Киберпространство: происхождение

Предисловие

Историки несправедливо прослеживают создание Всемирной паутины только по линии американских изобретателей, а порой приписывают все достижения исключительно Тиму Бернерс-Ли. Давайте вспомним замечательных учёных и инженеров, внёсших значительный вклад в развитие киберпространства.

Настоящее эссе представляет собой попытку проследить с самого начала и до настоящего времени, какие изменения происходили в восприятии киберпространства представителями искусства, науки и информационных технологий. 

Эссе описывает следующие эпизоды развития киберпространства:

В начале была… приставка

Киберпространство: происхождение
Норберт Винер. 1963

В 1948 году Норберт Винер опубликовал книгу «Кибернетика: или управление и коммуникация в животном и машине». [1] Книга вызвала интерес широкой публики, а не только среди учёных и специалистов по управлению. В 1961 году вышло второе издание этой книги и возникла мода на кибернетику. Не все читали, мало кто понимал, но интеллигентная публика щеголяла модным словечком «кибернетика». Маленькую трудность, которая заключалась в том, что подруги интеллигентов и «блондинки» не могли запомнить такое длинное слово, обошли очень просто — сократили слово до «кибер». После этого подруги интеллигентов добавили модное словечко в свой лексикон и заменили им остальные 17 слов, ставшие бесполезными.

Так буквально за десять лет понятие «кибернетика» скатилось до модного словечка, а затем и вовсе до приставки «кибер» в среде интеллектуальных «блондинок». Приставку «кибер» применяли ко всему суперсовременному и, как бы, кардинально отличному от прошлого. Эдакий модернистский модернизм. Если бы вы оказались в модной тусовке того времени, то непременно сказали бы, что ваше кибервосприятие подсказывает — в последней киберинсталляции модного киберхудожника его подвела киберинтуиция. Полный кибер!

Появление термина «киберпространство»

Сюзанна Уссинг. Cyberspace. Коллажи. 1968
Сюзанна Уссинг. Cyberspace. Коллажи. 1968

Термин «киберпространство» впервые мелькнул в изобразительном искусстве в конце 1960-х годов. В 1968 году датская художница Сюзанна Уссинг (Susanne Ussing) представила свой коллаж, в нижней правой части которого присутствовала надпись заглавными латинскими буквами «CYBERSPACE». И как вы поняли из пояснения к приставке «кибер», это следовало понимать как «принципиально новое, отличное от старого» пространство.

Gordon Pask. The Colloquy of Mobiles. Cybernetic Serendipity. Лондон. 1968
Gordon Pask. The Colloquy of Mobiles. Cybernetic Serendipity. Лондон. 1968

В 1970 году состоялись выставки «Программное обеспечение» (Software) в Еврейском музее (Jewish Museum) «Информация» (Information) в Музее современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art).

Художники этого периода экспериментировали с общим видением и представлением совершенно новых возможностей для общества. Их сенсорные пространства и кибернетическая интуиция сконцентрированы на восприятии, на ощущениях, на новом мировосприятии, а не на теории под названием «кибернетика» и не на новой технике под названием «компьютеры».

В период 1968-1970 годов Сюзанна Уссинг (Susanne Ussing) в соавторстве с архитектором Карстеном Хоффом (Carsten Hoff) создали серию инсталляций и изображений под названием «Сенсорные пространства» (Sensory spaces). Инсталляции отличались интерактивностью и адаптировались к различным воздействиям; например, движениям посетителей выставки. Художница и архитектор подписывали свои работы «Студия киберпространство» (Atelier Cyberspace). [2]

«Студия киберпространство» (Atelier Cyberspace). «Сенсорные пространства» (Sensory spaces). Копенгаген. 1970 год. «Студия киберпространство» (Atelier Cyberspace). Плакат экспозиции «Сенсорные пространства» (Sensory spaces). 1969 год.
«Студия киберпространство» (Atelier Cyberspace). «Сенсорные пространства» (Sensory spaces). Копенгаген. 1970 год.
«Студия киберпространство» (Atelier Cyberspace). Плакат экспозиции «Сенсорные пространства» (Sensory spaces). 1969 год.

В отличие от Уильяма Гибсона, который использовал это слово лишь через 14 лет в 1982-м году, Сюзанна Уссинг не давала определений этому термину. Для неё «киберпространство» означало лишь «управление пространствами». Вполне освоенная за тысячелетия искусством тема, ничего эзотерического. Понятием «пространство» традиционно оперировали архитектура, скульптура, оформление ландшафта и другие формы искусства.

Попутно следует отметить, что Карстена Хоффа вполне можно назвать первым киберархитектором. С начала 1970-х годов он одним из первых среди архитекторов пытался внедрить кибернетику в архитектурное проектирование. В своих интервью он подчёркивал:

«Люди разочарованы и недовольны архитектурой 1970-х. Особенно когда речь идёт о жилых домах. Необходимо ослабить жёсткие ограничения городского планирования, вернул людям возможность творчества и позволив самим формировать и проектировать свои жилища. Вместо того чтобы приглашать стороннего архитектора, который будет диктовать как вам жить. Мы мыслим в терминах открытых пространств, в которых всё растёт и развивается по мере необходимости».

Atelier Cyberspace. Инсталляция. Государственный музей искусств. Копенгаген. 2015
Atelier Cyberspace. Инсталляция. Государственный музей искусств. Копенгаген. 2015

В Государственном музее искусств (Statens Museum for Kunst) в Копенгагене сохранились почти все произведения проекта «киберпространство». Не сохранилась лишь одна работа, чертежи которой утеряны. Эта инсталляция представляла собой нечто похожее на 3D-принтер. Тележка с насадкой. Насадка выделяла и наносила на пол материал, который разрастался и создавал разнообразные формы. Управление этой конструкцией осуществлял компьютер, который и задавал формообразование, последовательность и расположение объектов в пространстве. 

Образом для художников послужила пчела, которая строит свой улей. Идея инсталляции заключалась в том, чтобы показать как слияние в одном киберпространстве органических и технических систем позволяет по-новому структурировать среду обитания людей. Своеобразный протест против однотипной массовой застройки, доминирующей в архитектуре 1970-х годов. Авторы инсталляции продвигали мысль о том, что киберпространство позволит имитировать поведение природы, то, как природа создаёт однотипные, но разнообразные формы. «Все дубы — это дубы, но нет двух одинаковых дубов», — образно пояснял свою идею Карстен Хофф.

Atelier Cyberspace. Sensory Space. Форум. Копенгаген. 1969
Atelier Cyberspace. Sensory Space. Форум. Копенгаген. 1969

Идеи о «киберпространстве» Сюзанны Уссинг и Карстена Хоффа намного определи своё время. В литературу термин попадёт через 14 лет, в социологию, культурологию, философию — через 20 лет. Киберархитектура начнёт своё становление в 1990-х годах. Архитекторы с помощью систем автоматизированного проектирования начнут создавать архитектурные компоненты сооружений. Через 50 лет возникнет нейроархитектура, которая позволит в киберпространстве моделировать не только форму сооружения, но и гармонично вписывать его в существующий городской ландшафт.

Произведения Сюзанны Уссинг и Карстена Хоффа пример образного восприятия киберпространства, который, по иронии судьбы, размывает и стирает современный механистический подход технической реализации. 

Эти произведения научной фантастики, похожие на мечту о близкой, но неведомой технологии, не просто намного опередили своё время. Они и сейчас, через полстолетия, имеют потенциал расширения горизонта нашего восприятия кибертехнологии, побуждают переосмысливать внедрённые решения.

Государственное киберпространство

Одним из первых государственных киберпространств, реализованных с помощью компьютерных систем и телекоммуникационных сетей, следует назвать проект Cybersyn. [3] Название образовано объединением слов «CYBernetics» (кибернетика) и «SYNergy» (синергия). Этот проект в период 1970-1973 годов начало реализовывать правительство Чили под руководством президента Сальвадора Альенде в целях планирования экономики Чили. В основе инфраструктуры киберпространства лежала кибернетическая модель общества, а не компьютерная архитектура как это делают правительства в XXI веке.

Компьютерная система состояла из 4-х модулей:

  • Cybernet — национальной сети телексных аппаратов, подключённых к мощному мейнфрейму;

  • Cyberstride — программного обеспечения статистического моделирования;

  • CHECO — программного обеспечения имитационного моделирования экономики;

  • Opsroom — операционного зала принятия экономических решений.

Проект Cybersyn представлял собой реализацию кибернетической теории жизнеспособных систем на основе компьютерных и телекоммуникационных технологий. Более 500 телексов, расположенных на предприятиях, передавали статистические данные центральному мейнфрейму. В качестве мейнфрема использовали комплексы IBM 360/50 и Burroughs 3500. Данные обрабатывала программа статистического моделирования Cyberstride. Она отслеживала производственные показатели и предупреждала о нештатных ситуациях. В случае возникновения инцидента в работу вступала программа CHECO (CHilean ECOnomic simulator), которую использовали для прогнозирования результатов возможных экономических решений. 

