Когда Мэри Джейн поцеловала Человека-паука

В 20-ю годовщину фильма Сэма Рэйми рассказываем историю культового перевернутого поцелуя

Когда Мэри Джейн поцеловала Человека-паука

Взгляд со стороны съемок

Летом 2000 года Сэм Рэйми привел свою команду в Рокфеллеровский центр ради сцены с поцелуем. В поиске мест для съемок «Человека-паука» режиссер решил остановиться на саду на крыше здания для золотого часа романтической встречи между главным супергероем и Мэри Джейн Уотсон. Хотя изначально по сценарию Эм-Джей должна была поцеловать Человека-паука через маску, спустя время после залечивания раны в груди супергероем, Рэйми забеспокоился из-за ненадлежащей неестественной позы стропальщика паутины и понял, почему интимный момент на фоне заката будет кошмаром с материально-технической точки зрения.

У нас правда не хватило бы времени, чтобы снять сцену. Никто по-настоящему не обрадовался достигнутым компромиссам.

Даг Лефлер

Художник по раскадровке

Вернувшись в свой производственный офис в Лос-Анджелесе, Лефлер принялся искать обходной путь. Он нашел его в своем прошлом: В 90-х годах телевизионный режиссер часто устраивал постановки в которых, различные персонажи оказывались в кадре вверх ногами, впервые это произошло в эпизоде сериала «Удивительные странствия Геракла», а затем еще раз в «Спецэффектах».

Мне просто понравился силуэт профиль к профилю. Это выглядело круто.

Даг Лефлер

Художник по раскадровке

Копируя свою собственную работу, Лефлер начал раскадровку сцены, в ней Человек-паук спускается вниз головой в дождливом переулке, чтобы соприкоснуться с поджидающими губами Мэри Джейн.

Это показалось мне шансом сделать что-то визуально яркое, но относящееся к нашей истории. Это было весьма в духе Человека-паука — повиснуть вверх ногами.

Даг Лефлер

Художник по раскадровке

Рэйми понравился эскиз Лефлера — особенно когда продюсер Лора Зискин предложила Мэри Джейн снять часть маски Человека-паука для поцелуя. И хотя переулок не являлся в точности идеальным местом для Пятой авеню (которое в конечном итоге будет использовано для другой сцены), изменение местоположения — и положения тела — позволило Рэйми снимать в более контролируемой обстановке.

Он цепляется за любые детали. Если вы объясните ему все и преподнесете в кинематографической форме, понятной ему, он проявит к этому большое упорство.

Даг Лефлер

Художник по раскадровке

С новыми советами сценарист Дэвид Кепп и продюсер Элвин Сарджент приступили к пересмотру сцены, включив в сценарий акробатические трюки Спайди и неожиданное влечение Мэри Джейн, подготовив то, что впоследствии станет самым запоминающимся кадром фильма.

Все происходит примерно на полпути, спустя время после того, как Человек-паук (Тоби Магуайр) отвадил четырех грабителей от Мэри Джейн (Кирстен Данст). Под проливным дождем он быстро перескакивает здание, чтобы его не узнали, а затем через несколько секунд появляется рядом с ней, в маске и вверх ногами.

Желая поцеловать своего “сталкера-супергероя” в знак благодарности, Эм-Джей осторожно снимает с него маску чуть выше носа и начинает медленный, пылкий сеанс поцелуя; потом она останавливается, чмокает его в подбородок и снова накрывает нижнюю часть лица. Когда успокаивающая мелодия Дэнни Эльфмана достигает апогея, Человек-паук выбрасывает паутину и летит к крыше, оставляя Эм-Джей в бездыханном и затопленном переулке

В контексте истории эта сцена является катарсисом для Питера Паркера, редкой возможностью признать свою двойную личность и почувствовать себя уязвимым с девушкой, которую он любит. В гораздо большем масштабе это один из самых культовых и романтических поцелуев в истории Голливуда, уникальная и асимметричная композиция мокрых от дождя, переплетенных губ, никогда ранее не замеченных на большом экране.

У этого есть эмоциональная связь с аудиторией, к которой мы всегда стремимся. Иногда это превращается в нечто большее, нежели все мы.

Дон Берджесс

Оператор

Первый официальный поцелуй между Питером и Мэри Джейн датируется 1975 годом. Как пишет Джерри Конуэй в «Удивительном человеке-пауке № 143”, пара целуется в международном аэропорту имени Джона Кеннеди, пробуждая давно дремлющий роман, когда Питер садится в самолет до Парижа. Примерно через 20 выпусков после смерти Гвен Стейси «горячий момент» положил начало новой дуге в запутанной личной жизни Спайдермена.

