Кино на выходные: часть вторая

Кевин Спейси совершил каминг-аут после обвинений в сексуальном домогательстве, Ольга Бузова выпустила сольный музыкальный альбом, а новенькие IPhone X продают по цене однокомнатной квартиры. Самое время принять лежачее положение, достать из холодильника что-нибудь вкусное и посмотреть хорошее кино.

Мертвец (Dead Man), 1995

Конец XIX века. На Дикий Запад мчит паровоз, в плацкартном вагоне которого ютится робкий кливлендский бухгалтер Уильям Блейк. Он надеется получить работу на металлургическом комбинате города Машин, но по приезду остаётся не у дел. Случайное знакомство с бывшей проституткой по имени Тель Рассел заканчивается в её постели.

Внезапно в дверях появляется ревнивый клиент девушки. В ходе словесной перепалки он убивает Тель, ранит Уильяма в грудь и погибает сам. Из последних сил Блейк сбегает в близлежащий лес, где его находит Никто — индеец-отшельник, принявший бухгалтера за его знаменитого тёзку, поэта Уильяма Блейка. Осмотрев рану, Никто решает помочь «бледнолицему» с честью переправиться в мир духов.

О «Мертвеце» написано так много, что и добавить в общем-то нечего. Одни называют фильм метафизическим вестерном и находят параллели с творчеством Борхеса, другие сравнивают психоделию картины с произведениями Кафки. Многие видят в толстощёком Никто Будду. Нашлись даже те, кто считает будто лента филигранно точно экранизирует поэзию самого Блэйка. Но не обилие отсылок сделало «Мертвеца» главным фильмом Джима Джармуша. В своей шестой картине мэтр пробил четвёртую стену и напрямую заговорил со зрителями.

Убаюкивающие гитарные переборы Нила Янга, чёрно-белое изображение, замедленный темп повествования. Во время просмотра «Мертвеца» мозг расслабляется, но это намеренный драматургический способ воздействия. Джармуш вводит зрителя в подобие транса, наполняет сознание образами и оставляет наедине с самим собой. После финальных титров разум начинает переваривать информацию, чтобы сформулировать собственное видение произведения. Поэтому у контекста картины так много трактовок.

Как бы избито это не звучало, но «Мертвец» — больше чем просто кино. Просмотр картины — уникальный опыт, который останется с вами навсегда. Подобно давно забытому сну, фильм будет изредка, отрывками, всплывать в памяти, маня обратно в эту меланхоличную негу.

Схватка (Heat), 1995

Нил МакКоли возглавляет банду профессиональных грабителей. Дисциплина внутри группировки строится не только на тщательной подготовке преступлений, но и на дружеских отношениях её участников. Однако дерзкий налёт на инкассаторскую машину вынуждает привлечь человека со стороны — рецидивиста Уэйнгро. Во время операции он убивает охранника, что вынуждает преступников расстрелять свидетелей. Ограбление превращается в бойню и привлекает куда больше внимания. За расследование принимаемся опытный лейтенант из отдела убийств Винсент Ханна.

«Крёстный отец» преобразил жанр гангстерского кино в трагический эпос. «Однажды в Америке» добавил философский контекст, а «Славные парни» научили Голливуд высмеивать мафиози. Когда все решили, что жанр исчерпал себя, на сцену ворвался Майкл Манн.

«Схватка» — лучший фильм титулованного постановщика. «Схватка» — это самые ураганные перестрелки в истории кинематографа. «Схватка» — это Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Вэл Килмер, Уильям Фихтнер, Дэнни Трехо. Такой актёрский состав мог бы филигранно разыграть самый идиотский сюжет. Но и с историей у фильма всё более чем хорошо. Манн не занимается морализаторством, демонизируя преступников и превознося полицейских. Напротив, он ясно даёт понять зрителю, что каждый выбирает свой путь самостоятельно, только в итоге всё равно придётся расплачиваться.

25-й час (25th Hour), 2002

Монти Броган осуждён на 7 лет за торговлю наркотиками. Завтра утром он будет за решёткой, но пока у него есть 24 часа, чтобы проститься с родственниками и приготовиться к грядущему заключению.

«К чёрту весь этот город и всех, кто в нём живет! К чёрту Фрэнсиса, моего лучшего друга, который судит обо мне, пялясь на задницу моей подруги! К чёрту моего папашу с его вечным нытьём! Пусть горит всё огнём и синим пламенем! И к чёрту тебя, Монтгомери Броган! У тебя было всё, но ты спустил свою жизнь в унитаз! Тупой недоумок!»

Скорее всего вы слышали о гениальном монологе Эдварда Нортона в адрес Нью-Йорка и его обитателей. Многие утверждают, что это лучшие минуты в его актёрской карьере. Меж тем эта сцена далеко не самая сильная в фильме Спайка Ли.

Представьте, что вам нужно покинуть дом и всех близких людей. Что вы сделаете напоследок? Закатите шумную вечеринку? Навряд ли. Скорее всего вы захотите насладиться каждой минутой с родными и провести время без экстравагантных приключений. Вот и герой Нортона выгуливает собаку, молча обедает с отцом и пьёт пиво с друзьями. В последний раз.

«25-й час» не может похвастаться зубодробительным экшеном, резкими сюжетными поворотами, да и активных событий в ленте минимум. Но картина сбивает с ног своей честностью. Ведь все мы боимся неизвестности. Меж тем солнце неумолимо клонится к закату, а что будет когда оно снова взойдёт? Вопрос открытый.

 
Источник: DTF

Читайте также