В операционном зале непрерывно дежурили эксперты, аналогично тому, как это сейчас происходит в центрах управления космическими полётами. По запросу экспертов программы предоставляли необходимые выборки экономических данных, которые хранил мэйнфрейм. Мониторы, висевшие на стенах операционного зала, визуализировали данные по принципам гештальта, т.е. выдавали целостную картину экономической ситуации, вместо отдельных детальных характеристик и фактов. [4]

Реконструированная модель операционного зала. Cybersyn. 1973
Реконструированная модель операционного зала. Cybersyn. 1973

Футуристический операционный зал и интерфейсы проектировал дизайнер Gui Bonsiepe. Совершенно новаторские для того времени вращающиеся кресла позволяли эксперту повернуться к монитору, висящему на стене.

В эссе «Машина планирования» (The Planning Machine), опубликованном в 2014 году, технический журналист Евгений Морозов утверждал, что проект Cybersyn проложил путь использования в будущем «больших данных», создал действующий прототип этой технологии. [5]

В своих книгах «Мозг фирмы» (Brain of the Firm) и «Платформа перемен» (Platform for Change) британский учёный Стаффорд Бир (Stafford Beer) рассказывал о том, что на втором этапе развития киберпространства планировали внедрить систему обратной связи Cyberfolk. Этот модуль позволял гражданам отправлять предложения по социальным инновациям в адрес комиссии при правительстве Чили. Комиссия включала представителей различных заинтересованных сторон, выдвинутых группами граждан. Пожалуй, это первая в мире попытка внедрении прямой демократии, осуществляемой посредством киберпространства.

Проект Cybersyn не успели завершить, а Cyberfolk начать. В 1973 году США при президенте Ричарде Никсоне, как обычно, устроили военный переворот и привели к власти военную хунту во главе с генералом Аугусто Пиночетом. По приказу США хунта уничтожила всю инфраструктуру — технику, программное обеспечение, сети, операционные залы, — экономического киберпространства. США больше устраивал хаос в Чили, чем управляемая в киберпространстве плановая экономика, «большие» данные и прямая демократия.

Литературное киберпространство

Уильям Гибсон. 1988
Уильям Гибсон. 1988

К 1980-м годам модная приставка «кибер» докатилась до художественной литературы. Неологизм «киберпространство» (cyberspace) в литературу ввёл писатель-фантаст Уильям Гибсон (William Gibson) в рассказе «Сожжение Хром» (Burning Chrome, 1982) из цикла «Муравейник». Уильям Гибсон искал название для своего видения глобальной сети, связывающей людей, компьютеры, источники информации. В этой сети, образующей пространство общения, люди не теряли бы возможности ориентации и перемещения. Главным отличием от предыдущих информационных пространств — например библиотеки, — пространство Гибсона служила интерактивность. Не только пользователь управлял данными, но и пространство воздействовало на пользователя.

Вот как Уильям Гибсон прокомментировал происхождение этого слова в документальном фильме 2000 года «Для этих территорий карты нет» (No Maps for These Territories):

Я не знал ничего о слове «киберпространство». Оно казалось просто модным словечком, запоминающимся и совершенно бессмысленным. Когда я видел его на странице, оно не имело для меня никакого реального значения.

Киберпространство. Взаимная соединительная ткань концептуальной вселенной. Встреча на полпути между «здесь» и «не здесь». Визуальная, акустическая, текстовая [ткань].

Но явную популярность словечко получило после публикации Уильямом Гибсоном романа «Нейромант» (Neuromancer). Приведу несколько цитат по оригиналу публикации [6] в моём вольном переводе на русский язык.

Писатель-фантаст Уильям Гибсон о киберпространстве:

Киберпространство. Галлюцинация, с которой ежедневно сталкиваются миллиарды реальных пользователей каждой страны, как дети, которых обучают математическим понятиям. Графическое представление данных, собранных из банков данных каждого компьютера человеческой системы. Немыслимая сложность. Линии света блуждали в непространстве разума, кластеры и группы данных. Ускользающие огни ночного города.

Писатель-фантаст Уильям Гибсон о подключении к киберпространству:

Он действовал на почти постоянном уровне адреналина, побочном продукте молодости и мастерства, подключённый к персонализированной киберпространственной деке, которое проецировала его бестелесное создание в коллективную галлюцинацию под названием «матрица».

Писатель-фантаст Уильям Гибсон о бестелесности киберпространства:

Для Кейса, живущего в бестелесном экстазе киберпространства, это оказалось Падением. Будучи крутым ковбоем он посещал элитарные бары, предполагающие пренебрежение плоти. Так они называли тело. Кейс попал в тюрьму собственной плоти.

Писатель-фантаст Уильям Гибсон создаёт образ матрицы:

Матрица — чёрная пустота с зелёной флуоресцирующей плоскостью, называемой Ориентационной Решёткой. Сетка формирует основу системы координат матрицы — привязка к сетке и «пересечения» используют для точного определения систем и мест.

Над и под Ориентационной Решёткой расположены структуры, известные как башни DOS. Они выглядят как гладкие многогранные блоки с какими-то надписями, отличными от логотипа или названия компании. Башни DOS расположены группами и примерно соответствуют крупным городам и агломерациям. В результате системы распределены в Матрице неравномерно, с яркими скоплениями башен DOS среди невыразительных равнин  Ориентационной Решётки.

Образ киберпространства, созданный Уильямом Гибсоном, понравился другим литераторам и они с энтузиазмом занялись развитием темы. Для термина «киберпространство» они придумали множество понятных неподготовленному читателю метафор: сеть, матрица, паутина.

Писатель Генри У. Тарговски о киберпространстве [7]:

Интерактивное пространство между субъектами (носителями) общения.

Общая соединительная ткань концептуальной вселенной.

Сообщество, объединённое электронными носителями, экспериментирующее с новыми формами социальной организации.

Скоро станет главной виртуальной реальностью рядом с вами.

Вселенная по соседству.

Американский поэт и литературный критик Майкл Бенедикт о киберпространстве [8]:

Новая вселенная; параллельная вселенная, созданная и поддерживаемая глобальными компьютерными и коммуникационными сетями. 

Мир, в котором глобальный обмен знаниями, тайнами, оценками, индикаторами, развлечениями и деятельностью между людьми в форме знаков, звуков и чего-то невиданного на земле расцветает в бескрайней электронной ночи.

Американский писатель-фантаст Брюс Стерлинг о киберпространстве [9]:

Киберпространство — это «место» в котором происходит разговор. Не внутри пластикового устройства на вашем столе. И не внутри устройства другого человека в другом городе. Это место между телефонами. Неопределённое место «не здесь», где вы, люди, действительно встречаетесь и общаетесь.

По мнению американского архитектора программного обеспечения Чипа Морнингстара (Chip Morningstar) киберпространство в большей степени социальное взаимодействие, чем техническое устройство. Техническая сторона киберпространства — это улучшение канала связи между реальными людьми. Основное свойство киберпространства — способность взаимодействия множества участников. [10][11][12][13]

В 1960-х годах Чип Морнингстар участвовал в проекте Xanadu (о проекте см. ниже).

Чип Морнингстар ввёл в тематику киберпанка неологизм «аватар». Он писал о том, что единичность личности реальности вовсе не совпадает с количеством киберличностей (аватар) в киберпространстве. Один пользователь (реальный человек) может создать для себя множество аватар. Возможно и обратное, множество людей могут использовать один и тот же аватар для действий в киберпространстве. И если реальную личность украсть невозможно, то аватар можно украсть и совершать киберпреступления от имени другой киберличности. В произведениях киберпанка знаменитости продают по франшизе киберкопии своих публичных личностей. И если фанаты реальности надевали футболки идолов, то киберфанаты гордо носили киберличности своих кумиров.

Американский писатель Говард Рейнгольд (Howard Rheingold) так создаёт метафору киберпространства [14]:

Киберпространство… это как кафе на блошином рынке, расположенном в большом городском парке. Угол кафе завален пачками нераспечатанных писем в давно закрытую редакцию. По телевизору, висящему на стене, идёт ток-шоу тщеславных комиков. Сидящие за столиками представители необычных групп общаются на необычные темы.

Киберлибертарианец Джон Перри Барлоу (John Perry Barlow) одним из первых связал понятие «киберпространство» с современной телекоммуникационной сетью. В своём эссе 1990-го года за несколько лет до появления Интернета он писал [17]:

В этом безмолвном мире все сообщения печатают. Чтобы войти в него, человек оставляет тело и место, превращаясь только в слова. Можно увидеть, что говорят или недавно говорили ваши соседи, но не увидите их самих или предметов окружающих их. На городских собраниях обсуждают всё что угодно, от сексуальных извращений до биржевых сводок. Все они связаны миллионами телефонных узлов и образуют то, что жители называют Сетью. Она простирается через огромную область электронных состояний, микроволн, магнитных полей, световых импульсов  и мыслей. Сеть, которую писатель-фантаст Уильям Гибсон назвал киберпространством.

