Бывает разная литература
Бывает бульварная литература, по-другому низкая, легкая, где автор не рассчитывает на способности читателя к анализу, оставляю у своего только один уровень восприятия — сюжетный. Такую книгу прочитаешь и в последствие мало что о ней сможешь вспомнить, разве что особо острые детали сюжета и свои ощущения. Все это преследует одну единственную цель — доставить читателю удовольствие, окупить потраченные деньги. Бывает тяжелая, интеллектуальная литература, несущая в себе многоуровневую структуру, где не только сюжет играет роль, но и определенные идеи. Тут писатель заставляет думать, сопоставлять, соглашаться и вести полемику на тему предложенной идеи.
Роман «Конец вечности» небезызвестного фантаста Айзека Азимова, написанный в 1955 году, конечно же, относится ко второму типу. Он считается одним из самых лучших романов данного автора, если не лучшим. Это я прочитала в Википедии и немного удивилась. Обычно самыми упоминаемыми и восхваляемыми произведениями Азимова называют «Я, Робот», «Двухсотлетний человек» и «Основание». Даже книга, которую я купила в букинистическом магазинчике, называлась, прежде всего, «Я, Робот», а сабж будто шел чисто в придачу. Хотя я не особо разбиралась, я просто похватала всего Азимова, что там был, и ушла довольная.
Во время прочтения я сделала большую ошибку, начав читать его на скучных уроках, в автобусе, и в местах, где я в целом нахожусь в расфокусированном состоянии. Это книга про «думать», и поняв это, я перенесла чтение в более спокойные декорации, но тем не менее, первые главы из-за этого мне запомнились только в общих чертах, а последующие я читала с полным погружением и иногда перечитывая страницы.
О чем, собственно, роман
Это роман о путешествиях в будущее и изменения реальности, только намного более глобальные, чем «убить свою бабушку», тут речь идет обо всей человеческой истории на многие-многие столетия вперед. Сюжет происходит в очень интересном и проработанном мире будущего.
Местная легенда гласит: однажды так получилось, что один гениальный учений открыл темпоральное поле, а из этого открытие вытекло создание вневременной организации Вечность, которая может видеть все будущее человечества и манипулировать им, избегать войны, атомные удары и прочие аспекты, способствующие регрессу человечества.
Чтобы производить эти изменение, у них есть огромный штат специалистов с разными специализациями. Кто-то вычисляет, какое изменение возымеет определенный эффект, другие изучают общества разных столетий и влияние изменений на культуру, различные произведения искусства и многие другие. Вся их работа нацелена на то, чтобы увидеть в полотне истории неверные шаги человека, приводящие к ужасным последствиям и найти Минимальное Необходимое Воздействие (МНВ), устраняющее из истории данное неверное решение, но предварительно сохранить лучшие плоды труда человеческого гения, будь то литература или изобретения и сохранить их в музеях Вечности. Подавляющее количество специалистов мужчины, потому что их легче изъять из времени, женщин крайне мало, в романе описана только одна — Нойс Ламбент, но она не была штатным членом организации, и вскоре после выполнения своей работы была возвращена в свое столетие.
Важно отметить, что времяне, люди не служащие в Вечности, даже не подозревают, что их Реальность постоянно изменяется, что логично, никто просто ничего не помнит, одни воспоминания заменяются другими и все идет дальше ровно, как и шло. Для вечных такие количества изменений давным-давно обесценили значение человеческой истории и возможность представлять ее как единое полотно. Вообще, тут все довольно жестко, по этике организации вечные должны быть беспристрастны, не сопереживать людям века, в отделении которого они работают. Как только замечается малейшая заинтересованность в столетии и в определенных изменениях, сотрудника переводят в другое, желательно подальше минимум на 200 лет.
Наш главный герой — Эндрю Харлан — имеет специализацию Техника, он должен найти и совершить то самое МНВ, которое иногда может сводиться к простому «передвинь один ящик из одного места в другое», но всегда оказывает нужное для изменения воздействие. Люди этой специализации крайне презираемы другими специалистами за то, что именно они вносят то порочное и с какой-то стороны неправильное действие, обрушающее и изменяющее жизни миллионов людей, уничтожающее произведения искусства и научные достижения. Но все же очередная предотвращенная катастрофа пересиливает все негативные эффекты, появляющиеся в новой версии Реальности после вмешательства.
В условном первом акте читателю кажется, что существование организации как Вечность очень полезно и является чем-то непоколебимо правильным. Но, двигаясь по страницам романа, выясняется, что не все так радужно. Главным побочным эффектом всех проводимых изменений является отсутствие развития космических технологий, все попытки человеческой цивилизации колонизировать планеты раз за разом заканчиваются провалом. Под контролем у вечности около 70 тысяч столетий развития человечества и все это время люди остаются заперты на своей родной планете Земля.
Вот я и подкатилась одной из главных мыслей этого произведения и сформулирую ее так:
«Что для нас важнее: безопасность и стабильность, которые, по сути, не ведут ни к чему или же риск, мечта, дерзновение, ведущие нас в далекие путешествия в неизведанные уголки вселенной?»
