Представьте — где-то на севере Перу, посреди амазонских джунглей, съемочная группа во главе с режиссером Вернером Херцогом снимает его новый фильм, Фицкарральдо. Связи с цивилизацией практически нет, съемки идут очень туго и медленно, люди устали. Клаус Кински, играющий Фицкарральдо, действительно гениальный актер, но помимо этого, он очень эксцентричный и вспыльчивый человек, и порой его характер просто невыносим. После очередного скандала, устроенного Кински, к режиссеру Вернеру Херцогу подходит один из вождей индейцев, и предлагает наконец убить безумца. Херцог, отшучиваясь, любезно отказывается несколько раз, о чем потом еще не раз пожалеет.
Карлос Фермин Фицкарральдо — действительно существовавший человек, живший во второй половине 19 века, уже в 26 лет прослывший как самый богатый каучуковый барон в перуанской Амазонии, и умерший всего в 35 лет, разбившись на пароходе во время одной из экспедиций в Перу. Однако Вернера Херцога интересовала лишь одна деталь в истории этого человека — Карлосу удалось перетащить тридцатитонное судно через холм, разделяющий две параллельно идущие реки, чтобы достичь территории, богатой каучуковыми деревьями. Кроме этого эпизода, места действия и фамилии, фильму от реального Фицкарральдо не достанется практически ничего.
К началу съемок Вернер Херцог это уже состоявшийся, приближающийся к своему 40-летию режиссер, снявший более 10 фильмов, один из которых даже снимался в тех же амазонских джунглях — его «Агирре, гнев божий», сегодня считается классикой кинематографа.
Взяв ключевой эпизод с подъемом парохода на холм, Херцог написал сценарий. Фицкарральдо в нем стал мечтателем и меломаном, фанатично одержимым идеей построить в Икитосе, своем родном городке, настоящий оперный театр, и даже желает пригласить туда Энрико Карузо, реально существовавшего и широко известного в начале 20 века итальянского оперного певца. А роль каучукового барона, это лишь цель на пути к мечте — Фицкарральдо плывет за каучуком только для того, чтобы сколотить себе состояние для постройки театра. На главную роль Херцог взял Джейсона Робардса, на тот момент обладателя уже двух Оскаров, а на роль его друга и помощника — самого Мика Джаггера. Взяв деньги инвесторов, съемочная группа отправляется в Южную Америку на съемки.
Надо сказать, все пошло не так примерно с самого начала. Местные жители пускали слухи, что в результате съемок фильма реки иссохнут, и пришедшие белые люди изнасилуют женщин, в общем здорово работали над нагнетанием обстановки. 1 декабря 1979 года вооруженные индейцы Гуарани окружают съемочный лагерь и приказывают покинуть его, а когда лагерь опустел, Гуарани сжигают его дотла. Херцогу потребовалось 13 месяцев чтобы найти новый лагерь.
В январе 1981 съемки возобновляются в Икитосе, городе, выросшем на каучуке, и все вроде бы идет неплохо, но спустя 5 недель, когда 40% фильма уже снято, Джейсон Робардс, исполнитель роли Фицкарральдо, слег с тяжелым случаем амебной дизентерии. Улетев на лечение, Робардс так и не вернулся — врач запретил ему сниматься во время лечения. Потусовавшись какое-то время в съемочном лагере, проект, хоть и с неохотой, покидает и Мик Джаггер, ведь концертные туры и запись альбома никто не отменял (даже сейчас, когда ему под 80, он и не думает останавливаться). Херцог вычеркнет персонажа Джаггера из сценария, и позже назовет его уход самой большой потерей в карьере режиссера.
Время идет, а актера на главную роль нет. Херцог рассматривает варианты Джека Николсона, и даже самого себя, но в итоге на роль соглашается Клаус Кински, давний друг (и враг) режиссера. Вместе они уже сняли три фильма, и, как говорят, только Херцогу удалось обуздать дикий нрав актера. Однажды во время съемок «Агирре, гнев божий», Клаусу все надоело, он закатил очередную истерику, и, сев в лодку, сказал, что покидает съемки. Херцог подошел к нему, и сказал, что сейчас возьмет ружье, и выпустит все пули кроме одной в Клауса, а последней застрелиться сам. С тех пор, по словам Херцога, съемки были сплошным удовольствием. Эту историю почему-то ошибочно приписывают к съемкам Фицкарральдо, и говорят, что у Херцога в этот момент в руках был револьвер, но сам Херцог говорит, что это уже додумывания самого Клауса, с целью приукрасить ситуацию.
Херцог возвращается в Германию, собирает вместе инвесторов, которые в недоумении спрашивают, есть ли у него силы продолжать проект, и вообще, что делать дальше. Херцог уверенно говорит, что съемки продолжаться, и что он все еще полон сил.
Апрель 1981, четыре месяца спустя. Клаус Кински пребывает в аэропорт Икитоса, и съемки возобновляются. Специально для съемок был куплен полноценный теплоход 1906 года, у которого был восстановлен двигатель. Но съемки спланированы так, что нужны три теплохода, чтобы снимать одновременно в нескольких местах, поэтому потом покупается еще один точно такой же теплоход, и строится декорация третьего. Съемочная группа перемещается на 1500 миль южнее Икитоса, в более дикую местность, и в группе уже начинают думать, что Херцог нарочно создает ненужные трудности, Херцог же считает что таким образом изолированное местоположение больше раскроет актеров и съемочную группу. Теперь нужно ждать, пока судно доплывет до нового лагеря.