В Центральной части России уже выпал первый снег, MDK вышел на рынок криптовалюты, а Северная Корея до сих пор угрожает остальному миру устроить Fallout. Самое время принять лежачее положение, достать из холодильника что-нибудь вкусное и посмотреть хорошее кино.
Амадей (Amadeus), 1984
1781 год. Антонио Сальери усердно трудится придворным композитором у Иосифа II. Он богат, популярен и доволен жизнью. Внезапно при дворе появляется инфантильный юнец — Вольфганг Амадей Моцарт. Сальери быстро понимает, что несмотря на вульгарное поведение и возраст, именно Моцарт войдёт в историю как величайший композитор своего времени. Чтобы не допустить этого, он решается на убийство гения.
«Амадей» — эталонный голливудский байопик. 8 премий «Оскар», включая за лучший фильм, «Золотой глобус» и ворох других престижных наград вполне это подтверждают. Но уникальной картину делает факт, что режиссёр Милош Форман соединил в фильме голливудский масштаб с изяществом европейской школы.
Конфликт композиторов быстро выходит за рамки межличностного и становится вызовом Богу. Сальери олицетворяет Дьявола. Он хитёр, жесток и злостен. Единственное, что может пробудить в его душе любовь — музыка Моцарта. Но даже это чувство трансформируется в ещё большую ненависть — ведь Сальери единственный кто может видеть красоту его произведений, при этом не способен создать ничего подобного.
Несмотря на рудиментарный посыл, фильм смотрится легко. Для «Амадея» Форман позаимствовал структуру своего культового фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Картина удивляет несерьёзностью и обилием юмора. Но когда дело доходит до драматической составляющей фильм оглушает. Фильм вгрызается в мозг душераздирающим финалом, гениальным актёрским дуэтом Тома Халса и Ф. Мюррэя Абрахама, потрясающими декорациями и, естественно, музыкой. Если меня спросят о любимых фильмах, на ум незамедлительно придёт «Амадей».
Реальные упыри (What We Do in the shadows), 2014
2 ноября на экраны снова ворвётся Бог Грома. «Тор: Рагнарёк» не только завершает трилогию, но и переосмысляет всем известного персонажа. За такой подход стоит благодарить новозеландского комика Тайка Вайтити. Но как он может быть связан с потенциально миллиардным блокбастером? Ответ прост: «Реальные упыри». Для фильма Вайтити написал сценарий, исполнил одну из центральных ролей и сел в режиссёрское кресло. Получилось, мягко сказать, интересно.
«Упыри» сняты в псевдодокументальном жанре мокьюментари и пародируют телевизионные реалити-шоу. Сюжет рассказывает о жизни вампиров, проживающих в коммунальной квартире. Их быт тщательно фиксирует пара операторов, иногда герои рассказывают о себе в формате монологов. По сути весь фильм состоит из набора скетчей, но каждый из них со временем вырастает в самостоятельную историю. В итоге коммуналка обрастает конфликтами, дополнительными персонажами и полноценной драматургией.
В этом и состоит уникальность картины. «Реальные упыри» не скатываются в пародийную вакханалию. Картина филигранно издевается над известными представителями жанра от «Носферату» до «Сумерек». Но отсылки лишь дополняют самобытность произведения.
Большинство комедий изживают себя уже через час, пережёвывая к финалу стандартный набор шуток. В «Реальных упырях» градус юмора растёт по экспоненте, в финале творится феерия абсурда, и все заканчивается ровно в тот момент, когда ощущения от картины передаются фразой: «Вау! Хочу посмотреть ещё раз!»
Охота (Jagten), 2012
Лукас работает воспитателем в детском саду. Он живёт тихой и размеренной жизнью. Дети его любят, родители уважают, симпатичная коллега оказывает недвусмысленные знаки внимания. От полного счастья отделяет лишь долгий развод, но и тут Лукасу улыбнулась удача — опекуном сына назначили его. Всё рушится когда пятилетняя Клара рассказывает, что воспитатель трогал её в интимных местах. Родители решают разобраться с Лукасом без суда и следствия.
В 1998 году датский режиссёр Томас Винтерберг провёл в Каннах сеанс шоковой терапии, показав «Торжество». Сюжет картины строился на уличении в педофилии отца влиятельного семейства собственным сыном, прямо у него на юбилее. «Охота» — антитезис этой истории. Это фильм о губительной тенденции самосуда и фатальности лжи. В какой-то момент девочка говорит маме, что наплела чепухи, и он ей ничего не делал. В ответ на признание мама говорит, что она просто не хочет об этом помнить. Остальные дети быстро перенимают истории о странном поведении воспитателя и наперебой рассказывают о каком-то подвале, в который их водил Лукас. Вот только у него нет подвала. Да и это уже не важно. Ненависть объединила общество, а травлю не отменит даже оправдательный приговор.
От «Охоты» невозможно оторваться. Порой на экране происходят настолько ужасные вещи, что я ставил фильм на паузу, ходил по комнате, курил, и лишь после этого продолжал просмотр. Это очень медленный, но жутко напряжённый триллер на вечную тему: человек человеку волк.
Источник: DTF