Монстр в фильме — лишь гиммик, а человеческая поверхностность — и есть реальная проблема.
Мы привыкли к тому, что «социально значимое кино» и «хорроры» — это две разные категории, которые почти никогда не пересекаются. Низменный характер развлечений в этом жанре обычно не позволяет ему поднимать серьёзные темы.
«Оно» — исключение из правил. Снимая его, режиссёр Андрес Мускетти хотел прежде всего сделать не экранизацию романа и не парад сцен-аттракционов, а сильное подростковое кино. Злобный клоун Пеннивайз у него, как и у Кинга — лишь сюжетный инструмент, один из слоёв повествования. Причём далеко не самый важный.
«Оно» — злое, честное кино мире первобытной подростковой жестокости. Мире, где караются любые слабости и любые черты индивидуальности — будь то не по годам сексуальная внешность, полнота или заикание. Мире, где окружение вынуждает тебя скрывать своё истинное я, чтобы ты не стал очередной целью для насмешек и побоев.
И время действия «Оно» позволяет Мускетти усилить этот эффект. Режиссёр многократно акцентирует внимание на том, что восьмидесятые — это период, когда подросток выходил за порог своего дома и оставался один. Нет мобильного телефона, чтобы позвонить в службу спасения. Нет геолокации, чтобы тебя могли найти. Нет вездесущих фотокамер, которые могли бы зафиксировать то, что с тобой происходит.
Однако даже с мобильными телефонами и интернетом в мире мало что изменилось. Недавняя история со стрельбой в Подмосковье — лишнее тому подтверждение. Школьники годами сосуществовали рядом с монстром, открыто поклоняющимся оружию и идее массовых убийств, но ни одна живая душа не забила тревогу, ни один из родителей не поговорил с ребёнком и не сказал: «Что это вообще за херня?»
Тема поверхностности и безразличия взрослых — другой столп, на котором держится «Оно». И не просто так. Чаще всего именно нежелание родителей вникать в жизнь подростков, в их увлечения и тревоги, становится причиной того, что эти самые подростки остаются наедине со своими проблемами.
Поэтому после инцидента Ивантеевке взрослые вместо того, чтобы попытаться реально разобраться в причинах произошедшего, начали в очередной раз обвинять во всём видеоигры, соцсети и чёрт знает что. Они снова запустили охоту за воображаемыми Пеннивайзами вместо того, чтобы попытаться найти истинный источник проблемы в себе.
Поразительно, насколько экранизация «Оно» в этом контексте оказывается актуальной. И вишенка на торте в данном случае это настоящие клоуны, которые, не смотрели фильм (по их же словам) и своими шуточными протестами отвлекают внимание от тяжёлой правды, которая в нём заключена. Они — красивый символ этой поверхности, которая страшнее любого Пеннивайза. Ведь Пеннивайз — это лишь гиммик, а нежелание взрослых замечать подростковые проблемы до последнего — нет.
Источник: DTF