Когда захочется чего-то уютного, доброго и успокаивающего — посмотрите «Три тысячи лет желаний»

Рассказываю про ламповую фэнтезийную мелодраму от, неожиданно, режиссёра «Безумного Макса».

Джордж Миллер удивляет каждый раз. Это может прозвучать странно ведь речь идёт о режиссёре, который больше 40 лет тянет одну франшизу. Но даже все части «Безумного Макса» получились совершенно разными, их невозможно перепутать.

Когда захочется чего-то уютного, доброго и успокаивающего — посмотрите «Три тысячи лет желаний»

А ещё он снял «Иствикских ведьм», придумал «Бейба» и поставил две части мультика «Делай ноги». Так что этот автор точно любит экспериментировать.

Снять постапокалипсис без денег — окей. Сделать главным героем поросёнка — легко. Продолжение франшизы спустя 30 лет — покажу лучший экшен.

«Три тысячи лет желаний» — очередной необычный опыт Миллера. Самый камерный и прямолинейный в его карьере. В этом его главное достоинство и одновременно недостаток.

Режиссёр взял за основу сборник современных переосмыслений сказок «Джинн в бутылке из стекла „соловьиный глаз“» Антонии Сьюзен Байетт и превратил его в размышление о важнейших составляющих человеческих отношений.

В новой картине Миллер говорит о двух связанных темах: любви и одиночестве.

Причём делает это настолько нарочито просто, что «Три тысячи лет желаний» очень легко назвать пустышкой и простой мелодрамой. Но так же легко в этот фильм и влюбиться. Ведь здесь потрясающие актёры рассказывают истории и разыгрывают очень красивую драму.

«Тысяча и одна ночь» наоборот

Нарратолог Алитея (Тильда Суинтон) прилетает на конференцию в Стамбул. В аэропорту к ней подбегает искрящийся человек, произнося странные слова, а во время лекции героине является призрак. А дальше всё как в сказке: Алитея покупает старинный сосуд, открывает его в своём номере, и перед ней возникает Джинн (Ирис Эльба).

Мифическое существо предлагает женщине загадать три желания в обмен на свободу. Но Алитея знает достаточно историй, в которых джинны обманывали своих хозяев, поэтому она для начала просит нового знакомого рассказать, как же он попал в этот сосуд. Конечно же, всё дело в поступках его предыдущих хозяев и… любви.

Миллер остроумно делает главной героиней нарратолога, то есть человека, который изучает всевозможные истории, их структуру и схожие сюжеты. Это избавляет и Алитею, и зрителя от необходимости проходить всем известные этапы знакомства с мифологией.

Да-да, мы все знаем про три желания, про то, как можно вывернуть любую фразу в свою пользу, и даже про то, чего нельзя загадывать. Алитея много рассказывала об этом и точно понимает, что будет дальше. Поэтому ей не терпится перейти к основной части, да и нам тоже.

А ещё режиссёр прямым текстом напоминает, что истории — одна из важнейших составляющих человеческой цивилизации. Будь то книги, устный фольклор или кино — не стоит забывать, что за единичным исключением Миллер сам пишет сценарии своих картин.

По сути, две трети фильма — просто разговор главных героев, сидящих в халатах в номере отеля. А по большей части — монолог Джинна. Если отбросить визуализацию, это могла бы быть инди-драма, снятая начинающим режиссёром на любительскую камеру.

Но, к счастью, времена первого «Безумного Макса» прошли, и Миллер может позволить себе больший размах. Режиссёр превращает фильм в набор красивых новелл, действующими лицами которых становятся царица Савская, царь Соломон, султан Ибрагим и прочие реальные и вымышленные персонажи.

Каждая из историй сама по себе очень проста и очень красива. Хотя тут стоит признать, что с графикой Миллер работает хуже, чем с натурными съёмками в «Безумном Максе». Но всё же это сказка, да ещё и разворачивающаяся в воображении слушателя, она может быть немного мультяшной.

Объединяет все эти новеллы главная тема — они об одиночестве и поисках любви. А точнее о том, что люди слишком стараются найти чёткую формулу для счастья, но любая крайность лишь разрушает возможную близость. Да и в конце концов, нельзя сродниться с кем-либо, если даже в желаниях думаешь только о себе. И неважно, речь идёт о попытке выгодно выйти замуж или о мечте получить бесконечные знания.

Из этого и вырастает главная идея. Недаром Алитея повторяет, что ей хорошо и одной. Как раз люди, которые не ищут в паре какую-то обязательную компенсацию и решение проблем, а просто хотят быть рядом с близким человеком, и получают шанс на счастье. Но только шанс, а не гарантию.

От общего к частному

Интересно, что последняя треть фильма сильно отличается от его основной части. Причём финал можно воспринимать двояко: формально герои, наконец, выходят из гостиничного номера, то есть география повествования расширяется. Но визуально всё наоборот: красивые сказочные истории уступают место более реалистичному повествованию. Волшебные пейзажи сменяются индустриальным Лондоном.

Поначалу можно даже подумать, что режиссёр искусственно растягивает хронометраж: закончи он картину после главной просьбы героини, получилась бы идеальная романтическая история. Но если вдуматься, именно в финале Миллер рассказывает самое главное.

Для начала, это просто очередная ирония над традиционными сюжетами, которые заканчиваются на свадьбе или даже первом поцелуе. А как герои будут жить дальше, неважно (вспомните шутку про Ромео и Джульетту из «О чем говорят мужчины»). Но здесь это перерастает не в конфликты, а в другую трагедию. Настолько же печальную, насколько реалистичную.

А фоном, почти незаметно, маячит ещё один интересный подтекст — перегруженность современного мира информацией. Мы живём в окружении сотовых сигналов, интернета, телевидения. И всё это неизбежно разрушает и нас лично, и наши отношения.

Да, в такой морали легко увидеть старческое брюзжание. Однако если хотя бы ненадолго отбросить цинизм и понять ощущения героев, после просмотра захочется лишний раз выключить звук на телефоне во время ужина, чтобы оповещения из соцсетей не отвлекали.

Но даже если не обращать внимания на эту составляющую и не думать о концовке, останется главное — тот факт, что герои друг друга хотя бы «увидели».

Всю первую часть Джинн практически бесплотен, он лишь следует желаниям других и мечтает обрести свободу. Но так же незаметна и Алитея — Тильда Суинтон давно не позволяла себе таких простых ролей.

Оба — вечные рассказчики и вечные слушатели, но как будто бы не участники самой жизни. Но они знают много историй, из которых и вырастает их собственная. И за желание показать людей, которые, наконец-то, превратились из наблюдателей в героев, фильму можно простить многое.

От «Трёх тысяч лет желаний» не нужно ждать сюрпризов, грандиозности, динамики. От этой картины лучше вообще ничего не ждать. Её даже невозможно заспойлерить, настолько здесь всё просто и прямолинейно. Это просто сказка. Она снята не для того, чтобы поражать — с этим отлично справлялся «Безумный Макс».

Миллер выпустил небольшое тёплое кино, из которого можно даже убрать все волшебные элементы и оставить героев два часа разговаривать в комнате. История об историях. И об очень понятных людях. Пусть даже один из них — вовсе не человек.

Понравилось

  • Простая, но трогательная история.
  • Великолепные образы Суинтон и Эльбы.
  • Переосмысление сказок.
  • Параллели с жизнью обычных современных людей.

Не понравилось

  • Проблемы с графикой.
  • Некоторые истории слишком поспешны.
  • Мне зашло, но кому-то финал покажется искусственным.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

#джорджмиллер #тритысячилетжеланий #обзоры #мнения.

 

Источник

Читайте также