Что такое «Marvel. Официальная коллекция» от Hachette
Серия не зря носит негласное название «черная коллекция Hachette» — учреждена она группой издательств Hachette, а все книги выходили в твердом черном переплете с порядковыми номерами и маркировкой 16+.
На корешке каждого выпуска — часть цветной картины: будучи собранными по порядку, они образовывали на полке фреску с героями Marvel — вроде той, что на картинке.
В серии выходили отдельные сюжеты известного издательства, посвященные тому или иному герою или команде. Про одного героя могло быть несколько книг, но они редко продолжали друг друга: сюжеты укладывали максимум в два тома, которые к тому же выходили не друг за другом, а с перебивкой на другие истории.
Серия выходила очень долго…
Коллекция стартовала 9 января 2014 года и чуть-чуть не дотянула до своего 6-летия. А еще она живой реликт той эпохи, когда в нашей стране начался комикс-бум.
«2014 год как бы подготовил волну дальнейшего бума на комиксы в России. В тот момент на рынке уже работало несколько издательств, стали появляться новые. Кроме того, выходили фильмы по комиксам, которые во многом способствовали формирования интересов к этому жанру. К тому же, тогда уже выросло поколение читателей, которые стали читать комиксы в начале 00-х, когда их выпускали издательства „Комикс“, „Ровесник“ и др. И многие из этих людей по-прежнему любили комиксы и хотели их читать», — объяснила главный редактор компании Panini, со-издателя серии Hachette, Наталия Нестерова.
В среднем в месяц выходило по 2-3 тома коллекции. Такой формат — когда какая-то антология или энциклопедия выходит регулярно в виде журналов или книг — называется партворком.
Как правило, у партворка есть четкий план выхода на несколько лет вперед — был он и у «черной коллекции»: изначально в ней планировалось всего 60 томов. Потом ее несколько раз продлевали, и последний выпуск в декабре 2019 года станет уже 156-м.
Наталия Нестерова связывает продление серии с ее популярностью. Вот только это плохо состыковывается с тем, что тиражи у новых выпусков планомерно снижались, с 162 тыс. у первого до 2 300 у 153-го в ноябре 2019 года. А поскольку старые выпуски еще и не допечатывались, то собрать сегодня всю коллекцию весьма проблематично.
Качество содержимого не всегда соответствовало внешнему виду
Фирменная черная обложка серии выглядела солидно — логично было и от содержания ожидать определенной планки качества, тем более что на официальном сайте коллекции писали о «самом высоком уровне предметного содержания и качества публикации».
К сожалению, и к содержанию, и к верстке отдельных выпусков претензии зачастую бывали не только у фанатов, но даже у тех, кто работал над серией.
«В целом впечатления от работы были негативными, несмотря на большие гонорары за перевод — создавалось ощущение, что не все участники издания книг одинаково заинтересованы в конечном результате. У меня как у переводчика было много вопросов к редактуре и корректуре моих текстов (думаю, корректуры могло и вовсе не быть). Для издания книги недостаточно получить качественный перевод, его надо хорошо обработать и оформить — но в готовых книгах нас часто ожидали неприятные сюрпризы. Казалось, что редакторы концентрируют внимание не на том, что важно — нам несколько раз присылали просьбу не упоминать выражение „нажать на курок“, но из печати мог выйти комикс с неправильными авторами на обложке», — рассказал совладелец магазина комиксов «Чук и Гик» Иван Чернявский, в прошлом работавший над переводами серии.
Впрочем, Наталия Нестерова говорит, что к нареканиям фанатов прислушивались, и в чем-то качество томов удалось улучшить. В интернете можно найти примеры ошибок в выпусках за последние два года, так что не беремся утверждать, что так и есть (все же примеров ошибок в более ранних томах явно больше).
Впрочем, Наталия Нестерова говорит, что к нареканиям фанатов прислушивались, и в чем-то качество томов удалось улучшить. В интернете можно найти примеры ошибок в выпусках за последние два года, так что не беремся утверждать, что так и есть (все же примеров ошибок в более ранних томах явно больше).
Серия была легкодоступна… поначалу
У формата партворка был неоспоримый плюс: в свое время коллекцию Hachette рекламировали на телевидении и продавали в газетных киосках даже там, где комикс-шопов нет и поныне. Для многих, включая автора этих строк, она стала точкой входа в приключения малознакомых персонажей (правда, книжек на мой город отпускалось немного, и приходилось постоянно интересоваться, не пришел ли новый выпуск).
Цена сначала тоже была доступной (всего 99 рублей), но со временем выросла аж в 9 раз (891 руб. в моем комикс-шопе). Сегодня, когда издание Marvel в мягкой обложке в среднем стоит вдвое дешевле, немного странно платить такую сумму за не всегда известные сюжеты, но вплоть до 47-го выпуска их цена (459 руб.) была вполне сопоставима с современными комиксами от издательства «Комильфо».
Многие сюжеты «черной коллекции» вышли в России впервые
До нас серия выходила в других странах, и в международную коллекцию входит 200 выпусков. В России порядок томов отличался от оригинального.
«Книги выбирались, исходя и из популярности тех или иных персонажей или тем у отечественных читателей. Специально к фильму „Дни минувшего будущего“ был подготовлен эксклюзивный том с одноименным комиксом, который потом издавался и в других странах», — рассказала Наталия Нестерова.
Выпуск «Капитан Америка: Зимний солдат» в России переименовали в соответствии с официальной локализацией фильма на «Первый Мститель: Другая война». Также в серию старались включать культовые вещи, так что уже в первый год в коллекции вышли такие сюжеты, как «Чудеса», «Дардевил. Рожденный заново» и «Человек-Паук. Последняя охота Крэйвена».
Все они впоследствии переиздавались другими издательствами. Впрочем, Иван Чернявский (который, помимо прочего, еще и партнер в издательстве Jellyfish Jam) считает, что столь ранний выход на рынок подобных историй ничего не изменил в глобальном плане — выпуск их вне рамок коллекции все равно оставался риском.
«Книги нельзя было дозаказать, поэтому измерить спрос на отдельные выпуски было практически невозможно. Если ты продал все свои 10 копий „Гражданской войны“ за неделю, значило ли это, что ты мог бы продать еще 10 на следующей, или 10 — это и есть все твои покупатели на эту книгу?», — отметил Иван Чернявский.
Однако нам видится, что определенная польза от «черной серии» была и тут: к выходу переизданий потенциальные покупатели уже успели полистать эти истории в магазине, а вот купить их — далеко не всегда.