Гиперпространство киберпространства

Учёные и инженеры, внёсшие значительный вклад в развитие гиперпространства (слева-направо): Поль Отле́, Ванневар Буш, Джозеф К. Р. Ликлайдер, Дуглас К. Энгельбарт, Теодор Нельсон, Тим Бернерс-Ли
Учёные и инженеры, внёсшие значительный вклад в развитие гиперпространства (слева-направо): Поль Отле́, Ванневар Буш, Джозеф К. Р. Ликлайдер, Дуглас К. Энгельбарт, Теодор Нельсон, Тим Бернерс-Ли

Основную содержательную нагрузку в киберпространстве несёт текст. Бумажные книги на определённом этапе развития общества сыграли свою прогрессивную роль. Однако за сотни лет все преимущества книжного печатного текста оказались освоены, а недостатки стали существенно тормозить дальнейшее развитие литературы.

В начале XX веке появилась идея безбумажных текстов, не просто записанных на других носителях, но и имеющих совершенно иную форму, структуру, принципы создания и использования. За столетие идея выкристаллизовалась в то, что сейчас мы называем гиперпространство, содержащее мультимедийные и гипертексты. Историки несправедливо прослеживают создание гипертекстовой Всемирной паутины только по линии американских изобретателей, а порой приписывают все достижения исключительно Тиму Бернерс-Ли. Давайте вспомним замечательных учёных и инженеров, внёсших значительный вклад в развитие гиперпространства:

  • Поля Отле́ — создателя теории информатики и документоведения, разработчика универсального информационного хранилища Mundaneum;

  • Ванневара Буша — руководителя гипертекстового проекта Memex, создателя теории управления информацией, разработчика аналоговых компьютеров;

  • Джозефа Карла Робнетта Ликлайдера — создателя сети  ARPANET, прототипа Интернета;

  • Дугласа Карла Энгельбарта — создателя гипертекста, групповой онлайновой работы, человеко-машинного интерфейса, графического интерфейса, текстового редактора;

  • Теодора Нельсона — создателя гиперпространства, гипертекста, мультимедиа, руководителя проекта Xanadu;

  • Тима Бернерс-Ли — создателя Всемирной паутины.

Провидец киберпространства

Поль Отле́ за рабочим столом. 1934
Поль Отле́ за рабочим столом. 1934

История индексирования и классификации всей информации мирового сообщества началась в Брюсселе (Бельгия) в 1895 году. Работы Поля Отле́ и Анри Лафонтена предвосхитили реализацию киберпространства, которая спустя сотню лет предстала в виде Всемирной паутины с её поисковыми системами по огромному распределённому хранилищу данных.

Поль Отле́ (Paul Marie Ghislain Otlet) — бельгийский писатель, мыслитель, документалист, — в публикации «Кое-что о библиографии» 1892-го года выразил убеждение, что книги являются неадекватным способом хранения и использования информации. Автор располагает факты в тексте произвольно, по своему усмотрению, что затрудняет читателю нахождение определённых фактов при повторном избирательном чтении. Отле́ предложил для хранения использовать карточки, содержащие отдельные фрагменты текстов. Картотека позволяла бы осуществлять «все действия с классификацией в непрерывной взаимосвязи». Дополняла картотеку классификация всех хранимых данных.

Схема организации документации
Схема организации документации

В 1895-м году Поль Отле́ совместно с юристом Анри Лафонтеном обратили внимание на десятичную классификацию Дьюи, изобретённую в 1876 году. Они решили взять эту классификацию за основу своей классификации данных для картотеки. Отле́ и Лафонтен переработали классификацию Дьюи и разработали универсальную десятичную классификацию (УДК), которую библиотекари всего мира используют и по сей день. Наличие классификатора позволило Отле́ приступить к созданию крупнейшей базы печатных материалов.

Примечание:

Следует отметить, что многие идеи Семантической Паутины (Semantic Web) взяты непосредственно из методологии классификации знаний, разработанной Полем Отле́. 

(Майкл Бакленд, профессор Школы информации Калифорнийского университета в Беркли)

Этапы организации документов
Этапы организации документов

В 1895-м году Поль Отле́ основал Международный институт библиографии, впоследствии переименованный в Международную федерацию информации и документации. Международный институт библиографии представил проект создания «города знаний» (Mundaneum). Проект поддержало бельгийское правительство, которое рассчитывало на то, что этот международный проект укрепит претензии Бельгии на перенос Лиги Наций в Брюссель.

Универсальный иконографический каталог. 1906
Универсальный иконографический каталог. 1906

Проект Mundaneum предполагал объединить в одном месте все знания мира во всех форматах (книги, плакаты, газеты и т.п.) и составить гигантскую инновационную библиографию. Но, учитывая огромный объём работ, разработчики для начала сосредоточились на сборе международной документации.

Для размещения информационного хранилища правительство Бельгии выделило отдельное здание, которое получило название «Всемирный дворец» (Palais Mondial). В шестнадцати залах здания расположили:

  • библиографическую картотеку, содержавшую двенадцать миллионов карточек;

  • двести тысяч экземпляров газет со всего мира, выпущенных в период между 1895 и 1914 годами;

  • фонды и обширные коллекции архивов;

  • плакаты, открытки, фотографии;

  • универсальный справочник документации;

  • энциклопедию Universalis Mundaneum;

  • тематические подборки по  феминизму, пацифизму и анархизму.

Созданное информационное хранилище Mundaneum позволило запустить поисковый сервис,  которым мог воспользоваться любой человек в мире. Для этого следовало отправить запрос в адрес Mundaneum почтой или телеграфом. В год Mundaneum отвечал на полторы тысячи запросов пользователей разных стран мира.

Зал приёма запросов по телеграфу и телефону. 1920
Зал приёма запросов по телеграфу и телефону. 1920

В 1920-м году Поль Отле́ спроектировал мондотеку (Mondothèque) — домашнее рабочее место, вовлечённое в распространение знаний. Мондотека содержала справочники, каталоги, мультимедийные заменители традиционных книг (микрофильмы, телевидение, радио) и энциклопедию (Encyclepedia Universalis Mundaneum). Вот как выглядел «домашний компьютер» образца 1920 года.

Домашнее рабочее место. 1920
Домашнее рабочее место. 1920

В своих работах Поль Отле́ особое внимание уделял энциклопедии Universalis Mundaneum. По его мнению одной из важнейших обязанностей интеллектуальных работников будущего станет создание «универсальной и вечной энциклопедии» в соавторстве «всех учёных всех времён и всех стран». До создания Википедии оставалось всего шестьдесят семь лет… 

Вот как Поль Отле́ описывал доступ к информации:

Все, что происходит во Вселенной, все, что связано с человечеством, будет регистрироваться на расстоянии в том виде, в каком оно происходит. Будет создано движущееся изображение среды, истинное зеркало памяти. На расстоянии каждый желающий сможет прочитать текст, выделить желаемый фрагмент, проецируемый на отдельный экран. Каждый, сидя в кресле, сможет созерцать произведение целиком или отдельные его части.

Вот как Поль Отле́ писал о гиперпространстве [19]:

Можно представить себе электрический телескоп, позволяющий читать тексты заранее запрошенных страниц из книг, хранящихся в больших библиотеках. Это будет теле-фото-книга.

Здесь рабочий стол больше не загружен ни одной книгой. На их месте стоит экран и рядом телефон. Там, на расстоянии, в огромном здании, есть все книги и вся информация, со всем пространством, которое требуется для их записи и обработки… С рабочего места мы видим на экране ответ на вопрос, заданный по телефону, использующему провод или без него. Экран был бы двойным, четверным или десятикратным, для того, чтобы тиражировать тексты и документы, которые нужно сравнивать видя одновременно; имелся бы динамик для случаев, когда восприятию изображения помогает прослушивание текста. Такое предположение, безусловно, понравится Уэллсу. Сегодня это утопия, потому что она ещё нигде не существует, но она может стать реальностью завтра, при условии, что наши методы и инструменты будут усовершенствованы.

Универсальный библиографический справочник. 1920
Универсальный библиографический справочник. 1920

К 1934 году хранилище Mundaneum выросло до ошеломляющих размеров — шестнадцать миллионов карточек, охватывающих самые разные темы. Возникли трудности обработки огромного объёма бумаг. Понадобились новые технологии обработки больших данных для того, чтобы справиться с информационной перегрузкой обслуживающего персонала. После ряда экспериментов Поль Отле́ понял, что возникла необходимость отказа от бумажного носителя, и приступил к поиску новых носителей информации.

В 1934 году в книге «Monde» он изложил своё видение «технического коллективного разума», способного хранить и обрабатывать информацию в электронном виде. Доступ к хранилищу обеспечивала бы глобальная телекоммуникационная сеть. В книге он описал сеть объединённых «электрических телескопов», которые позволят пользователям просматривать миллионы взаимосвязанных документов, изображений, аудио и видеозаписей. По мере распространения сети она объединит отдельных лиц и различные учреждения: книжные магазины, учебные аудитории, университеты, государственные органы. Он назвал все это réseau mondial — «всемирная сеть».

Всемирная сеть. 1934
Всемирная сеть. 1934

На схеме всемирной сети можно увидеть (сверху-вниз, слева-направо):

  • групповое обсуждение по конференц-связи;

  • проведение видеоконференции;

  • электронная энциклопедия, транстелевизионные документы;

  • трансмедийный подход, передача контента по разным каналам;

  • видеоконференция.

Поль Отле́ глубоко прорабатывал тему взаимосвязи общества и техники. Определял прагматизм и рациональность использования техники. Предупреждал о необходимости управляемости развития техники. Пришёл к выводу о том, что совершенствование научных знаний, совершенствует общество.

Поль Отле́ о киберпространстве [20]:

Это издание, Библион, источник, постоянная энциклопедия, Сумма… будет представлять собой систематическую, полную и актуальную регистрацию всех фактов, которые относят к определённой области знания. Её сформируют путём объединения материалов и элементов , разбросанных по всем соответствующим публикациям. В издании будут представлены списки фактов, каталоги идей и номенклатура систем и теорий. Различные научные данные будут сведены в таблицы, графики, карты, схемы. Тексты будут проиллюстрированы рисунками, гравюрами, факсимильными изображениями и документальными фотографиями.

В 1934 году бельгийское правительство потеряло интерес к проекту. Mundaneum пришлось перевести в меньшее помещение, а через некоторое время прекратить приём запросов на предоставление информации. Немецкая оккупация Бельгии окончательно разрушила проект. Немцы расчистили участок, на котором располагался Mundaneum, уничтожив тысячи ящиков с индексными карточками, чтобы освободить место для выставки искусства Третьего рейха.

Поль Отле́ оказался настоящим провидцем развития киберпространства. Фактически он создал аналоговое гипертекстовое пространство. Его идея всеобщего доступа к знаниям посредством обмена данными:

  • более чем на десять лет опередила работы над гипертекстом Ванневара Буша;

  • на тридцать лет — работы Винтона Серфа по маршрутизации данных;

  • на тридцать лет — изобретение мультимедийных текстов и гиперпространства Тедом Нельсоном;

  • на пятьдесят четыре года создание Всемирной паутины;

  • на шестьдесят семь лет создание Википедии.

Чтение — активный процесс письма

Ванневар Буш. США. 1935
Ванневар Буш. США. 1935

Масштабные государственные и корпоративные проекты, реализуемые после Второй Мировой войны, потребовали от разработчиков обработки огромного объёма информации — литературы, исследований, публикаций, проектной документации. Возник эффект, который немного позже учёные назовут «информационным взрывом».

Ванневар Буш —  американский ученый, инженер, разработчик аналоговых компьютеров, методолог и организатор научных исследований, — поражённый растущим объёмом информации, понял, что количество публикаций превысило реальные возможности использования результатов. Объём записей человеческого опыт расширяется с невероятной скоростью. А средства, используемые для преодоления этого океана информации, такие же как во времена кораблей с квадратной оснасткой. В середине 1930-х годов Буш высказывал мысли о том, что:

Могут существовать миллионы прекрасных мыслей и описаний опыта, на которых они основаны. И всё это заключено в каменные стены традиционной архитектурной формы. Но если учёному путём усердных поисков удаётся получить только одну мысль в неделю, его обобщения вряд ли будут соответствовать текущим требованиям.

Главная проблема — вопрос отбора, поиска информации. А основная причина, по которой те, кому нужна информация, не могут её найти заключена в неадекватных средствах хранения, систематизации, индексации информации.

Наша неумелость в получении информации во многом вызвана искусственностью систем индексации. Когда данные любого типа мы помещаем в хранилище, то размещаем в алфавитном или цифровом порядке. А поиск отслеживаем от класса к подклассу. Если не использовать дубликаты, то текст расположен в одном месте. А если использовать дубликаты, то объём растёт ещё стремительнее. Существующие правила по которым можно найти данные — громоздкие. Хуже другое. Найдя один комплект данных, необходимо выйти из системы и повторно войти в неё для поиска следующего комплекта данных.

В категоризации нет ничего плохого. Однако это преходяще: системы категорий устаревают и всего через несколько лет любая классификация начинает выглядеть довольно глупо.

В 1945-м году Ванневар Буш (Vannevar Bush) опубликовал статью «Как мы можем думать», в которой размышлял об альтернативной навигации в океане знаний:

В отличие от жёсткости и трудности доступа, создаваемых современными средствами управления информацией, основанных на печатных записях, людям необходимо информационное устройство, которое лучше соответствует деятельности разума.

Человеческий разум работает посредством ассоциаций. Ухватив один факт или идею, разум мгновенно переключается на следующий, который подсказывает ассоциация мыслей в соответствии со сложной сетью следов.

Для того чтобы освободить нас от ограничений неадекватных классификаций и позволить следовать естественной склонности к отбору по ассоциации, а не с помощью индексации, предлагаю устройство Memex.

Наименование устройства Memex представляет собой сокращение словосочетания MEMemory EXpansion — расширитель памяти.

Буш в статье описал устройство оперирования документами в формате микрофильма:

Memex — устройство для сжатого хранения книг, записей и сообщений. Механизированное таким образом, чтобы использовать его с максимальной скоростью и гибкостью. Предполагаю, что пользователь будет использовать Memex в качестве автоматизированной системы хранения личных данных, что сделает Memex персональным расширением и дополнением человеческой памяти.

В версии 1945-го года Memex представлял собой персональную базу знаний. Страницы документа записывали в виде кадров микрофильма. На ключевые кадры (главы, разделы и т.п.) ставили закладки в виде меток. Оглавление документа представляло собой список ключевых кадров, имеющих метки. Устройство Memex быстро переходило к указанной метке и отображало на экране указанную страницу (кадр). Катушка микрофильма представляла собой запись. Множество записей (катушек) образовывали библиотеку.

По сравнению с бумажной документацией:

  • Микрофильмирование позволяло сжимать, резко уменьшить объём хранимой информации. А устройство Memex позволяло в автоматизированном режиме быстро найти нужную страницу. Пользователь получал большое индексированное хранилище знаний.

  • Memex позволял выстраивать ассоциативные траектории чтения документации, перемещаясь по закладкам в любой произвольной последовательности кадров микрофильма. Возможность создания комментариев и дополнительных меток позволяла сохранять собственную линию чтения, отличную от линейной последовательности страниц книги.

  • Memex позволял создать копию маршрута чтения, содержащего комментарии, и передать его другому человеку для вставки в собственный Memex.

  • Memex позволял создавать комментарии любого размера, в то время как бумажные носители позволяют только делать отметки на полях. Кроме того, отметки на бумаге сложно удалить или изменить. В то время как комментарии Memex не представляло трудности изменить или удалить. С помощью стилуса Memex позволял подчёркивать, обводить, писать.

В концепции Memex Буш обращает внимание на изменение понимания процесса чтения:

  • Чтение — это активный процесс письма. Во время чтения читатель должен иметь возможность добавлять к тексту свои заметки и мысли. Записывание мыслей читателя сопровождает чтение.

  • Чтение индивидуально. Каждый читатель в одном и том же тексте выстраивает свою ассоциативную цепочку мысли.

  • Поскольку текст один, а читателей много, то необходимо разделить неизменяемый оригинал текста и виртуальную копию с комментариями читателя.

В сентябре 1945 года журнал Life опубликовал иллюстрацию Альфреда Д. Крими, на которой изображен стол Memex. Согласно журналу Life, стол Memex «мгновенно доставлял файлы и материалы по интересующей теме под руку оператору». Вот как выглядел «домашний компьютер» образца 1945 года.

Стол Memex. 1945
Стол Memex. 1945

Самая важная часть рассуждений Буше заключена не столько в возможности поиска и аннотирования текста, а в ассоциативной индексации. Именно эта идея привела к концепциям гиперссылки, гипертекста, гиперпространства (гипертекстов с гиперссылками), и в конечном счёте к созданию Всемирной паутины.

Однако ассоциативная трассировка Буша коренным образом отлична от существующих в настоящее время гиперссылок во Всемирной паутине. Тим Бернерс-Ли — разработчик Всемирной паутины, — ввёл стандарты по которым автор текста устанавливает гиперссылки на другие тексты. Читатель (пользователь) Всемирной паутины не может ни изменить существующие гиперссылки, ни вставить собственные ссылки. У Ванневара Буша всё ровно наоборот — читатель создаёт собственные метки поверх авторского текста, не изменяя его. Метки определяют индивидуальную траекторию чтения каждого из читателей. Вот как об этом пишет Буш:

Когда пользователь создаёт трассу чтения, он присваивает ей название и записывает в кодовую книгу. Перед ним расположены два элемента, которые необходимо соединить, и они проецируются на соседние экраны просмотра. В нижней части каждого экрана есть несколько пустых кодовых полей для указания указателя. После нажатия клавиши, устройство соединяет элементы. В каждом кодовом поле отображено кодовое слово. После этого, в любое время если один из элементов попадает в поле зрения, другой можно мгновенно вызвать, нажав на кнопку под соответствующим кодовым полем..

