинства проектов отрезают кусочек размером с демоверсию и позволяют проходить его бесконечно, пока не загрузится остальной контент.
Так в NieR: Automata можно было пробежать ту же самую демоверсию, что выходила незадолго до её релиза, пока грузилась остальная игра. Притом прогресс в этом кусочке не сохранялся, если игру закрыть, не дождавшись окончания загрузки.
Лучше всего идею реализовали в Wolfenstein: The New Order. Игра состояла из глав. Эти главы загружались отдельно. Можно было проходить первую главу, пока скачивается вторая, вторую, пока скачивается третья и так далее.
Вот только какой опыт вы получите — зависит от скорости вашего интернета. Я после каждой пройденной главы ждал по часу, чтобы продолжить прохождение. В конце концов мне это надоело, и я оставил Wolfenstein скачиваться на ночь, чтобы пройти залпом на следующий день.
Промежуточные консоли
Меня расстраивает, что сами консоли начинают напоминать ПК. Это всё ещё закрытые системы, но их в некотором смысле теперь можно обновлять.
Из-за PS4 Pro и скорого выхода Xbox One X тяжелее становится только потенциальным покупателям. Какую систему купить: обычную и дешёвую или мощную и дорогую? Тем же вопросом я обычно задаюсь, когда собираю себе новый компьютер. Но если компьютер можно взять впрок, то с консолями сложнее.
Сейчас идёт четвёртый год текущего поколения систем. Так как Sony и Microsoft обещают полную обратную совместимость между играми для основных и промежуточных версий, то вряд ли они смогут сильно растянуть цикл. История показывает, что платформодержатели обновляют линейку не реже, чем раз в 5-8 лет. И сейчас их будут тянуть назад оригинальные PS4 и Xbox One — ведь для них в первую очередь продолжат оптимизировать игры.
Сравнивая графику Horizon Zero Dawn на PS4 и PS4 Pro, я не вижу той ощутимой разницы, из-за которой мне захотелось бы отдать предпочтение более мощной консоли. К тому же, чтобы система раскрыла себя по максимуму, неплохо бы купить телевизор с поддержкой 4К. И желательно не самый простой за 20 тысяч рублей, а хотя бы более-менее качественный, тысяч за 50.
Взять PS4 Pro, чтобы сохранения и локации в третьем «Ведьмаке» загружались быстрее? Не думаю, что 14 секунд исправят ситуацию. Можно докупить SSD и выиграть ещё немножко времени. Хотя всё равно ждать перед статичным экраном предстоит не меньше минуты. В таком случае разумнее накопить на хороший компьютер, где игра к тому же выглядит лучше.
Консоли перестали «просто работать». Сейчас сложно без сомнений приобрести себе платформу для игр — приходится задумываться, какую версию системы купить. Сбои в цифровых магазинах раздражают, скорости загрузки игр расстраивают. Из-за этого портятся общие впечатления от игр.
Да, это цена, которую приходится платить за мультиплеер и прочие сетевые сервисы. Но я искренне скучаю по тем временам, когда можно было просто вставить диск или картридж и играть.
Источник: DTF