Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Пиратство… как много в этом слове! Как близко оно нашему, русскоязычному коммьюнити! Хотя пиратят контент во всем мире, именно страны СНГ многие небезосновательно считают настоящей Тортугой в океане цифрового контента. Мы привыкли скачивать с торрентов все, что угодно от дорогого и сложного софта, до фильмов и сериалов.

Но ведь воровство контента и чужой интеллектуальной собственности это не современное изобретение. Эти грязные делишки гораздо старше. Воровать чужие произведения начали еще в Античные времена. Неспроста большинство Древнегреческих и Римских рукописей дошло до нас лишь в виде цитат. Воровали тогда очень и очень активно.

Но давайте не будем уходить слишком далеко и поговорим о воровстве видеоконтента. Это для нас как-то ближе, правда ведь? Когда вы последний раз скачивали фильм с торрента или смотрели свой любимый сериал онлайн без регистрации и смс? Скорее всего недавно. И это при наличии огромного множества вполне легальных и не очень дорогих онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов.

А помните, что было раньше? Помните видеосалоны и прокат кассет с фильмами, которые озвучивал Гаврилов? Помните, как записывали кино, которое показывали по телевизору, чтобы потом передавать кассету по кругу всем своим друзьям? Помните… А хотя ладно, давайте поговорим обо всем по порядку.

Для тех, кто любит смотреть, есть видео:

А для любителей слушать есть подкаст Вконтакте (и на других подкастерских площадках тоже :))

Как вы думаете, когда начали пиратить кино? Буквально с момента его появления. Учитывая то, что до кинематографа успешно воровали друг у друга сюжеты, персонажей и другие идеи для театральных представлений, это неудивительно. Хотя с кинематографом с самого начала все было куда интереснее.

В 1910-х годах единоличным владельцем патентов на использование киноаппарата и кинопроектора был Томас Эдисон. По сути он являлся монополистом в мире кино. Без его ведома и без его участия никто не мог снимать и показывать фильмы в кинотеатрах. Чувствуете этот запах тонны грязных зеленых бумажек, которую он мог заработать на растущей киноиндустрии?

Этот же запах чувствовали и свободолюбивые киноделы, которые считали монополию неправильным подходом. Они пытались снимать независимое кино, а Эдисон с ними безжалостно боролся. По закону режиссеры тех времен, которые не признавали единоличный контроль одного человека над целой индустрией, были самыми настоящими пиратами.

А вот по факту все было наоборот — как пират вел себя именно Томас Эдисон, ведь для борьбы с нелегальным кино он использовал чисто гангстерские методы. Нанятые им люди врывались в кинотеатры и разбивали нелегальную видеоаппаратуру, которая обычно была приобретена за рубежом. Зрителей с таких показов грубо выгоняли, а иногда вообще совершались поджоги ради устрашения других несогласных с политикой Эдисона.

Параллельно Томас организовал трест с названием Motion Picture Patents Company, который боролся с нелегальными показами кино с помощью судов.

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Противники Эдисона, которых было немало, тоже не сидели сложа руки. Они заваливали суды и государственных чиновников жалобами на “монопольного пирата”. Это прозвище дали Эдисону в прессе.

Эта история закончилась лишь в 1918 году, когда был принят закон, разрешающий всем желающим свободно снимать и показывать кино. Но пиратство, конечно же, не было побеждено. Оно только набирало обороты.

Свобода сделала свое дело, и киноиндустрия в США задышала полной грудью. Независимые режиссеры и студии снимали фильмы, кинотеатры брали пленки в аренду и устраивали сеансы, с виду все хорошо. Если только не начать копать глубже.

А стоит только слегка углубиться в эту систему, и станет видно, что пиратства и ворованного контента стало еще больше, чем было раньше. Было несколько рабочих и довольно простых схем.

Первая самая банальная — киноленту брали в аренду на конкретное количество дней, но крутили чуть дольше. Правообладатель не мог уследить за всеми копиями, а вся касса, собранная в “дополнительные” дни, шла в карман к прокатчику.

Следующая схема уже посложнее, но и гораздо прибыльнее. Арендованные кинопленки обычно развозили ребята из сторонней компании, занимающейся грузоперевозками. Владелец кинотеатров предлагал им за некоторую сумму денег заехать куда-нибудь по пути и перекусить, оставив машину без присмотра.

Доставщики так и делали, а потом с невинным видом рассказывали приехавшим копам о том, что они всего на 5 минут отошли, а кто-то уже украл пленку. Ну а пленка в этот момент уже успешно копировалась и рассылалась по кинотеатрам. Вся прибыль с показов этих копий шла только в карман прокатчика, который промутил такую хитрую схему.

Из-за этих схем уже в 30-40-е годы появилось огромное множество инспекторов и полицейских агентов, которые работали только в сфере пиратства. Они контролировали, какие пленки крутят в кинотеатрах, устраивали контрольные закупки нелегальных копий и безжалостно сажали недобросовестных прокатчиков в тюрьму. Все это сильно уменьшило количество тех, кто был готов рисковать и воровать контент, но новая беда пришла, откуда не ждали.