Буш идёт дальше и прозорливо отмечает, что таким образом возникла новая форма текстуальности и новая форма письма:

Когда многочисленные элементы объединены в цепочку, это в точности похоже на сборку страниц из разных источников в новую книгу. Это нечто большее, поскольку любой фрагмент можно объединить во множество сложных текстов. Таким образом, любой блок информации можно объединить в единую книгу: текст, изображение или другую информацию.

Появилась новая профессия, связанная с прокладыванием маршрутов в огромном массиве информации.

Через пятьдесят лет эти идеи назовут «интертекстуальностью» и «мультимедийным текстом». А метафора «прокладывания маршрута в огромном массиве информации» напоминает метафору «кибернетики», которая изначально обозначала искусство мореплавания. Искусство штурмана — планирующего путь корабля в море. И искусство кормчего, навигатора — который способен провести корабль по заданному маршруту.

В 1959-м году Ванневар Буш описал усовершенствованную модель. В статье «Memex II» он писал [21]:

Профессиональные сообщества больше не будут печатать документы на бумаге. Даже частные лица будут заказывать документы на магнитных носителях в комплекте с фотографиями и схемами, либо загружать «факсимильные копии» по каналам связи. Каждое общество будет вести основную базу данных (master memex), содержащую документы, ссылки, таблицы, тесно связанные между собой отношениями. Это позволит подробно изучать материал от статьи к статье, возвращаясь к классике и делая критические замечания к ней.

В 1967-м году Ванневар Буш опубликовал ретроспективную статью под названием  «Пересмотр Memex» (Memex Revisited) в своей книге «Науки недостаточно» (Science Is Not Enough). В статье он утверждал [26]:

Mагнитные носители будут играть центральную роль в создании современных устройств Memex. Возможность перезаписывания имеет особое значение, поскольку позволяет модифицировать сохранённую информацию. 

Остаётся нерешённой проблема изучения того, как мыслят творческие люди. Подходы к индексации данных по-прежнему несовершенные и линейные, а не ассоциативные как при абстрактном мышлении человека. В ближайшем будущем невозможно создать машину, обладающую скоростью и гибкостью человеческого разума. Но возможно достичь улучшения в отношении способности получать постоянную и ясную информацию.

[Аналоговый] Memex не окажет существенной помощи бизнесу и предприятиям. Но цифровые технологии позволят внедрить специализированные групповые приложения, которые позволят обмениваться информацией и идеями в таких областях как медицина.

Способность к сжатию информации и быстродействию компьютеров не так важны. Проблема заключена не в быстром доступе, а выборки из большого объёма информации. Выбор в широком смысле [как обеспечение принятия решения] по-прежнему остаётся камнем преткновения.

Процесс создания записей Memex позволит интегрировать системы голосового управления и обучения, распространяемого пользователями. Предлагаю создать технику, которая могла бы реагировать на простые замечания, а также строить маршруты на основе ассоциативных привычек пользователя.

Таким образом уже в конце 1960-х годов Ванневар Буш описал проблемы ассоциативного нелинейного чтения, полилинейное (многопоследовательное) письмо, гиперпространства, мультимедийного текста, интертекстуальности, больших данных, подготовки сведений для принятия решений, коллективной обработки документов, конференций коллективного принятия решений, голосового управления простыми командами, машинного обучения.

Компьютеры — средство общения

Дж. К. Р. Ликлайдер. 1968
Дж. К. Р. Ликлайдер. 1968

Американского специалиста в области информатики Джозефа Карла Робнетта Ликлайдера с благодарностью вспоминают за то, что он предвидел интерактивное взаимодействие посредством компьютерной техники. Его представления легли в основу:

  • всемирной компьютерной сети ARPANET, ставшей прототипом Интернета;

  • графических интерфейсов;

  • цифровых библиотек;

  • электронной коммерции;

  • онлайн-банкинга;

  • переносимости программного обеспечения.

В своё время Роберт Тейлор — основатель лаборатории Xerox PARC и Центра системных исследований корпорации DEC (Digital Equipment Corporation), — отметил:

Большинство значительных достижений в области компьютерных технологий, включая работу лаборатории Xerox PARC, это просто экстраполяция видения Лика. Его следует признать действительным отцом всего этого.

В 1960-м году Дж. К. Р. Ликлайдер опубликовал статью «Человеко-машинный симбиоз» (Man-Computer Symbiosis) в которой следующим образом описывал киберпространство [22]:

Разумно представить, что через 10-15 лет будет создан «интеллектуальный центр», который объединит современные библиотеки с ожидаемыми достижениями в области хранения и поиска информации. Картину легко расширить до сети таких центров, соединённых друг с другом широкополосными линиями связи, а с отдельными пользователями арендованными проводными услугами.

Дж. К. Р. Ликлайдера относят к пионерам кибернетики. Однако он в отличие от современных практиков искусственного интеллекта никогда не высказывался о том, что людей заменят компьютерные существа. Он видел симбиоз человека и компьютера в том, что:

Люди будут ставить цели, формулировать гипотезы, определять критерии и проводить оценки. Компьютеры будут выполнять рутинную работу, которую необходимо завершить, чтобы подготовить основу для озарений и решений в области технического и научного мышления. Короче говоря, нецелесообразно спорить с энтузиастами искусственного интеллекта о доминировании в далёком будущем машин в области разумной деятельности общества.

В 1962-м году Ликлайдера назначили руководителем отдела технологий обработки информации в Агентстве перспективных исследовательский проектов Министерства обороны США (ARPA). Под его руководством создали компьютерную сеть ARPANet. В своих записках 1962-го года Ликлайдер излагает свои идеи о глобальной сети:

Глобальная сеть — основное незаменимое средство информационного взаимодействия государства, учреждений, корпораций и частных лиц.

В 1965-м году Дж. К. Р. Ликлайдер посвятил Ванневару Бушу свою книгу «Библиотеки будущего». Ликлайдер писал, что он часто слышал о Memex и «цепочках ссылок» ещё до того, как прочитал «Как мы можем думать?». В этой книге он так описывал гипертекст [23]:

Существует потребность в практичной, формальной, аналитической семантике. С помощью такого инструмента можно построить семантическую сеть, в которой каждый элемент фонда знаний связан с другим элементом, имеющим существенное отношение. Можно представить, что каждая ссылка содержит код, определяющий сущность связи. Сущности связи можно проанализировать по типу и степени.

В 1968-м году Дж. К. Р. Ликлайдер в статье «Компьютер как устройство общения» (The Computer as a Communication Device) пояснял, что в киберпространстве необходим другой навык чтения, отличный от пассивного чтения книг [24]:

Мы верим, что коммуникаторы будут делать нечто нетривиальное с информацией, которую они получают и отправляют. Мы верим, что вступаем в век технологий, в котором сможем взаимодействовать с богатством живой информации. Не просто пассивно читать книги и пользоваться библиотеками, как мы привыкли, а стать активными участниками непрерывного процесса. Привносить нечто туда при взаимодействии, а не просто получать нечто оттуда.

В статье звучит совершенно новаторская идея Ликлайдера в том, что компьютер — это средство общения, а не устройство для ускорения вычислений, как привыкли думать о нём окружающие.

В той же статье «Компьютер как устройство общения» Дж. К. Р. Ликлайдер обосновывает использование сетей для совместной работы специалистов независимо от местоположения:

Возьмите любую достойную проблему, и вы найдете всего несколько человек, которые могут внести действенный вклад в ее решение. Этих людей необходимо вовлечь в тесное интеллектуальное партнерство, чтобы их идеи соприкасались друг с другом. Но соберите этих людей реально в одном месте, попытайтесь сформировать команду, и у вас возникнут проблемы. Потому что самые креативные люди часто не являются лучшими командными игроками, а в одной организации недостаточно руководящих должностей, чтобы удовлетворить всех. Пусть они идут своими путями, и каждый создаёт свою собственную империю, большую или маленькую, и уделяет больше времени роли императора, чем решателя проблем. Руководители по-прежнему собираются на совещания. Они по-прежнему навещают друг друга. Но временная шкала их общения растягивается, и корреляции между ментальными моделями ухудшаются между встречами, так что на недельное общение может уйти год. Должен же существовать какой-то способ облегчить общение между людьми, не собирая их в одном месте.

В конце концов Интернет вытеснил ARPAnet в 1990 году. Закрытие сети ARPAnet трагически совпало с кончиной доктора Дж. К. Р. Ликлайдера.

Гипертексты с гиперссылками

Команда Дугласа Энгельбарта в исследовательском институте Стендфорда (SRI). 1969
Команда Дугласа Энгельбарта в исследовательском институте Стендфорда (SRI). 1969

Знакомство Дугласа Энгельбарта (Douglas Engelbart) — американского учёного и изобретателя, — с доктором Дж. К. Р. Ликлайдером помогло Дугласу Энгельбарту в создании и становлении Стэнфордского исследовательского института. Первые годы именно Дж. К. Р. Ликлайдер обеспечивал финансирование проектов этого института. 

