Когда Counter-Strike надоела. PUBG рвется в киберспорт

Когда Counter-Strike надоела. PUBG рвется в киберспорт

Волна ажиотажа вокруг PlayerUnknown’s Battlegrounds не спадает. Игра обходит Counter-Strike и Dota 2 по популярности в Steam и начинает составлять им конкуренцию в киберспорте. Разбираемся, как многопользовательский шутер в открытом мире стал неожиданно киберспортивной дисциплиной.

В киберспорт попадают многопользовательские игры с развитым соревновательным элементом. Одно из основных требований к киберспортивной дисциплине — преобладание элемента мастерства над элементом случайности. Еще одним основным требованием к киберспортивным играм является наличие баланса и равных возможностей для всех игроков. Если при создании очередного киберспортивного шедевра разработчики учли эти аспекты, то они могут смело заявлять: наша игра может претендовать на звание соревновательной дисциплины.

Примеров выстреливших киберспортивных игр немного. Среди шутеров — это Counter-Strike: Global Offensive и Quake. В стратегиях на протяжении многих лет доминировал StarCraft, пока не стал никому ненужным, кроме корейцев. Есть и игры для тех, кто любит спокойный и размеренный геймплей. Для таких в киберспорте существует Hearthstone: Heroes of Warcraft. В жанре MOBA традиционно лидерами являются Dota 2 и League of Legends. А что касается FIFA, World of Tanks и Heroes of the Storm, то по ним проводится лишь небольшое количество чемпионатов. 

Брендан Грин — креативный директор PlayerUnknown’s Battlegrounds

Брендан Грин — креативный директор PlayerUnknown’s Battlegrounds

Сетевой боевик Playerunknown’s Battlegrounds не похож ни на один из представленных выше проектов. Здесь нет персонажей со своими уникальными способностями, а все действие игры происходит на одной большой карте. 

Вдохновленный успехом модификации DayZ для Arma 2 разработчик Брендан Грин создал новый жанр. Заменив зомби на людей, но оставив сбор ресурсов, за которые игрокам бы предстояло сражаться друг с другом на обширной карте, Брендан улучшил то, что так хорошо работало, но не было доведено до ума в DayZ.

Playerunknown’s Battlegrounds — игра-песочница про выживание на открытой местности — появилась в Steam в рамках программы раннего доступа в марте 2017 года. В отличие от DayZ, где игроки появлялись в случайном месте и приходилось тратить много времени на то, чтобы добраться до определенного места, в PUBG игрок сам может решить, в какой области приземлиться. При хорошем знании карты и заранее выбранной тактике — это несомненный плюс. 

Задача всех игроков на острове — собрать как можно быстрее наибольшее количество полезных ресурсов (оружие, аптечки, прицелы) и ликвидировать всех остальных игроков. Отсиживаться в кустах игра не позволяет: через какое-то время зона сужается и нам приходится пешком или на транспорте перемещаться в безопасное место. Игроки вне зоны быстро теряют здоровье и в конце концов погибают.

Как игра обрела популярность

Благодаря масштабной рекламной кампании Bluehole Studio на Twitch.tv игра получила популярность сначала среди стримеров, а потом и среди простых игроков. Все популярные обзорщики и стримеры получили доступ в PUBG раньше остальных. Более того, разработчики разрешили им распространять ключи среди зрителей.

Стримеры создали ажиотаж, помогли исправить множество ошибок на старте игры и подсобили советами. После релиза Playerunknown’s Battlegrounds в Steam Брендан Грин и Bluehole заработали $11 млн. только за три дня. Через неделю аудитория игры составляла 90 тысяч активных игроков. Рост игроков не прекращается даже сейчас. По словам разработчиков, PUBG вполне по силам достичь показателей League of Legends по числу активных игроков. А их в League of Legends более 100 миллионов!

Как добралась до киберспорта

Брендан Грин еще при создании Battle Royale для Arma 2 мечтал о том, чтобы когда-нибудь его игры обрели популярность в киберспорте:

Киберспорт — это то, о чем я мечтал. Я всегда считал, что это зрелищный спорт. Это наши первые шаги в этом направлении. Мы пытаемся найти правильный формат для этого, потому что до нас никто не развивал киберспорт в жанре Battle Royale. Мы должны найти способы сделать все на высшем уровне, а потому работаем с ESL и другими организациями, и узнаем, что они думают. 