В 60-70-х годах роль злостных пиратов взяли на себя телекомпании. Тогда телевидение было в самом расцвете, а телеканалы охотно скупали кинопленки, чтобы показывать их в своем эфире.

Только вот эфирное время у телевизионщиков было поделено на слоты, которые чередовались с рекламой. При этом показывать фильмы целиком телеканалы не хотели, слишком уж долго. Их решение было очень простым и абсолютно отвратительным — они нарезали фильмы как считали нужным, чтобы те влезали в эфирные слоты и вписывались в программу трансляции. А между кусками фильма вставлялось по 9-10 рекламных пауз. При таком подходе некоторые фрагменты фильма оказывались “лишними” и просто выбрасывались.

В результате фильм мог лишиться важных сцен, а то и полностью поменять смысл, ведь для телевизионщиков было неважно, что там хотел передать режиссер своим зрителям. Порой хронометраж фильма в телевизионной версии уменьшался в 2, а то и 3 раза!

Какое-то время режиссеры терпели это хамство, но в конце концов киноделы во главе со Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом взбунтовались. Они яростно доказывали, что фильм нельзя резать, как батон хлеба, и они доказали свою правоту. Телекомпаниям пришлось находить в своем эфирном времени достаточное количество слотов, чтобы показывать полноценные кинокартины.

Но как вы понимаете, золотой век пиратства был только впереди.

К концу 70-х, началу 80-х на рынках появилось огромное количество видеоплееров, позволявших не только смотреть кино дома, но и копировать его. Каждый обладатель видеомагнитофона мог без проблем перезаписать фильм на любое количество VHS-кассет. Для киноделов это была катастрофа.

Поначалу кинокомпании стали бить тревогу и кричать о том, что “пираты уничтожат киноиндустрию!”, но довольно быстро поняли, что со зрителями воевать бесполезно и даже вредно. И вот тут они воспользовались принципом “Не можешь победить — возглавь”.

Стали выпускаться легальные VHS-кассеты с фильмами для домашнего просмотра. Естественно, это не было панацеей, но это оказалось лучшим выходом из ситуации.

Учитывая то, что пиратами теперь стали рядовые зрители, шансов на победу у киноделов не было. Именно с появлением доступной обычному человеку видеоаппаратуры родилось такое понятие как экранная запись или просто “экранка”. Смелые ребята брали билеты в кинотеатры на последние ряды, приходили с камерами и записывали фильмы на VHS.

Качество было вырвиглазным, в кадр постоянно попадали чьи-то головы, на фоне люди хрустели попкорном и булькали колой, но это же халява!!! Некоторые пираты шли дальше и приносили с собой диктофоны для более качественной записи звука, а потом накладывали аудиодорожку на видеоряд.

Самой большой удачей было урвать раннюю версию фильма и скопировать ее. Эти версии рассылались журналистам и критикам задолго до премьеры, чтобы те могли написать свои статьи и рецензии. В ранних версиях фильмы были недоделаны, там отсутствовали спецэффекты, были проблемы со звуком, но зато пиратские копии появлялись еще до официального релиза.

Наверняка многие из вас помнят те самые видеосалоны и видеопрокаты из 90-х, где лицензионных кассет с фильмами попросту не было. 99% того, что было на наших полках — пиратские копии разного качества.

Были и совсем отвратные версии фильмов, но были и те, что до сих пор теплотой отзываются в сердцах людей. Отдельным видом искусства можно назвать переводы и озвучку фильмов, которые тогда почти всегда были одноголосыми и любительскими.

Тем, кто не застал эти времена, такая ностальгия покажется странной, но разве можно без улыбки и ностальгической слезы слушать шикарную озвучку Андрея Гаврилова.

А переводы и озвучка Гоблина? Эх, сколько же мемных фраз и диалогов они нам подарили. Сколько же фильмов сложно даже представить с иной озвучкой.

Конечно, такие копии довольно быстро изжили сами себя. В погоне за деньгами пираты настолько опустили планку качества, что смотреть на их экранки без слез было невозможно. До сих пор такие копии считаются самым низкокачественным вариантом, который только может быть. К тому же сам формат VHS стремительно вышел из моды, ведь появились DVD-диски.

Новый носитель запустил новую волну пиратства. Диски были компактнее, что позволяло еще незаметнее вести запись в кинотеатрах. А еще они были гораздо вместительнее. Помните все эти сборники аля 10 фильмов в одном? С кассетами такой фокус не прокатил бы.

Здесь все прошло по той же схеме, что и с кассетами. Киностудии выпускали фильмы на новых носителях, но пираты заполоняли рынок более дешевыми копиями, так что большинство людей смотрели пиратки и не возникали.