Когда Гвен была исключена из сюжетной линии, я хотел развить отношения с Мэри Джейн, и я знал, что Питеру сначала нужно было пережить свою вину, раскаяние и горе из-за её потери. Все это должно было подвести нас к тому моменту, когда они вдвоем наконец-то осуществят свою романтическую мечту.

Джерри Конуэй

Сценарист комиксов издательств Marvel Comics и DC Comics

Внезапный отъезд Питера после поцелуя с Эм-Джей в конечном итоге стал лейтмотивом комиксов, и на протяжении всего повествования Конуэя, автор делал все возможное с намерением редких пересечений между Паркером и его возлюбленной. Несомненно он всегда старался, чтобы Питер, а не его альтер—эго, поцеловало Мэри Джейн, Конуэй знал, что двойная жизнь главного героя станет бременем в разгар борьбы с суперзлодеями.

Элемент фрустрации — это то, что заменяет сексуальное удовлетворение. Этот поцелуй должен был стать центральным моментом, точкой опоры, за которой последует остальная часть истории.

Джерри Конуэй

Сценарист комиксов издательств Marvel Comics и DC Comics

Хотя Питер не стал бы раскрывать свое второе я в трилогии Рэйми слишком рано, режиссер знал, что в его собственной сцене поцелуя потребуется такая же сила и динамика. Рэйми всегда представлял себе обоснованную историю, сфокусированную на неуклюжем подростке, однако романтический уклон сюжета не был в центре внимания, до тех пор, пока он не увидел, как Данст и Магуайр, который в то время болел ангиной, вместе читали лекции по химии в Берлине.

Как только мы собрали их вместе в комнате, бледность Тоби, казалось, изменилась, и он загорелся, а я начал активно участвовать в их истории любви, наблюдая, как они снимаются в сценах. Это было похоже на реальность, и я захотел посмотреть на это побольше.

Сэм Рэйми

Режиссер

В первой половине фильма Питер неоднократно искал возможности поговорить с Эм-Джей, не обладая присущей решительностью, правда в роли Человека-паука он обретает уверенность в себе. Его конкурирующие между собой личности, впрочем, приходят к своей кульминации в последующей сцене в переулке — “пороговом моменте для персонажа”, как однажды описал это Рэйми для Rotten Tomatoes.

Позже, отклонив приглашение Эм-Джей поужинать с ней, Питер натягивает на себя костюм, увидев, что за ней следуют подозрительные парни. Несколько мгновений спустя он отбивает её от них, повторяя сцену, которую Магуайр уже исполнял во время подготовки к съемкам, дабы развеять опасения Sony по поводу его комплекции.

Отснятие подлинной сцены потребовало у Рэйми аренды части студии Warner Bros. Это дало им с Хабберстадом (постановщик трюков) больше возможностей для контроля над необходимой такелажной оснасткой и дождевальными машинами. Также помещение помогло в творческом плане, Берджесс хотел запечатлеть перевоплощение Магуайра из бойца без маски в переворачивающегося с ног на голову скалолаза без каких-либо сокращений.

Я попросил [команду] соорудить люк в здании, так чтобы первый Человек-паук мог скрыться за ним, а затем второй Человек-паук мог опуститься вниз головой в кадр перед ней. Исполнительная часть всегда намного сложнее, чем мы ожидаем.

Дон Берджесс

Оператор

Дождь стал еще большей проблемой. В целях лучшего обзора падающих капель, Берджесс установил подсветку и обратился к бригаде по спецэффектам с просьбой усилить давление в клапане разбрызгивателя, убедившись, что его камеры достаточно водонепроницаемы перед напором.

Магуайр уже репетировал ощущения от того, будто он находится вниз головой в сухой среде, позволяя Хабберстаду закрепить и испытать свои ремни безопасности, предварительно попробовав еще раз с помощью обливаемого из шланга костюма.

Перед началом съемок Рэйми подарил Данст книжку на журнальном столике (книги, которые будут идеально смотреться на журнальном столике), полную знаменитых поцелуев из фильмов, что немного вдохновило её и помогло понять насколько романтичным и особенным Сэм хотел, чтобы это было. Но когда пришло время прижаться друг к другу губами, романтическая атмосфера испарилась под проливным дождем в 5 утра. Поскольку маска Магуайра была плотно натянута, вода стала попадать ему в нос, из-за чего он практически не мог дышать.

Я судорожно ловил ртом воздух в уголках губ Кирстен — бедняжка, я скорее прижимался к ней ртом, чем целовал ее.

Тоби Магуайр

Актер

Хотя съемка не заняла много времени, он слегка захлебывался, потому что не мог вытереть нос. Это не выглядело неприятным, но я думаю, так оно и было.

