Китайский писатель, чья личность остается неизвестной

Пост об авторе произведений, на основе которых был снят один из первых фильмов из Китая, вышедший в коммерческий прокат в Соединенных Штатах.
О человеке, который застал тяжелые годы японо-китайской войны.

Репрессии культурной революции в Китае. Лишился регалий, состояния и должностей, мыл туалеты и пробовал покончить с собой.

О человеке, которого отменяли на территории всего Китая, сжигали книги и по итогу вычеркнули из истории страны. О писателе, романисте и интеллектуале — Шэне Цунг-вэне.

Китайский писатель, чья личность остается неизвестной

Родился Шэнь Цунг-вэнь в 1902 году в деревне южной провинции Хунань —Фэнхуан.

В семье генералов, которые на протяжении поколений вступали в браки с местными жителями Мяо. Такой образ жизни закрепился в его характере, поскольку вместо того, чтобы ходить в школу, маленький Шэнь предпочитал проводить время на природе, особенно у реки, где жили лодочники и проститутки, которые позже станут героями его рассказов.

Из-за неудачного управления капиталом, семья быстро разорилась в сложный период для страны. Шэнь пробовал себя в военном деле, но жестокость армии тех лет его оттолкнула и он решил посвятить себя литературе взяв фамилию Конгвень, что означает «посвященный культуре».

Он увлекся сексуальными темами в литературе. Его рассказы «Сяо Сяо» где 12 летнюю девочку выдают замуж по расчету за 2 летнего парня и рассказ «Длинная река», в которой девочка сирота воспитываемая дедушкой мечтает о легкой жизни портовой куртизанки, десятилетия спустя сыграет с ним злую шутку.

С 1935 года работает редактором в газете «Красный и Черный», заводит влиятельных друзей, знакомится с популярными поэтами и писателями. И даже не имея степени и педагогического образования становится преподавателем в институте.

В 1937 году началось Японское вторжение в Китай и Шэнь сбегает из Пекина, вернется в него он уже после войны в 1946 году. Где начнутся политические чистки и Шэнь будет отстранен.

Лига писателей еще в 1930 годы приобрела большое влияние и строго относилась к каждому диссиденту. Шэня уже в те годы упрекали в его независимости. Вынуждая четко занять позицию.

ОДИН ПРОТИВ ВСЕХ
Нейтральный Шэнь, который не вступил ни в восходящую коммунистическую партию, ни в правящую националистическую партию, попал под гнев сразу всех.

В то время существует три центра: «материковый Китай» — Пекин, где Мао, Гонконг и Тайвань, куда от войны пытаются сбежать все элиты.
Шэня начинают отменять и в Гонконге, где лидер «Лиги левых» Го Моруо открыто пишет статью о Шэне называя его «персико-розовым» писателя или порнографом, который отравляет читателей и ослабляет их «боевой настрой».
И в Тайване его произведения запрещены и издаваться ему тоже нельзя.

А на «материковом Китае» начинается настоящая «охота на ведьм», естественно, его лишают статуса, работы и призирают. Книги сжигают и уничтожают печатные формы для его романов. Где-то даже поджигают издательства.
Он даже подвергся публичным нападкам на «плакатах с большими персонажами» приложу ссылку, чтобы не объяснять что это.

Вот что пишет еще полный оптимизма и сил Шэнь в те годы:

«Все должно измениться, вообще говоря, Китай вступает в совершенно новую эру, в этом нет никаких сомнений. Любой, кто все еще хочет что-то значить с помощью пера, приносить пользу, должен серьезно подвергнуть сомнению свои традиционные писательские взгляды и социальные воззрения и сделать выбор… я всегда использовал слово ‘мышление’ своим пером, теперь мне внезапно приходится использовать слово ‘верить’; это прикрытие для меня трудное. Совсем скоро мне придется отложить перо. Это неизбежный результат для многих представителей моего поколения»

В 1946 он понимает, что времена действительно меняются. Теперь литература на службе у власти.

«Я все еще могу писать прекрасные работы, но уже не великие…»

За ним начинают следить. Коллеги и соседи начинают писать доносы. Друзья перестают общаться. Про него пишут стенгазеты и рисуют плакаты, присылают записки с нарисованной пулей.

Письмо жене:

«Моя сила воли, в чем она? Все, что я написал, плохо, по крайней мере, так говорят другие. Я даже не помню, что я написал. [ … ] Никто не понимает, о чем я говорю, никто из моих друзей не хочет сказать, что я не сумасшедший. [ … ] Тебе больше не нужно мне писать. Я больше не чувствую связи ни с чем»

В начале 1949 года Шэнь выпил керосин и перерезал себе горло и запястье при попытке самоубийства.

Его спас его друг и он попал в больницу. В которой ему постоянно казалась, что он в тюрьме. Шэнь никогда не публиковал больше художественных произведений, будучи не в состоянии писать истории, соответствующие политическим требованиям нового режима.

НЕИЗВЕСТНЫЙ КИТАЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

С 1950 года устроился на работу в музей, на должность уборщика туалетов…
Какое-то время он проводил дни за чисткой туалетов. После его повысили до маркировщика экспонатов, потом он стал проводить экскурсии в музее.
Переключился из писателя в искусствоведа, основная деятельность, которая ему была близка — древние китайские костюмы.
Шэнь Конгвэнь был окончательно политически реабилитирован лишь в 1978 году.

Он сразу же устроился преподавать в Институте истории Китайской академии общественных наук. Написал много научных работ по истории китайского искусства. В 1980 году поехал в учебно-лекционный тур в США в Йельский институт, Стэнфорд и Беркли. Тур спонсировал Китай.
Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе дважды. В 1980 году и в 1988 году, но умер, так и не получив награду.

Шэнь Конгвэнь был бы первым китайским писателем, который получил премию.

Попытка стереть имя Шэня из современной литературной хроники была настолько успешной, что сегодня лишь немногие молодые китайцы знают его имя, не говоря уже о его работах.
«Хаос творчества» — именно так описывают Шэня в литературе. Он был очень плодовитым писателем, выпустившим более 20 томов прозы и художественной литературы, более 200 рассказов и десять романов.
В Китае о его кончине не сообщалось.

ДЕВУШКА ИЗ ХУНАНИ

Фильм основан на короткометражном рассказе «Сяо Сяо» 1929 года автор — Шэнь Конгвень.
Китайский драматический фильм 1986 года, снятый Се Фэем и У Лан.

Фильм был показан в секции «Без особого отношения» на Каннском кинофестивале 1987 года и стал одним из первых фильмов материкового Китая, которые были коммерчески показаны в Соединенных Штатах.

Еще больше интересных историй на моем Телеграм канале.

КОДЕКС ХЕЙСА. «YellowFce»
Северокорейская студия анимации SEK STUDIO
и многое другое

ИСТОЧНИКИ
Met een gestold gemoed / New York Times / Wikipedia

#long #reed #НаПостеПоправим

P.S. склонять азиатские имена отдельная боль, простите XD

 

Источник

китайский, личность, неизвестной, остается, писатель, чья

Читайте также