До киберспортивной популярности Dota 2 и League of Legends игре еще расти и расти, но первые шаги уже сделаны. Впервые Playerunknown’s Battlegrounds заявила о себе в киберспорте в мае 2017 года. Bluehole и Брендан Грин анонсировали благотворительный чемпионат, по итогам которого удалось собрать более $120 тыс. пожертвований для больных детей. В турнире по PUBG приняли участие 128 стримеров. Грин назвал все произошедшее «детскими шагами»:

Это для нас «детские шаги». Но мы не можем просто встать и сказать: Все, мы в киберспорте, все готово. Игра должна быть конкурентоспособной, она должна быть бесплатной, и она должна работать. Мы не собираемся полностью входить в киберспорт, пока игра не выйдет из раннего доступа, и даже тогда мы будем действовать не спеша.

Разработчики не раз отмечали, что для популяризации игры в киберспорте им необходимы игроки-профессионалы. И киберспортивные организации как-будто услышали их. Свои подразделения по Playerunknown’s Battlegrounds открыли такие известные киберспортивные команды, как Team SoloMid, Cloud 9, Team Liquid, Luminosity Gaming и М19. А в конце августа на выставке GamesCom 2017 прошел первый по-настоящему крупный турнир по PUBG — GamesCom Invitational 2017 с призовым фондом в размере $350 тыс. 

О возникших проблемах на GamesCom

Но если абстрагироваться от возвышенных эмоций и спуститься на Землю, то выяснится, что GamesCom PUBG Invitational 2017 из-за неопытности организаторов и несовершенства турнирных правил оказался далеко неидеальным с точки зрения организации турниром. С одной стороны это был первый большой турнир по этой игре и обойтись без технических проблем было практически невозможно. Но с другой — что мешало организаторам лучше подготовиться и разобраться в теме? 

Таким образом, на выходе мы получили победителя, который большую часть времени проводил за чертой безопасной зоны. Корейский игрок Evermore из команды 4entro выживал за пределами зоны с помощью аптечек и энергетиков. Пока остальные игроки убивали друг друга, корейский игрок смотрел за ними со стороны. Наблюдать за его игрой было неинтересно, но его тактика оказалась самой эффективной.

А уже позже в гранд-финале в противостоянии коллективов Luminosity Gaming и T3 Gaming у одного из игроков на компьютере началось обновление Windows 10. Игрок продолжить матч не сумел, и был убит противником.

Но на этом курьезы не закончились. В командных сражениях произошел еще один инцидент. По итогам матчей турецкие киберспортсмены заняли второе место и уже начали праздновать, как организаторы поменяли их местами с Cloud 9. При подсчете очков тай-брейка выяснилось, что Cloud 9 — в плюсе. Болельщики восприняли этот факт неодобрительным гулом. На следующий день организаторы объяснили устройство рейтинговой системы, но осадок остался.

Несмотря на все эти ситуации, не было и мысли пройтись по организаторам крепким словечком. Все понимали, что это первый чемпионат. Формат турнира получился экспериментальным, так что о плюсах и минусах рассуждать было глупо.

Чем игра привлекает

Низким порогом вхождения: Игра проста по сравнению с другими дисциплинами. Принцип такой: на карте разбросано оружие, аптечки и другие важнейшие ресурсы, которые нужны нам, чтобы выиграть. На протяжении игры мы находимся в постоянном поиске этих вещей, а при встрече с противником — стреляем, убиваем его и движемся дальше. Чтобы понять, что происходит на экране, зрителю достаточно 10-15 минут.

Отсутствием проблем с балансом: В других дисциплинах разработчикам постоянно приходится следить за балансом. В PUBG баланс как таковой не нужен. Если какое-то оружие и будет выделяться на фоне других — Bluehole быстро это исправит.

Непредсказуемостью: В PUBG нельзя быть уверенным в своих силах. Малейшая расслабленность и ты труп. Ты можешь не угадать, куда пойдет зона и, таким образом, не успеть до нее добежать. А если громко перемещаться (как вариант, на мотоцикле или машине, — прим. ред) — есть большая вероятность попасть впросак. Засады здесь частое явление, если играть с друзьями.

Разнообразием тактик и ситуаций: Знание карты — ключ к выживанию. Игрок должен четко понимать куда идти, как идти и зачем. Никто не запрещает ввязываться в каждое потенциальное столкновение или сидеть в доме и раздавать направо и налево, но в таком случае выжить будет проблематично. По сути, побеждает в этой игре не только самый меткий, но и самый тихий игрок на карте. И да, не стоит забывать закрывать за собой двери в тех домах, где вы уже были.

