Конец прекрасной эпохи: обзор «Не время умирать»

Грандиозное завершение пятнадцатилетней истории о Джеймсе Бонде в исполнении Дэниела Крейга.

После событий «Спектра» прошло пять лет. Джеймс Бонд ушёл в отставку. Он больше не агент 007: вместе с позывным остались позади и прошлое, и его фирменный смокинг. Теперь Джеймс хочет лишь наслаждаться мирной жизнью на Ямайке, где у него есть шикарное бунгало, внедорожник без крыши и десятки бутылок с виски.

Но долг, как и положено в фильмах этой франшизы, зовёт — миру вновь нужен Бонд. Лишь бывший агент МИ-6 способен справиться с новой угрозой в лице Люцифера Сафина — террориста, в руках которого оказывается биологическое оружие нового типа.

Пятнадцать лет — большой срок для любой франшизы. С 2006 года мир полностью изменился: начинались и заканчивались войны и международные конфликты; появились новые технологии и гаджеты, социальные сети и сайты. Судьбы целых государств переворачивались с ног на голову, умирали и рождались миллионы людей. И всё это время у нас был один Джеймс Бонд — Дэниел Крейг.

Агент 007 нравился миллионам зрителей из разных поколений по нескольким причинам. Он — образец идеального мужчины, сильного и непоколебимого. А ещё в нём легко увидеть настоящего героя, который без лишних раздумий спасёт и ближних, и страну, и целый мир. Джеймс Бонд попросту безупречен: он всегда будет любимцем женщин, а старость ему и вовсе не грозит. И стоит зрителям заметить у героя седые волосы и морщины, продюсеры заменяют его молодым и перспективным актёром. Цикл продолжается вновь.

В «Не время умирать» эта формула слегка поменялась. Конечно же, Бонду всё опять нипочём: он с лёгкостью прыгает с большой вершины на тросах, в одиночку справляется с сотнями наёмников и выходит сухим из воды даже в самых безвыходных ситуациях. Но в этом фильме Джеймс предстаёт другим человеком — уставшим от бесконечных заданий и опасных ситуаций. Чем мрачнее для него становится нынешняя реальность, тем ярче сияет славное прошлое. Да, агент 007 постарел.

Герой Крейга, по сути, живёт прошлым. По ходу истории он вспоминает Веспер из «Казино Рояля», разговаривает о былом со своим давним другом Феликсом Лейтером, подшучивает над Кью и обсуждает прошлые подвиги с Мэллори — начальником МИ-6. На поколение новых агентов Бонд смотрит исключительно с иронией: заносчивая выскочка Номи с позывным 007 в исполнении Лашаны Линч вызывает у него ухмылку, а неопытная Палома (Ана де Армас) — добрый смех. В них он видит собственное отражение и понимает, что уже не сможет смотреть на мир так же.

И мы, зрители, как никто понимаем Джеймса. Оглядываясь в прошлое, трудно не поддаться соблазну и не пытаться сравнивать новую часть с предыдущими. «Не время умирать» уступает по темпу повествования и накалу «Казино Роялю» и не восхищает визуально, как то было со «Скайфоллом». Зато режиссёр Кэри Фукунага, снимавший первый сезон «Настоящего детектива», создал самую масштабную и комплексную ленту в истории франшизы. Фильм длится аж два часа и сорок с лишним минут, но в руках постановщика продолжительность становится не изъяном, а преимуществом.

Фукунага сознательно иронизирует над образами Бонда и его соратников, показывая их в новом свете. От чрезмерной мрачности «Спектра» не осталось и следа: персонажи постоянно шутят и подкалывают друг друга. Обилие комедийных сцен, безусловно, — главная неожиданность фильма, и благодаря актёрам почти весь юмор попадает в точку.

Такая непринуждённость на самом деле необходима истории: если уж прощаться с Крейгом, то по полной программе. Экшена здесь как никогда много, и многие сцены по-настоящему впечатляют своей постановкой. Особенно хорошо смотрится масштабная погоня в Италии из начала фильма и перестрелка в норвежском лесу. Третий акт же почти целиком состоит из больших боевых сцен, которые по масштабу превосходят и «Казино Рояль», и «Скайфолл».

Но Фукунаге всё же интереснее развитие образа самого Бонда и его окружения. Постаревший агент в его видении кажется слегка неуклюжим и даже лишним в современном мире шпионажа. Он неоднократно совершает ошибки и ведётся на уловки противников. Агента 007 теперь нельзя назвать безупречным. В последнем фильме его образ наконец стал более приземлённым и понятным.

Джеймс Бонд, как и все мы, хочет любви и понимания. Будь его воля, он бы оставил прошлое позади и жил бы как все обычные люди. Ему надоело терять близких людей и товарищей, не хочется вновь и вновь сталкиваться с очередными злодеями и влезать в дела международной разведки. В молодости он был готов заниматься этим круглые сутки. В зрелом возрасте ему ближе рыбалка и посиделки в баре с пивом в руках.

Но долг обязывает его отринуть личную жизнь и жертвовать своими желаниями ради спокойствия в мире. Бонд здесь показан по-настоящему несчастным человеком, который даже со злодеем из «Спектра» имеет больше общего, чем со своей возлюбленной. Такова его доля.

Кэри Фукунага подводит зрителя к логичному для героя концу, завершая все сюжетные линии из предыдущих фильмов. Это грандиозное заключение для Бонда в исполнении Дэниела Крейга и его последний час славы в этом образе. Путешествие длиною в пятнадцать лет не обрывается на полуслове, а заканчивается поистине красиво.

У «Не время умирать» есть лишь одна существенная проблема — главный злодей. Оскаровскому лауреату Рами Малеку попросту нечего играть в комичном образе террориста Люцифера Сафина. Его мотивацию раскрывают буквально одним предложением, а предысторию в деталях и вовсе не рассказывают.

Малеку остаётся лишь произносить клишированные монологи, и его персонаж на самом деле не очень-то и нужен сюжету. С Бондом у него нет никакого интересного конфликта, и финальное противостояние между ними получилось каким-то сумбурным — словно злодея прописывали в последний момент. Это большое упущение для подсерии с Крейгом, где антагонисты всегда были яркими и запоминающимися: вспомнить только Ле Шиффра и Сильву.

Из-за персонажа Малека центральный конфликт не складывается в единый паззл и не ощущается по-настоящему значимым. Бонд вполне мог противостоять безликой организации, и история от этого бы ничего не потеряла. Но в итоге концовка несколько смазывается. Финал мог получиться ещё более впечатляющим, если бы Бонд противостоял убедительному злодею.

Но даже такой большой недостаток не сильно портит общую картину. «Не время умирать» — настоящий праздник для всех фанатов Джеймса Бонда и трогательное посвящение Дэниелу Крейгу в этом образе. Дальше персонажа ждёт перезапуск и новый актёр, которому будет чему поучиться у своего предшественника.

А пока хочется лишь поблагодарить весь актёрский состав, режиссёров и съёмочные команды за это прекрасное путешествие длиной в пятнадцать лет. Прощай, Дэниел Крейг. Спасибо тебе за всё.

#джеймсбонд #невремяумирать #обзоры #мнения

 

Источник

Читайте также