15 лет назад в начале июля до нашего проката добрались «Трансформеры» – аттракцион, который сегодня вспоминаешь с ностальгией.
В целом, конечно, на выходе мы её и получили – но за простой историей проступал стальной стержень авторской индивидуальности, буйный нрав вечного подростка, увлечённого пиромана, грубияна и преданного патриота. Тогда ещё в продюсерах был Стивен Спилберг, явно вовремя тормозивший режиссёра, но в целом — это был платиновый Майкл Бэй, с успехом реализовавший свои творческие стремления.
Но периодически кино, подобно Camaro, раскладывающемуся в Бамблби, трансформируется из боевика в классический роман воспитания – уникальный с той позиции, что снимает его Бэй ровно так же, как и параллельно разворачивающиеся битвы американской армии с роботами; не даром самым узнаваемым кадром фильма стал не какой-нибудь эффектный взрыв, а склоняющаяся над капотом машины Меган Фокс.
Все эти коллизии с тысячелетним конфликтом Десиптиконов и Автоботов легко спроецировать на мироощущение среднестатистического американского школьника, для которого покупка первой машины – не менее важный обряд инициации, чем обязательное спасение мира. Иными словами, в тех «Трансформерах» романтику ещё не заменил набор утилитарных объективистских ракурсов, а под холодным капотом 150-миллионной машинерии билось большое человеческое сердце.
Потом Бэй войдёт в раж и заработает для студии не один миллиард, сняв четыре продолжения – но сейчас очевидно, что все они вместе взятые не достойны первого фильма, который я сегодня и рекомендую к просмотру, если, по каким-либо причинам вы ещё его не смотрели.
Саундтрек фильма и этого блога: