Влияние Kickstarter на мир вообще и на разработчиков игр в частности сложно переоценить, огромное количество проектов вышло только благодаря краудфандингу.
Как я недавно писал, одна из цифровых революций, а именно в образовании была незаметно совершена игрой Minecraft. А вот революция в области финансирования любых проектов была совершена благодаря Kickstarter. Невозможно оценить какое влияние на нас всех произвел краудфандинг (от англ. сrowd funding), благодаря которому на свет появилось множество интереснейших проектов, таких как: Moment Smartwatch, Футболка, которую не нужно стирать, Pebble Time и множество других, удививших нас своей гениальностью. Но сперва, немного истории.
Официально считается, что термин появился одновременно с краудсорсингом в 2006 году. Конечно, можно без труда вспомнить ряд архитектурных памятников, построенных за счет взносов от других людей, например, Храм Христа Спасителя в Москве, Статуя Свободы и другие. Но данные сборы не включали важную составную часть термина краудфандинг – интернет.
В 1997 году был произведен первый сбор денег через интернет, фанаты группы Marillion, без какого-либо участия самой группы, собрали 60 тысяч долларов для финансирования музыкального тура группы. Позже, уже сама группа использовала этот метод для записи и продвижения нескольких своих альбомов.
В 1999 году торговая ассоциация фрилансеров Великобритании (The Professional Contractors Group), собрала за 5 дней 100 тысяч фунтов стерлингов для деятельности в качестве общественной организации.
В 2001 году была основана ArtistShare краудфандинговая компания, которая являлась по сути своей, прародителем всех современных площадок, таких как KickStarter, IndieGoGo и PledgeMusic. Данная компания централизованно сводила музыкантов и фанатов, готовых вложить деньги в своих кумиров. В 2005 году Американский композитор Мария Шнайдер (Maria Schneider), получила первую в истории награду Grammy, при отсутствии альбома в магазинах. Этот альбом был первым, полностью финансированным фанатами, проектом. На сегодня, список артистов, так или иначе поучаствовавших в ArtistShare, включает в себя призеров Пулитцеровской премии, призеров Grammy, а также прочих достойных людей.
В 2002 году был основан сайт FilmVenture.com, который выполнял функции аналогичные ArtistShare, но для фильмов.
В целом, проникновение интернета и социальных сетей тесно связаны с ростом популярности краудфандинговых платформ. Facebook, Twitter, Reddit и множество прочих социально-ориентированных платформ позволяют донести информацию о каком-либо проекте до миллионов людей в считанные секунды. Таким образом, социальные сети являются важнейшим инструментом для обмена информацией о различных проектах, помогая преобразовывать социальный капитал в финансовый. Весьма иронично, что таким, хоть и косвенным образом, социальные сети не только позволяют потреблять контент, но и производить его.
На этих графиках видно, как росло количество проектов только в одной категории – Игры. Аналогично, росли и другие области, но нам они не так интересны.
По мере увеличения популярности, все больше стартапов начинают пробовать получить деньги на развитие с помощью краудфандинга. Данный тип инвестиций начинает привлекать все большее внимание и в итоге в апреле 2012 года Барак Обама подписывает так называемый JOBS act (Jumpstart Our Business Startups Act), который позволил стартапам собирать суммы до миллиона долларов через краудфандинговые платформы, без подачи бумаг и регистрации на продажу акций, что требовалось ранее. С этих пор можно совершенно точно говорить, что краудфандинг прочно занял свое место в нашей жизни.
Конечно, известность не приходит одна. С ней пришли мошенники, причем масштабы и суммы, точно также поражают воображение, как и вообще идея краудфандинга.
Например, весьма знаменитый случай 2015-го года. Администрация Kickstarter немного опоздала с реакций и проект успел собрать 4 миллиона долларов. Но мошенники их не увидели. Впрочем, они не расстроились и ушли на IndieGoGo.
Skully AR-1 – наверное один из самых известных случаев мошенничества. Краудфандингом было собрано более 2 миллионов долларов и дополнительно было привлечено около 15 миллионов от инвесторов. Проект был закрыт, компания обанкротилась. По слухам, братья Веллер, которые основали компанию, просто тратили все эти деньги на себя, подделывая отчеты для инвесторов.