И вот мы вплотную подошли к тому, что имеем на данный момент. Чуть раньше мы упоминали золотой век пиратства, так вот он наступил как раз после популярности VHS и DVD. Интернет — вот тот самый океан, где зародилось и до сих пор живет братство, чье кредо звучит так “Йо-хо-хо и репак с торрента”.

Уже к 2000-м Интернет стал достаточно быстрым и популярным, чтобы худо бедно обмениваться файлами, даже такими тяжелыми, как фильмы. А цифровой формат позволял смотреть кино на любом компьютере без дополнительного оборудования и каких-либо сложностей.

И если в 90-х и самом начале нулевых технологий для быстрой и бесперебойной передачи фильмов еще не было, то к середине нулевых появилось то, что ударило киноиндустрию так, как ее еще никогда не били. P2P или же полностью Peer-to-Peer — технология, дающая возможность без проблем обмениваться файлами всем участникам сети.

Если не вдаваться в технические подробности, то это та самая технология, которая позволила интернету стать по-настоящему народным. Суть P2P в том, что все компьютеры в сети являются равноправными и равнозначными. Работа не завязана на одном или нескольких серверах, которые можно отключить или просто контролировать. Это означало то, что правообладатели никак не могли пресекать распространение пиратских копий.

Конечно, кинокомпании не сдавались и пытались бороться изо всех сил, но они понятия не имели, в какую сторону им нужно воевать. Сначала они пытались отлавливать и судиться с обычными пользователями, передающими пиратский контент. Затем попытались засудить компанию Kaleidoscape, разработавшую технологию копирования фильмов с DVD и проигрывания их на любых устройствах.

В 2008 году под давлением представителей кинобизнеса в США приняли “Акт об IP”. Это закон, разрешающий без особых разбирательств блокировать любые сайты, на которые пожалуются правообладатели.

В 2012 был закрыт крупнейший файлообменник того времени — Megaupload. Это событие преподносилось как торжество правообладателей. Ха-ха, наивные.

Постепенно в развитых странах, а особенно в США, законы о нарушении авторского права становились все жестче. Сейчас, например, ФБР может вломиться в дом к любому, кого подозревают в незаконном копировании и распространении кинофильмов.

Но тут ситуация как с гидрой — можно рубить головы, но на месте каждой вырастет несколько новых. Одни только торрент-трекеры чего стоят. Технология работает безотказно, позволяя без проблем передавать любые файлы любому количеству пользователей. А армия тех, кто обходит защиту авторского права и делает из чьей-то интеллектуальной собственности общественное достояние, велика, как никогда.

И все-таки, хоть к пиратству можно относиться по-разному, какой эффект оно оказывает на киноиндустрию? Кто-то говорит, что нелегальный контент это однозначное зло, кто-то наоборот считает, что пираты это что-то вроде санитаров, да и вообще с чего бы платить такие деньги за просмотр фильмов. Истина как всегда по середине.

С одной стороны действительно из-за пиратства киноиндустрия теряет много денег. Особенно страдают маленькие студии, у которых нет огромного запаса прочности и которые зависят от успеха каждой своей картины целиком и полностью.

С другой стороны не будь пиратства, вполне вероятно, что кинокомпании не стали бы никогда издавать свои фильмы на DVD, не появились бы стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры. Зритель был бы вынужден смотреть кино только в кинотеатрах или по телевизору с кучей рекламных вставок. Звучит не очень круто.

Как бы то ни было, пираты и пиратский контент были одним из стимулов для киноиндустрии. Они двигали кино вперед, хоть и совсем неочевидными способами.

И хотя пиратство развито до сих пор, особенно в странах СНГ, ситуация далека от катастрофы. Производители видеоконтента становятся мудрее и вместо бесполезной войны ищут компромисс. На данный момент одной из самых распространенных причин потребления пиратского контента является высокая цена подписки на онлайн-сервисы. Ну а раз вопрос лишь в цене, то баланс рано или поздно будет найден.

Кинокомпании стараются выпускать фильм в прокат во всем мире одновременно, чтобы у зрителей не было соблазнов посмотреть пиратку раньше премьеры. Промежуток между премьерой в кинотеатрах и выпуском DVD, а также появлением фильма в онлайн-сервисах стал минимальным.

У пиратов остается все меньше причин воровать контент, хотя будем честными, не всегда нужна весомая причина. Для многих из нас скачать фильм с торрента стало настолько сильной привычкой, что никакие послабления от правообладателей не изменят этого.

Для многих пиратство стало не просто возможностью сэкономить, а стилем потребления. Кто-то придерживается взглядов, что все должно быть общим и бесплатным, кто-то любит чувствовать себя тем, кто обманул систему, а кто-то хочет быть бунтарем против этой системы, и его протест — это отказ платить за контент.

А как вы относитесь к пиратству? Качаете ли фильмы с торрентов или вы честный потребитель, который всегда платит за продукт? Будет интересно увидеть ваше мнение в комментариях.

 

Источник

Читайте также