Равными условиями для всех игроков: Достаточно приобрести Playerunknown’s Battlegrounds за 30 долларов и наслаждаться игрой на равных со всеми условиями. Не надо покупать отдельные вещи, которые прокачают вас. Не надо приобретать никакие бусты, чтобы иметь преимущество. В этой игре все это исключено. 

И чем отталкивает

Оптимизацией и завышенными системными требованиями: Не секрет, что оптимизация PUBG хромает на обе ноги. На старте игры приходилось терпеть нереальные лаги и падение FPS даже на мощных компьютерах. Достаточно почитать отзывы об игре: все хорошо, но лаги и ошибки раннего доступа портят общее впечатление от PUBG. Разработчики стараются исправить ситуацию с помощью выпускаемых патчей, но до стабильной работы игры еще далеко.

Физикой машин: В Playerunknown’s Battlegrounds не рекомендуется нестись на машине с большой скоростью, так как физика транспортных средств в игре вызывает большие вопросы. Вы можете запросто погибнуть на пустом месте, сидя за рулем мотоцикла или машины. Достаточно наехать на какой-нибудь небольшой камень, чтобы ваше транспортное средство перевернулось.

Высоким пингом: Многие российские игроки жалуются на высокий пинг. Логично, ведь серверов в России и на территории СНГ не предвидится. Меньше всего повезло игрокам с Сибири и Дальнего Востока. У них средний пинг колеблется от 150 до 200. Играть с таким пингом можно, но очень уж некомфортно.

Есть ли шансы закрепиться в киберспорте?

В начале нашего материала мы не сказали об одной важной вещи. Даже если игра не подходит под все вышеперечисленные критерии киберспортивности, но находится в топе Steam, то будьте уверены, через какое-то время она появится и в киберспорте. Какой смысл продвигать в киберспорт игры, которые не популярны? В этом нет никакого резона. В PlayerUnknown’s Battlegrounds за столь короткий промежуток времени сформировалась огромная база игроков. Ее смотрят, в нее играют и некоторым киберспортсменам из других дисциплин она даже мешает нормально тренироваться, ибо оторваться от PlayerUnknown’s Battlegrounds невозможно.

Брендан Грин вспоминает, что когда он был на вечеринке Twitch Dreamhack, то тренеры киберспортивных коллективов говорили, что им приходится чуть ли не насильно оттаскивать своих игроков от PlayerUnknown’s Battlegrounds. Кстати, такой безумный фанатизм замечен не только среди европейских игроков. Например, игроки корейского коллектива SK Telecom T1 провели столько времени в PUBG, что показали невыразительные результаты в ходе корейских турниров по League of Legends. 

Игра затягивает, игра привлекает своей свободой действий, но чтобы она задержалась в киберспорте разработчикам необходимо проделать непростой путь. Взять хотя бы просмотр трансляции по PUBG. Да, за персонажем следить интересно, в режиме зрителя мы можем быстро перемещаться по другим игрокам, но что мешает разработчикам сделать более информативный режим, ведь мы не видим ничего, кроме самого персонажа. Сколько у него аптечек и бинтов в рюкзаке, сколько он сделал убийств… К сожалению, нам эта информация недоступна. 

Вся механика игры построена на случайных событиях. Если в Hearthstone: Heroes of Warcraft фактор случайности не ощущается так остро, то в PlayerUnknown’s Battlegrounds все с точностью до наоборот. Мы можем занять прекрасную позицию, сидеть в доме с хорошим лутом, но не угадать с направлением безопасной зоны. Мы можем приземлиться на остров и найти в первые минуты большие аптечки, хорошее оружие и прицел для них. Другой же в это время соберет десять сковородок и один пистолет. Какие шансы у этого игрока выжить в перестрелке с нами?

Чтобы называться полноценной киберспортивной дисциплиной, игре не хватает информативного режима для зрителей, отдельного киберспортивного режима, разнообразных карт и стабильной работы. Все-таки лаги — это больная тема для PUBG. Если игра не надоест через полгода, а разработчики будут прислушиваться к комьюнити, то PlayerUnknown’s Battlegrounds может задержаться в киберспорте на несколько лет. В противном случае ей уготована судьба World of Tanks и Overwatch.

 
Источник

Counter-Strike: Global Offensive, Hearthstone, League of Legends, Overwatch, pubg, StarCraft, world of tanks, киберспорт

Читайте также