Одним из основных направлений исследований оказался гипертекст. Как вспоминал Дуглас Энгельбарт:

В 1961-м году я перечитал статью Ванневара Буша «Как мы можем думать?» и заразился идеей развития и создания средства навигации по огромному запасу человеческого знания. Статья вдохновила меня заняться исследованиями взаимодействия человека и компьютера.

Энгельбарт разработал ряд технических решений, улучшающих устройство Memex, созданное Ванневаром Бушем. Он обновил способ хранения микрофильмов и пришёл к новаторскому решению персонального компьютера, подключённого к электронному дисплею и устройству наведения курсора, названному им «мышью».

В статье «Особое внимание к личности как к пользователю, генерирующему и извлекающему информацию» 1961-го года Дуглас Энгельбарт так рассуждает о гиперпространстве [25]:

Ни один человек не может удержать в голове сразу очень много концепций… Помимо определенного количества и сложности взаимосвязей, он не может полагаться только на пространственные модели и ищет другие, более абстрактные ассоциации и взаимосвязи. Способ хранения, извлечения и манипулирования информацией в пределах личной сферы индивида с использованием информационных пакетов такого размера, который соответствует его реальным потребностям (т.е. отдельным концепциям, фактам, соображениям и т.д.), мог бы значительно повысить действенность умственных способностей до уровня, необходимого для расширенного использования. Вот сложная и насущная проблема наших дней..

В статье «Усиление интеллекта человека: Концепция» 1962-го года Дуглас Энгельбарт призывает развивать интеллектуальный потенциал киберпространства [26]:

Значительное улучшение манипулирования символической структурой за счёт улучшения структурирования процессов должно позволить усовершенствовать концепцию манипулирования ментальной структурой. Это позволит организовывать и выполнять процессы оперирования символами с большим качеством. Большинству людей, которые задумываются о возможностях компьютерных устройств, расширяющих человеческий интеллект, на ум приходит только одноразовое усовершенствование, которое представляет собой относительно бесплодную картину по сравнению с тем, что возникает при рассмотрении этого регенеративного взаимодействия.

Можно сделать три основных вывода:

Во-первых, любая возможность повышения качества использования интеллектуального потенциала тех, кто решает проблемы общества, заслуживает самого серьёзного рассмотрения. Способность человека решать проблемы представляет собой самый важный ресурс, которым обладает общество. Все остальные претенденты на первостепенное значение в своей разработке и использовании в значительной степени зависят от этого ресурса. Любая возможность развития искусства или науки, которая может напрямую и существенно повлиять на дальнейшее развитие этого ресурса, должна заслуживать вдвойне серьезного рассмотрения.

Во-вторых, идеи усиления интеллекта следует рассматривать в обоих смыслах: в смысле непосредственного развития и в смысле «искусства развития». Безусловно, возможности имеют долгосрочные последствия, но их реализация и первоначальные выгоды ждут нас уже сейчас. Не нужно ждать, пока мы узнаем, как работают мыслительные процессы человека. Не нужно ждать, пока мы узнаем, как сделать компьютеры более интеллектуальными, большими или быстродействующими. Мы можем начать разработку мощных и целесообразных систем дополнения на основе того, что мы сейчас знаем и имеем.

В—третьих, следует приложить серьёзные и постоянные усилия для разработки более приемлемой концептуальной методологи.

Первый вариант гиперссылок команда под руководством Дугласа Энгельбарта реализовала в 1966-м году. В первой версии ссылки существовали лишь в пределах одной страницы. Затем в 1968-м году появилась возможность устанавливать связи между абзацами разных страниц. Гиперпространство расширялось.

В статье «Интеллектуальное значение компьютерных сетей с множественным доступом» 1970-го года Дуглас Энгельбарт перечисляет преимущества компьютерного общения [27]:

Автоматизированный диалог обладает определёнными преимуществами:

  • обмен информацией в течение нескольких минут или секунд, а не лет или месяцев;

  • позволяет разместить больше информации;

  • занимает гораздо меньший объём, не перегружая «канцелярскую систему »;

  • позволяет большему числу людей одновременно получать доступ и вносить свой вклад;

  • обеспечивает отслеживание цитирования конкретных статей.

В 1983-м году команда Дугласа Энгельбарта создала и внедрила первый в мире электронный журнал Communications of the ACM для компании HyperTIES. Ирония судьбы в том, что именно в этом журнале в 1989 году будет напечатан манифест о Всемирной паутине Тима Бернерса-Ли. Действующее гиперпространство объявит о будущем гиперпространстве, которое его и уничтожит.

Гиперпространство гипертекстов с гиперссылками

Теодор Нельсон. 1969
Теодор Нельсон. 1969

Первое гиперпространство создал программист Тед Нельсон (Theodor H. Nelson) в 1960-м году. [15] Нельсон мечтал о создании хранилища для публикации документов, доступной из любой точки мира. В 1960-м году он написал программу, которая позволяла не только хранить и отображать документы, но и вносить в них изменения. Это резко отличалось от текстовых редакторов — которые, впрочем, в то время ещё не изобрели, — тем, что позволяло осуществить визуальное сравнение различных версий одного и того же документа. Нельсон назвал эту концепцию «взаимным сравнением». [16]

В дополнение к этому Нельсон упростил непоследовательное создание текста, при котором пользователь самостоятельно выбирал способ работы с документом. В своей статье 1965-го года для издания Ассоциации компьютерной техники (Association for Computing Machinery) он назвал этот способ «застёгивающимися списками» (zippered lists). Подобные списки позволяли бы создавать составные документы из фрагментов других документов. Позже эта концепция получила название «перекрытие» (transclusion). [16] Тед Нельсон неоднократно выступал перед представителями Ассоциации компьютерной техники с докладами, в которых предсказал многие особенности современных гиперпространств. Но в конце 1960-х его идеи не оказали на слушателей никакого влияния. Им просто не хватало воображения и технических знаний, чтобы понять как реализовать идеи Нельсона.

В 1964-м году Тед Нельсон в рамках своего проекта придумал и ввёл в киберпространственный лексикон понятие «ссылка» (link). Нельсона вдохновило популярное в то время эссе Ванневара Буша «Как мы можем думать» (As We May Think), опубликованное в 1945-м году. В своём эссе Буш описал технику микрофильмирования (Memex), которая позволяла связать любые две страницы микрофильма в связанную цепочку, а затем прокручивать страницы назад и вперёд так, как будто это кадры на одной катушке диафильма. Тед Нельсон перенёс концепцию автоматического перекрёстного поиска Буша в компьютерный контекст и применил к текстовым строкам, а не к страницам в идее Буша. Представляя публике изобретение ссылки Тед Нельсон писал в 1965 году:

Позвольте представить слово гипертекст (hypertext) как совокупность письменных и графических материалов, взаимосвязанных таким сложным образом, что их невозможно представить на бумаге. Гипертекст одновременно содержит аннотацию, краткое изложение, оглавление и взаимосвязи между главами, аннотации, сноски, комментарии. Пространство гипертекстов может развиваться бесконечно, постепенно включая в себя всё больше и больше мировых письменных знаний.

В том же 1965 году в статье «Обработка сложной информации» [18] Тед Нельсон ввёл понятие «гипермедиа»:

Гипермедиа представляет собой нелинейный носитель информации, тип мультимедиа, который  содержит текст, гиперссылки, изображения, аудио, видео. При этом в содержании присутствует множество интерактивных элементов: гиперссылки, кнопки, изображения, видео. Интерактивные элементы позволяют пользователю перемещаться по контенту и взаимодействовать с ним нелинейным образом.

Ранее безымянное исследование Нельсона получило название проект Xanadu только в 1967-м году. Тед Нельсон так назвал его по поэме Сэмуэля Тейлора Кольриджа «Кубла хан» (Samuel Taylor Coleridge, Kubla Khan).

Приложение редактирования гипертекста (Hypertext Editing System, HES) на интерактивном дисплее IBM 2250. Brown University 1969
Приложение редактирования гипертекста (Hypertext Editing System, HES) на интерактивном дисплее IBM 2250. Brown University 1969

В 1974-м году Тед Нельсон опубликовал книгу «Компьютерная библиотека / Машины мечты» (Computer Lib/Dream Machines), а в 1981-м году — книгу «Литературные машины» (Literary Machines), которая стала продолжением первой книги. Содержание обеих книг представляет нелинейное изложение. Читать можно в любом порядке, перескакивая с одной книги на другую. В книгах Нельсон рассказывает не только о некоторых моментах реализации гиперпространства, но и о взаимосвязи гиперпространства с искусством.

В 1974-м году в США получили развитие компьютерные сети. И Тед Нельсон совместно с программистом Кэлом Дэниелсом (Cal Daniels) создали первую демонстрационную версию гиперпространства Xanadu. В сетевой версии они опубликовали документацию проекта, назвав это «докленная» (docuverse), что означало «документальная вселенная».

