В Колумбии изъяли 12 тонн кокаина, Голливуд погряз в ежедневных сексуальных скандалах, а Президентом Российской Федерации может стать порноактриса Елена Беркова. Самое время принять лежачее положение, достать из холодильника что-нибудь вкусное и посмотреть хорошее кино.
Москва слезам не верит, 1979
Конец 1950-х годов. В столичном общежитии живут три молодые провинциалки. Целеустремленная Катерина работает на заводе и старается поступить в институт. Стеснительная Антонина трудится маляром на стройке и рано выходит замуж. Самоуверенной Людмиле жизнь кажется лотереей, в которой она непременно должна выиграть. Безобидная авантюра в корне меняет судьбы девушек.
За весь период проката «Москву» посмотрело 98 миллионов человек. Читатели «Советского экрана» назвали фильм лучшим в 1979 году. В 1981 им вторила Американская киноакадемия, присудив ленте заветный «Оскар». Это далеко не полный список регалий, но он способен дать представление о том, что «Москва слезам не верит» — легендарное кино. И с годами оно стало лишь лучше.
За первые пять минут ленты, режиссёр Владимир Меньшов показывает зрителю все надежды и стремления «оттепельных» идей. Поэт Андрей Вознесенский декларирует у памятника Маяковскому его «Параболическую балладу», столица увлечена чтением «Трёх товарищей», а героини идут к аргентинскому посольству, чтобы посмотреть на заграничную жизнь. Подобное зрелище в 2017 году вызывает археологический трепет. Фильм настолько точен в деталях, что просмотр превращается в экскурсию по быту наших недалёких предков.
Если смотреть на жанровую принадлежность фильма, то может показаться, что это романтическая комедия, мелодрама или даже интерпретация сказки о Золушке. Но это не совсем так. Всё вышеперечисленное кроется во второй половине ленты, в то время как первые часы зритель наблюдает за производственной драмой о людях, которые делают себя своими руками. Ведь «Москва бьёт с носка и слезам не верит». Поэтому вместо слёз лучше займись делом. Но сначала дочитай подборку. Следующий фильм заставит тебя орать.
Человек-слон (The Elephant Man), 1980
Лондон, середина ХIХ века. В рамках передвижного цирка, на потеху толпы, показывают Человека-слона — урода с кожаными наростами на голове и теле. Необычной болезнью интересуется доктор Тривз. Он арендует его у циничного хозяина цирка, чтобы представить медицинскому сообществу. В процессе изучения выясняется, что настоящее имя несчастного Джон Меррик, он разумен, мечтает побывать в театре и катастрофически боится человечества, которое не сделало ему ничего хорошего.
«Человек-слон» — самый проникновенный фильм Дэвида Линча. Возможно некоторые из вас буквально только что закатили глаза, дескать как психоделическая бредятина этого сумасшедшего деда может быть проникновенной? Отвечаю: в картине нет мутирующих сперматозоидов и людей с головами кроликов. «Человек-слон» — классическая история о превосходстве души над внешней оболочкой. И Линч рассказывает её так, что рыдать я начал уже на середине просмотра.
Жути нагоняет тот факт, что показанное в фильме имело место быть и в жизни. В XIX веке действительно жил человек с редчайшей генетической болезнью и уродливыми деформациями тела.
Фильм снят на чёрно-белую пленку, но режиссёр мастерски играет на контрастах. Рудиментарную борьбу добра со злом заменяет смешение этих понятий. Добрый доктор Тривз заботится о Меррике, параллельно укрепляя свой профессиональный статус. Аристократы идут на поклон, чтобы покрасоваться в своих кругах диковинным другом. Даже королева Англии помогает несчастному лишь для того, чтобы показать подданным свою напыщенную человечность.
Человек-слон для окружающих — лакмусовая бумажка, с помощью которой Линч доносит простую мысль: гнилые в душе все. Если рассматривать картину с этой перспективы, зрелище предстаёт жуткое. Но прежде чем осуждать вышеназванных персонажей, задумайтесь: а стали бы вы общаться с подобным Меррику, несмотря на ум и добродушный характер? То-то же.
Однозначно рекомендовать фильм всем я не буду — слишком сильно он бьёт по голове. Но если вы всё-таки решитесь на просмотр, «Человека-слона» не забудете никогда.
5 сантиметров в секунду (Byôsoku 5 senchimêtoru), 2007
После окончания начальной школы Такаки и его близкая подруга Акари вынуждены расстаться. Они общаются с помощью писем, а дружба быстро перерастает в первую любовь. Спустя некоторое время семья Такаки вынуждена перебраться на окраину Японии, и подросток решает проехать полстраны, чтобы признаться в своих чувствах.
Сравнивать работу известного японского мультипликатора Макото Синкая уместно с французским писателем Марселем Прустом. Во всех произведениях авторов центральной темой является природа, а сюжет представляет собой лишь обрывки мыслей, эмоций и событий. Тем не менее работы Пруста, как и аниме Синкая захватывают и пробирают до костей. А «Пять сантиметров в секунду» (скорость с которой опадают лепестки сакуры) вообще сбивает с ног.
Картина будет понятна каждому. Ведь все мы когда-то повзрослели, полюбили и разочаровались. И именно разочарование может постигнуть зрителя, который будет требовать от картины решения жизненных проблем. Их вам никто не даст. «Пять сантиметров в секунду» — это фильм-размышление, которое позволяет вам вспомнить беззаботное детство и улыбнуться. А ответы пусть каждый ищет себе сам.
Источник: DTF