Это звучит очень романтично, но не остается без практического объяснения. Дело в том, что Вечность не успела добраться до столетий с 70000 до 150000, люди в них узнали об истинном предназначении организации, и, пока корпорация не разместила у них свои отделения, они закрылись от воздействия и проникновения. Времена эти стали называться служителями Вечности загадочно и мистически — Скрытые Столетия.
Автор очень плавно ведет читателя от уверенности в первой позиции к полному убеждению во второй, именно по этому принципу я условно разбиваю роман на три акта. Автор играет с читателем, сеет в его разуме сомнения, так же как это делает Нойс с Харланом.
Терки за цели и средства
Начну издалека.
Вечным очень тяжело живется, особенно специалистам. Еще в отрочестве, когда людей отбирают в Вечность на обучение, самым тяжелым становится принятие того, что они уже никогда не вернутся домой, что в следующих Изменениях их дом и семья могут вовсе перестать существовать. Некоторые не могут свыкнуться, пытаются покончить с собой, как сосед главного героя. Далее наступает настоящая работа. Так как специалисты выполняют всю ключевую работу с Изменениями, им не то чтобы запрещено, но минимум порицаемо вести деятельность, отходящую от их специализации, свободного времени у них мало, следовательно, невозможно реализоваться как личность, иметь более глобальные увлечения, но самая главная проблема – в Вечности нет женщин. Имеется возможность иметь связь с женщинами из времени, но это практически невозможно, и чаще всего невыносимо. Чтобы не внести существенных изменений в полотно времени, все риски тщательно просчитываются. Чаще всего оказывается так, что выбранная женщина умирает рано, именно поэтому она подходит для связи.
Такая напряженная, полная разочарований жизнь, попытки суицида у некоторых приводят к становлению всего этого общества вечных «клоакой закоренелых психопатов, спутанным клубком человеческих жизней, беспощадно вырванных из своей среды». Они уверены в благородной миссии, которую несут, словно мученики, но на самом деле они стали своеобразными богами в своих глазах, а людей из времени перестали воспринимать как людей вообще. Погрязли в собственных интригах.
Изначально Эндрю Харлан уверен в правильности вершимой ими миссии, он воспринимает Изменение, как что-то действительно необходимое и правильное, но тяжелое.
«Вечность — не забава и не развлечение для скучающих особ. Мы работаем дни и ночи. Мы осуществляем величайшую миссию. Мы изучаем до мельчайших подробностей все Времена с основания Вечности и до последних дней рода человеческого и рассчитываем неосуществленные возможности, а число их бесконечно, но среди них нам надо отыскать самые лучшие, а затем мы ищем момент Времени, когда ничтожное действие превратит эту возможность в действительность, но и лучшая действительность не предел, и мы снова ищем новые возможности, и так без конца…»
Но по ходу романа под влиянием различных обстоятельств он видит это расслоение на «высших» вечных и «низших» времян, ему это противно. Все его принципы начинают рушиться, Вечность перестает быть для него идеальной и полной добродетели организацией. В начале этого осознания можно наблюдать, как герой метается, думает, как можно это изменить, сделать Вечность лучше, но, с увеличением осознания и чувства собственной вины из-за сопричастности к такому ужасному механизму он приходит к единственному верному выводу и решению уничтожить Вечность.
Окончательная смена вектора личности Харлана происходит буквально за секунду, вызвана одной единственной фразой Нойс. Она спрашивает его, кто дал им право распоряжаться судьбами стольких людей, и Эндрю все понимает.
Вечность руководствовалась высшим благом, совершая свою справедливость, но кто определяет что такое это высшее благо? Автор считает, что ответить на этот вопрос невозможно. Вечные были уверены, что они улучшают реальность, увеличивают сумму человеческого счастья, но это убирает из жизни неблагоприятные условия, способствующие развитию, эволюции. Как сказал Твиссел:
«А вдруг мы, несмотря на все наши самые честные и благородные намерения, остановили эволюцию человека, потому что боялись встретиться со сверхлюдьми?»
По итогу мы имеем абсолютно уникальное произведение, которое сумеет завлечь и любителя сюжетных поворотов и неожиданных развязок, так и читателя, который любит копнуть глубже, порефлексировать и пропустить через себя прочитанное. Так как я назвала этот кусок… кхм, набора буков ревью, то оставляю за собой право байтить всех, кто дочитал до конца — прочтите «Конец вечности», вы не пожалеете, это всего двести страниц, зато каких страниц.
Читайте книги, не нарушайте естественный ход времени и процветайте!
Afterword
Если вы ничего не поняли, то извиняюсь, но в первую очередь я пишу для себя, чтобы переварить у себя в голове все прочитанное, а не просто поставить книгу на полку.
Ух и дикий же тут текстовый редактор, но я была готова. Главное что я поняла — слишком уж я переоценила собственные способности к написанию текстов такого формата, да еще и на многабукав. Слишком много воды, слишком мало обещанной мной аналитической части, будто сочинение в школе пишу, ей-ей. Но, само собой, не все и не сразу, чтобы научиться писать хорошо, нужно сперва очень много написать чего-то проходного. Буду учиться, что ж.
До следующего когда-нибудь!