Демонстрация проекта Xanadu на 72-й конференции в университете Брунеля. Аксбридж. Англия. 1972
Демонстрация проекта Xanadu на 72-й конференции в университете Брунеля. Аксбридж. Англия. 1972

Тед Нельсон следующим образом писал о гиперпространстве (docuverse) в своей публикации Selected Papers в 1977 году:

Во многих областях деятельности нам необходим полнотекстовый доступ в огромных количествах… Предлагаемая гиперсеть будет содержать чрезвычайно большой массив документов для быстрого просмотра и чрезвычайно быстрого поиска ссылок между ними. Ссылки, свободно размещаемая авторами, могут свободно использовать читатели в качестве путей, ведущих к другим документам… Поскольку гиперпространство значительно расширяет понятие литературы, мы используем понятие «трансцендентальная литература» для обозначения корпуса знаний подобного типа.

В версиях проекта Xanadu в период 1970-1980 годов Тед Нельсон использовал изобретённую им иерархическую структуру данных под названием «Анфилады» (Enfilades). Анфилады позволяли быстро выполнять операции редактирования, управления версиями, поиска, взаимного сравнения документов в гипертекстовом пространстве (большой базе данных). Структура данных базы Enfilades напоминает структуру B-Tree. Анфилада Model T Enfilade от 1972-го года оперировала лишь текстами и имела текстовый интерфейс. Версия xu76 от 1972-го года оперировала множеством тесто связанных анфилад. Концептуально переход к анфиладам означал разделение гиперсреды на гиперпространства. Взаимосвязь гиперпространств напоминала помещения, расположенные на одной линии (архитектурные анфилады). В 1980-м году представлена анфилада управления версиями под названием Ent.

Последний раз проектная команда Теда Нельсона собралась в 1979-м году. Они обсудили множество идей реализации гиперпространства. Однако у проекта отсутствовало финансирование. К концу лета 1979-го года команда распалась. Участники команды принялись реализовывать свои решения по одиночке. Например, в том же 1979-м году Марк Миллер (Mark S. Miller) и Роджер Грегори (Roger Gregory) создали систему адресации, основанную на порядковых числах. Этот способ позволял ссылаться на любую часть файла.

В 1983-м году на конференции Hackers Conference Тед Нельсон познакомился с основателем компании Autodesk Джоном Уокером (John Walker). Уокеру понравился энтузиазм и настойчивость Теда и команда проекта Xanadu продолжила работу при финансовой поддержке компании Autodesk. Развитие проекта Xanadu под финансовым зонтиком компании Autodesk позволило переписать программное обеспечение на языке C. И новую версию Xanadu представили на следующей конференции Hackers Conference.

Первое крупное корпоративное применение гиперпространство Xanadu получило в 1990-м году. Экономические консультанты  использовали его для построения корпоративных биржевых прогнозов относительно ставок на развитие холодного термоядерного синтеза.

В 1992-м компания Autodesk прекратила финансирование проекта Xanadu. Из-за отсутствия инвестиций разработка застопорилась. Команда развалилась. Часть программистов из Nelson Xanadu Corporation перешла работать в Autodesk. Ведущих программистов переманила к себе компания Memex, которая создавала конкурирующую гипертекстовую систему.

В это же время Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) представил свой подход к созданию гипертекста. Его концепция стала широко известна под названием «Всемирная паутина» (World Wide Web). В своём предложении по организации Всемирной паутины (Information Management: A Proposal) от 1989 года Тим Бернерс-Ли писал:

Существует несколько продуктов, которые буквально воплощают идею Теда Нельсона о пространстве документов (docuverse), позволяя устанавливать связи между узлами в разных базах данных. Для того, чтобы сделать это, нам необходима стандартизация.

Теодор Нельсон. 2010
Теодор Нельсон. 2010

Тед Нельсона занял глухую оборону и в публикациях противостоял конкуренту. В конце концов победил Тим Бернерс-Ли. И хотя по сравнению с Тедом Нельсоном он не имел ни двадцатилетнего опыта создания гиперпространств, ни более совершенной концепции гипертекста, у него оказалось главное конкурентное преимущество — наличие финансирования для продолжения проекта. 

В  1998-м году Тед Нельсон опубликовал исходный код Xanadu в версии под названием Project Udanax в надежде привлечь разработчиков сообщества открытого программного обеспечения.

В 2007 году проект Xanadu вышел в виде релиза XanaduSpace 1.0.

В 2014-м году во Всемирной паутине опубликована версия под названием OpenXanadu. В комментариях к этой версии Тед Нельсон с горечью написал:

Всемирная паутина — причудливая структура, созданная по самоуверенным инициативам разномастных личностей, и содержащая ужасные языки программирования контента. Этот лабиринт не позвляет обеспечить безопасность контента. Основным недостаток служит имитация с помощью гипертекста бумажных документов. Как результат Всемирная паутина — это кладбище мёртвых ссылок на мёртвые страницы.

Поделки гипертекста от Apple и Microsoft

Различные компании пытались реализовать идею гипертекста в своих продуктах.

В 1978-м году в Массачу́сетском технологи́ческом институ́те разработали, пожалуй, первый гипермедийный гипертекст «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map), в котором пользователь мог совершить виртуальный тур по городу Аспен.

В 1989-м году для компьютеров Apple Macintosh выпустили программу HyperCard, которая позволяла создавать гиперссылки между различными страницами документа, а также на другие документы, расположенные на одном компьютере.

В 1989-м году Бен Шнейдерман (Ben Shneiderman) и Грег Кирсли (Greg Kearsley) использовали гиперпространство HyperTIES для публикации первой в мире электронной книги Hypertext Hands-On!.

В 1990-м году в операционной системе Microsoft Windows 3.0 в справочнике применили гиперссылки для объединения страниц одного файла. В этом справочнике гиперссылка приводила к тому, что связанный фрагмент текста открывался во всплывающем окне. Это позволяло пользователю одновременно видеть оба фрагмента связанных текстов.

В 2003-м году Microsoft продвигала исследовательский проект по ведению личных дневников под названием MyLifeBits как попытку воплотить в жизнь концепцию Memex Ванневара Буша.

Всемирная паутина

Тим Бернерс-Ли. 1994
Тим Бернерс-Ли. 1994

ЦЕРН (CERN) — европейская организация по ядерным исследованиям. Это обширное научное сообщество, объединяющее более семнадцати тысяч учёных из более чем сотни стран мира. Учёные допольно непродолжительное время проводят на территории ЦЕРН, а в основном работают в университетах и национальных лабораториях своих стран. Поэтому им необходимы надёжные и постоянные средства общения.

К концу 1980-х годов в ЦЕРН нарастала проблема взаимодействия учёных. Для решения проблемы обработки информации и взаимодествия учёных ЦЕРН нанял группу программистов. Одним из них оказался молодой британский программист Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee).

В марте 1989-го года Тим Бернерс-Ли написал в адрес руководства ЦЕРН предложение о создании сети обмена сообщениями. Ответа от руководства ЦЕРН не последовало. В личном общении ему объяснили, что высшее руководство ЦЕРН сложно убедить в том, что система обмена сообщениями может оказаться практически полезной. В это время будущее физики высоких энергий оставалось под вопросом. Проект сверхпроводящего суперколлайдера свернули. А планы Большого андронного коллайдера оставались очень туманными. Руководство ЦЕРН больше волновали проблемы продолжения деятельности и финансирования организации, а не «мелкие» технические вопросы. Кроме того, к этому времени завершилась эпоха «самодельного» программного обеспечения. Появилась тенденция покупать готовое программное обеспечение. За пределами ЦЕРН существовала пустыня безнадёжно запутанных локальных сетей. Существовала война протоколов. Университеты продвигали протокол TCP/IP, но европейские государственные телекоммуникационные монополии всеми силами сопротивлялись этому, потому что привыкли к другим схемам оплаты.

Роберт Кайо. 1995
Роберт Кайо. 1995

Вскоре Тим узнал, что бельгийский системный инженер Роберт Кайо (Robert Cailliau) также экспериментирует с гипертекстом для организации обмена документами между учёными ЦЕРН. Они познакомились и решили объединить усилия. Как вспоминал Роберт ему понравилась идея Тима использовать Интернет в качестве телекоммуникационной сети, а поверх создать гипертекстовое пространство. В мае 1990 года Тим Бернерс-Ли совместно с Робертом Кайо написали следующее предложение о создании сети и опять направили руководству ЦЕРН. В документе они описали проект и назвали его Всемирная паутина (WorldWideWeb). Проект обосновывал паутину гипертекстовых документов, для просмотра которых пользователи использовали специальную программу под названием браузер.

В конце 1990 года Тим Бернерс-Ли создал демонстрационный прототип своего гипертекстового проекта и запустил его в ЦЕРН.  Первый в мире доменный адрес первого в мире веб-сайта, запущенного на первом в мире сервере выглядел так: info.cern.ch. А первая в мире веб-страница получила адрес: http://info.cern.ch/hypertext/WWW/TheProject.html. Эта страница содержала информацию о проекте Всемирной паутины, описание гипертекста и другие технические подробности.