Сэм Рэйми

Режиссер

Что еще хуже, паре пришлось воссоздать поцелуй в другую ночь, потому что тесно облегающая мокрая маска Магуайра стала непригодной для ношения. Костюмерному отделу пришлось подгонять новый головной убор, который, по воспоминаниям Хабберстада уже был с разрезом на шее и довольно ослаблен, чтобы она могла стянуть её вниз к его губам. Но благодаря искусному монтажу и ловкости рук Данст, изменения помогли убедить в том, что она действительно сняла маску.

Несмотря на то, что Данст в основном помнит “две ночи замерзания под дождем”, съемочная группа чувствовала, что это был волшебный момент. Также это соединило расколотые реалии Питера, дав ему почувствовать, на что может быть похожа жизнь с Эм Джей.

Последствия этого решения проявляются и в финальной сцене фильма. На похоронах Нормана Озборна Мэри Джейн целует Питера вновь, и, как ей кажется, в первый раз. Питер отвергает ее предложение быть вместе, но когда он уходит, Эм-Джей прикладывает пальцы ко рту, узнавая его губы и осознавая, что ее лучший друг тоже может быть супергероем.

В них есть неизбежность. [Они] настолько связаны между собой, что трудно представить одного из них без другого.

Джерри Конуэй

Сценарист комиксов издательств Marvel Comics и DC Comics

Признание и постоянные отсылки

Когда Джоэл Галлен в 1992 году учредил премию MTV Movie Awards, его целью было создание телепередачи типа «Оскар», рассчитанной на более молодую аудиторию канала, интересующуюся поп-культурой. В основном это подразумевало включение в программу новых номинаций. Среди ярких экшн-эпизодов и злодеев Галлену не потребовалось много времени, чтобы определить, что ни одна категория не будет такой популярной, как Лучший поцелуй. Десять лет спустя, после дебюта «Человека-паука» в кинотеатрах, Галлен уже предвкушал разговоры о предстоящем шоу в следующем году.

За последнюю декаду с момента основания премии фанаты вознаградили все виды памятных поцелуев, от невинных (Анна Хлумски и Маколей Калкин — «Моя девочка») до нелепых (Джим Керри и Лорен Холли — «Тупой и еще тупее») и абсурдных (Сара Мишель Геллар и Сельма Блэр — «Жесткоие игры»).

Но этот был уникальным — страстный поцелуй, будто специально написанный для поклонников комиксов с MTV, с участием привлекательных молодых знаменитостей в блокбастере, получившем признание критиков и заработавшем 821 миллион долларов в мировом прокате.

Как бы свидетельствуя о победе, Галлену так понравился поцелуй, что он поддержал идею о создании пародии на него для премии 2003 года, пригласив своих коллег Джека Блэка и Сару Мишель Геллар. Позднее тем же вечером Данст, которая вдобавок выиграла номинацию за лучшую женскую роль, выбежала на сцену, чтобы получить награду за лучший поцелуй, благодаря отсутствующего Магуайра (он уже снимался в сиквеле), подшучивая над своими конкурентами и призывая фанатов посмотреть продолжение, где со смехом надеялась, что у них будет хороший сеанс поцелуев.

В течение следующего года поцелуй вылился в песню Weird Al и небольшую отсылку в «Шреке 2», пародии и прославления, подтверждающие, что подражание — высшая форма лести. Но только в 2005 году, когда Джош Шварц поместил “величайшую фантазию фаната комиксов” в промокший под дождем финал второго сезона «Одиноких сердец», его реноме взлетело до небес. Сосредоточив сюжет на муссонах в Южной Калифорнии, шоураннер догадался, что может воздать должное романтическому моменту Рэйми, имея в своем распоряжении занудного персонажа вроде Сета (Адам Броди). Почти полностью переделав сценарий, Шварц решил, Саммер (Рэйчел Билсон) оставит своего парня в аэропорту и помчится обратно для поцелуя и примирения с Сетом, а он будет свисать с крыши в маске Человека-паука (его единственная водостойкая защита), пытаясь наладить спутниковый кабель.Как и Магуайр и Данст, Броуди и Билсон сочли влажные условия и перевернутые губы неудобными и неромантичными.

С исполнением Oasis “Champagne Supernova” пара по-прежнему создавала схожее исполнение, делая “The Rainy Day Women” одним из самых популярных эпизодов за четыре сезона. (В период выхода в эфир он собрал 7 миллионов зрителей.) Даже Ави Арад, один из продюсеров «Человека-паука», позвонил Шварцу после показа и поздравил его с успехом.

Не желая полностью отказываться от поцелуя, Рэйми включил его варианты в оставшиеся части собственной трилогии, демонстрируя его волнообразный эффект посредством центральных отношений. В «Человеке-пауке 2» Мэри Джейн целует своего жениха, пока его голова запрокинута на диване, словно стараясь постичь давнее романтическое волшебство ее встречи со Спайди; в третьей части, на торжественном мероприятии в честь Человека-паука, Питер повисает вниз головой в своем костюме и призывает Гвен Стейси “прикоснуться ко мне”, изображая свой особый момент перед Мэри Джейн.