Но давайте не будем о грустном, а поговорим лучше об играх. Выше вы могли посмотреть на график проектов, увидевших свет лишь благодаря Kickstarter. Навскидку можно вспомнить несколько наиболее известных из них.
This is the police – прекрасный симулятор начальника полиции перед пенсией. Драма, тяжелые решения, угрозы от мафии и даже больше. Играя в нее, словно сам сидишь в тесном, прокуренном кабинете начальника полиции, заваленном горами бумаг. Под звуки легкого джаза, с твоих, любовно отобранных виниловых пластинок.
Или, например, Iron Harvest, за один только дизель-панк стиль можно уже обожать эту игру. В голове так и рисуется Танк Лебеденко, с легким добавлением дизель-панка. В игре на дворе 1920 год, так что Боже, Царя храни и вся прочая атрибутика царской России должны быть.
Конечно, нельзя не вспомнить самый амбициозный игровой проект наших лет, финансируемый на Kickstarter» – «Star Citizen. Более 200 миллионов долларов собрано за все время существования проекта с октября 2012 года. Обещания невероятны – бесшовный мир, процедурная генерация, социальное взаимодействие, шутер от первого лица и космосим в одной игре и прочая, и прочая. Сложно поверить, что такой проект вообще возможен, лично я стараюсь не строить воздушных замков по этой игре. Люди, игравшие в нее, говорят, что прогресс есть и игра не стоит на месте. Но нельзя не отметить, что этот проект как лакмусовая бумажка – если он «не взлетит», то многие люди перестанут доверять краудфандингу, по крайней мере на какое-то время. Взлет же, наоборот, воодушевит еще большее количество людей участвовать в разработке.
Некоторые проекты мы бы не увидели, или увидели бы сильно измененными. Как тот же This is the police. С точки зрения самого по себе геймплея, игра не представляет собой что-либо кардинально новое. Игровой процесс по большей части сосредоточен в повествовательной области. На мой взгляд, инвесторы бы не поверили в этот проект, он слишком самобытен и рискован, чтобы вкладывать в него большие деньги. А вот краудфандинг оказался идеальным способом найти финансирование для этой игры. В свою очередь, мне кажется, что в разработку Star Сitizen инвесторы бы не стали вкладываться из-за амбициозности задач, поставленных перед собой Крисом Робертсом (Chris Roberts).
Ранее инвесторы обладали всеми необходимыми рычагами давления на разработчиков, чтобы заставлять их работать по их правилам. Например, в любой момент инвесторы могли резко перестать платить, ставя целую студию под удар. Подобное было со студией Obsidian и игрой Stormlands, разработку которой финансировал Microsoft. После отмены проекта, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, Фергюс Уркхарт (Feargus Urquhart) сократил 26 человек, это была половина студии на тот момент. Более того, разработчики были ограничены в творчестве и не могли рисковать, ведь если инвесторам кажется, что это не окупится, то проект вряд ли увидит свет. Опять же, можно вспомнить This is the Police.
В свою очередь, на краудфандинговых площадках, разработчики могут быть уверены, что те люди, которые заплатили за разработку игры совершенно точно будут в нее играть, более того, эти люди заинтересованы в том, чтобы об игре узнало максимально много людей. Финансирование и реклама в одном флаконе, о чем еще можно мечтать? И разработчики могут позволить себе некоторый риск. Теперь разработчики точно видят, что людям нравится, а что – нет. Если раньше разработчики получали какую-либо обратную связь только тогда, когда игра выходила, то теперь обратная связь может быть получена в реальном времени. Люди, конечно, иногда бывают слишком токсичными, но такая критика тоже бывает полезной.
Список можно продолжать долго, но логика должна быть понятна. Разработчики теперь могут быть действительно независимыми. Мы с вами наблюдаем как меняются правила игры, которые были неизменны очень долгое время. Хочется верить, что краудфандинг станет настолько популярным, что традиционным инвесторам придется поубавить свои аппетиты и поменьше давить на разработчиков.
Источник