С тех пор, как участие Рэйми во франшизе прекратилось в 2007 году, поцелуй продолжал вдохновлять на повторения, например, в ток-шоу (Дон Френч и Беар Гриллс попытались исполнить его перед Данст на шоу Грэма Нортона в 2014 году), а также игровых шоу (Крисси Тейген оделась как Спайди и поцеловала своего мужа Джона Ледженда в 2017 году в выпуске «Lip Sync Battle», посвященного Человеку-пауку) [кстати, в том же эпизоде был Том Холланд со своим культовым танцем под Рианну).

Поцелуй даже опять обрел всплеск энергии (и заговора) в ноябре прошлого года, когда его версия появилась в музыкальном клипе Тейлор Свифт “All Too Well”. В небольшом кадре всего 15-минутного короткометражного фильма актеры Дилан О’Брайен и Сэди Синк целуют друг друга параллельно полу, напоминающий жест, ассоциирующийся у многие комментаторов-конспирологов с еще одним намеком на ее бывшего бойфренда Джейка Джилленхола, который встречался с Данст на протяжении двух лет, начиная с выхода «Человека-паука».

Заключение

За два десятилетия, прошедшие с момента премьеры «Человека-паука», перевернутый поцелуй оставался определяющим образом супергеройской любви. По сравнению с несуществующей романтической историей фильмов MCU, встреча Магуайра и Данста выглядит почти так, будто она относится к другому жанру.

В нынешнем MCU есть своего рода асексуальность и антиромантичность, что, я думаю, является преднамеренным, потому что это ”семейный» вариант этих вещей.

Джерри Конуэй

Сценарист комиксов издательств Marvel Comics и DC Comics

Это отличие отделило фильмы Рэйми от более поздних версий «Спайди». (Вам было бы трудно найти такое же притяжение между Зендаей и Томом Холландом, который даже пошутил о своем желании воссоздать сцену Рэйми.) Кроме того, это придало поцелую неоспоримый уровень влияния. Сцена стала не просто страстным и физическим актом, а выражением странной ностальгии по тем временам, когда у кинематографистов было больше свободы придерживаться своего индивидуального стиля, делать любовный интерес основным катализатором сюжета и предполагать, что супергерои могут быть соблазнительными существами.

По словам Марселя Данези, почетного профессора Университета Торонто и автора книги «История поцелуя: рождение популярной культуры», характер перевернутого поцелуя поразителен сам по себе. Основанный на примере Питера и Мэри Джейн, они больше не связаны традиционным позиционированием и шифрованием, аналогично тому, как современные ковбойские вестерны поменяли местами черно-белые цвета шляп, чтобы спутать добрых и злых персонажей фильма.

Когда вы переворачиваете тела, больше нет симметрии, ни сверху, ни снизу, никакого дисбаланса сил. Губы — это фокус и центр тяжести. Все остальное рассеивается.

Марсель Данези

Автор книги «История поцелуя: рождение популярной культуры»

В том же духе эгалитарный тип перевернутого поцелуя иллюстрирует его первоначальную цель — свести два тела вместе, не в столкновении, а в союзе. Конечно, дождь добавляет к сцене дополнительный элемент буквальности, вызывая в памяти другие культовые поцелуи Голливуда — страстное окончание «Завтрака у Тиффани» или разбивающуюся о волны влажность «Отныне и во веки веков».

Возможно, самое главное — простое, статичное оформление кадра отражает неторопливый и обдуманный характер движения Мэри Джейн вперед, давая зрителям возможность оценить нежный момент в фильме, насыщенном экшеном.

Я думаю, что этот момент — это, безусловно, тот образ, что я помню. Нужно ли ей держать свою левую руку его лице? Может быть лучше, она просто возьмет его за правую руку, так чтобы мы могли лучше видеть его лицо? Как нам убедиться, что мы увидим эмоции персонажей, если половина лица одного из них закрыта маской? Во всех этих вещах в день съемок ты должен разобраться.

Дон Берджесс

Оператор

Это была просто подходящая идея для соответствующего момента. Но в то время когда большинство кинематографистов будут утверждать, что они никогда не могут предугадать, какой кадр, реплика или сцена станут культовыми, я вспоминаю, что до начала съемок произошло обратное. Когда я был на встрече с Сэмом и Лорой, мы смотрели на эту композицию, и она сказала, что это должен быть момент, который все запомнят. И она оказалась права.

Даг Лефлер

Художник по раскадровке

Оригинал

#лонгрид #marvel #поцелуй #человекпаук #тобимагуайер

 

Источник

Читайте также