Тим Бернерс-Ли написал браузер с возможностью создания и редактирования веб-страниц. С этого началось практическое применение Всемирной паутины. В первую очередь для нужд учёных создали телефонный справочник ЦЕРН, затем руководства пользователя по использованию центральных компьютеров ЦЕРН-а. Количество страниц стремительно нарастало и Тим Бернерс-Ли создал поисковую систему, основанную на ключевых словах.

Решив проблему обмена информацией в пределах ЦЕРН Тим Бернерс-Ли задумался как наладить обмен информацией между всеми учёными, принимавшими участие в деятельности ЦЕРН. Ведь к веб-серверу доступ имели лишь компьютеры, подключенные к внутренней сети NeXT.

Тим Бернерс-Ли и Никола Пеллоу. 1990
Тим Бернерс-Ли и Никола Пеллоу. 1990

В это время (в 1990-м гоу), очень кстати, в ЦЕРН на стажировку прибыла группа из девятнадцати студентов. Все вы знаете как в организациях относятся к практикантам — их сплавили подальше от вечно занятого руководства и учёных прямо в руки Тима Бернерс-Ли. Тим воспользовался активными и любознательными молодыми людьми на пользу своего проекта Всемирной паутины.

В группе стажёров присутствовала студентка математического факультета Лестерского политехнического института Никола Пеллоу (Nicola Pellow). В институте, сдавая курсовые и дипломную работы она приобрела необольшой опыт программирования на языках Pacsal и FORTRAN. Тим Бернерс-Ли поручил ей написать на языке C универсальный линейный браузер. С заданием Никола Пеллоу справилась блестяще. И уже вскоре команда студентов приступила к портированию программы, написанной Никола, на различные платформы. После стажировки Никола Пеллоу покинула ЦЕРН, но уже после окончания института в 1992-м году вернулась и под руководством Роберта Кайо (Robert Cailliau) создала первый веб-браузер для классической Mac OS.

В марте 1991 года Тим Бернерс-Ли приступил к распространению среди коллег ЦЕРН в других странах комплекта программного обеспечения для обмена информацией. Комплект содержал:

  • браузер для работы в режиме реального времени, пригодный для использования на различных платформах;

  • веб-сервер;

  • библиотеку для разработчиков.

Тим Бернерс-Ли прекрасно понимал, что усилий его немногочисленной команды из ЦЕРН не хватит для развития проекта. Поэтому он обратился в различные группы рассылки, существовавшие в Интернете, с просьбой к программистам присоединится к его работе. Несколько человек откликнулись и написали браузеры, в основном для графической системы X-Windows для UNIX. Самыми заметными версиями браузера стали:

  • MIDAS от Тони Джонсона (Tony Johnson) из Стэнфордского центра линейных ускорителей (Stanford Linear Accelerator Center, SLAC). Именно там запустили первый веб-сервер за пределами ЦЕРН в декабре 1991-го года.

  • Viola от Пей Вея (Pei Wei) из технической издательства O’Reilly Books.

  • Erwise от финских студентов из Хельсинского технологического университета;

  • Mosaic от национального центра прикладных программ для суперкомпьютеров (NCSA) Университета Иллинойса.

Наличие удобных и надёжных браузеров для различных платформ оказало благотворное влияние на распространение Всемирной паутины. К концу 1993-го года действовало более пятисот веб-серверов и на Всемирную паутину приходилось до 1%  трафика Интернета — остальной трафик занимал удалённый доступ, электронная почта и передача файлов. В мае 1994-го года в ЦЕРН по инициативе Роберта Кайо проведена первая Международная конференция по Всемирной паутине. В конференции приняли участие 380 разработчиков. В октябре 1994-го года в США состоялась вторая конференция, организованная национальным центром прикладных программ для суперкомпьютеров (NCSA) Университете Иллинойса и недавно созданным Международным конференционным комитетом WWW (IW3C2). В конференции приняли участие 1300 человек. К концу 1994-го года во Всемирной паутине уже насчитывалось более десяти тысяч серверов и десяти миллионов пользователей.

Для ЦЕРН важным моментом оставалась открытость Всемирной паутины для учёных всего мира. Поэтому ЦЕРН в рамках исследовательской программы ESPRIT по проекту 9801 Webcore World-Wide Web представил Комиссии Евросоюза предложение о сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом США по стандартизации Всемирной паутины.

 В 1994 году Тим Бернерс-Ли покинул ЦЕРН и присоединился к Массачусетскому технологическому институту. Там он основал Международный консорциум Всемирной паутины (W3C). В апреле 1995 года первым европейским участником консорциума стал французский национальный институт исследований в области информатики и управления (INRIA). В следующем 1996-м году — присоединился Японский университет Кейо (Keio University of Japan). В 2013 году Международный консорциум W3C объявил, что в качестве четвёртого участника принял Бэйханский университет (Пекин, Китай). Эти четыре организации осуществляют общую администрацию Международного консорциума Всемирной паутины (W3C).

По состоянию на 29 мая 2019 года Консорциум насчитывал 444 участника. Российских участников среди них нет.

Тим Бернерс-Ли о киберпространстве

Давайте взглянем, каким Тим Бернерс-Ли видел развитие гиперпространства в киберпространстве.

Тим Бернерс-Ли в статье «Управление информацией: предложение» 1990-го года о гиперпространстве [28]:

Интересная возможность, учитывая большую гипертекстовую базу данных с типизированными ссылками, заключается в том, что она позволяет проводить некоторый автоматический анализ. Например, можно искать аномалии, такие как недокументированное программное обеспечение или подразделения, в которых нет сотрудников. Можно создавать списки людей или устройств для других целей. Например, для рассылки по электронной почте информации об изменениях. Можно изучить топологию организации или проекта и сделать выводы о том, как ими следует управлять и как их развивать.

Тим Бернерс-Ли в статье «Управление информацией: предложение» 1990-го года о гиперпространстве [29]:

Текущая несовместимость платформ и инструментов делает невозможным доступ к существующей информации через общий интерфейс, что приводит к пустой трате времени, разочарованию и устаревшим ответам на простой поиск данных. Интеграция различных систем потенциально дает большие преимущества, позволяя пользователю переходить по ссылкам, указывающим от одной части информации к другой. Это формирование сети информационных узлов, а не иерархического дерева или упорядоченного списка, является основной концепцией Гипертекста.

Тим Бернерс-Ли в статье «Гипертекст и наше коллективное будущее» 1995-го года о киберпространстве [30]:

У меня есть мечта о том, чтобы Всемирная паутина стала не столько телевизионным каналом, сколько интерактивным источником обмена знаниями. Представляю, как он погружает нас в тёплую, дружественную обстановку, созданную из того, чтобы мы и наши друзья видели, слышали, во что верили, и о чём догадывались. Мне бы хотелось, чтобы это сблизило наших друзей и коллег. Поскольку, работая над знаниями вместе, мы можем прийти к лучшему взаимопониманию. Если непонимание является причиной многих мировых бед, разве мы не можем решить их в киберпространстве?! И, проработав их, мы оставляем тем, кто следует за нашими рассуждениями и предположениями, возможность перенять их или исправить.

Тим Бернерс-Ли в статье «Плетение паутины» 1999-го года о киберпространстве [31]:

Моя мечта распространяется на сотрудничество людей и компьютеров. Машины способны анализировать данные Всемирной паутины — контент, ссылки, транзакции между людьми и компьютерами. Семантическая паутина, которая сделает это возможным, ещё не появилась. Но когда это произойдёт, ежедневными операциями торговли, бюрократии и нашей повседневной жизни будут управлять машины, которые общаются с машинами. А люди будут обеспечивать вдохновение и интуицию. Разумные «агенты», о которых люди мечтали целую вечность, наконец-то материализуются…

Как только моя мечта осуществиться, Всемирная паутина станет местом, где будут сосуществовать прихоть человека и разум машины в идеальной, мощной комбинации.

В 2000-м году Тим Бернерс-Ли опубликовал заявление, в котором признал неоценимый вклад публикаций Ванневара Буша и Дугласа Энгельбарта в развитие Всемирной паутины.

Заключение

Я рассказал о том, как за столетие в период с 1892-го по 2000-е годы развивалось киберпространство. Научное предвидение Ампера и Норберта Винера о кибернетике восприняли деятели искусства. Художественные и литературные образы искусства позволили инженерам воспринять новое веяние и воплотить его в технические решения — гиперссылку, гипертекст, Всемирную паутину.

Очень надеюсь, что мой экскурс в историю киберпространства поможет специалистам, которые пытаются «войти в АйТи», понять:

  • Различие между понятиями «интернет», «Интернет» и «Всемирная паутина». Усвоить, что это вовсе не синонимы. Что интернет вполне благополучно может существовать как без Интернета, так и без Всемирной паутины. А вот Всемирная паутина без Интернета и интернета полностью теряет смысл.

  • Назначения киберпространства и места гиперпространства в нём. Киберпространство более широкое понятие. Оно существовало до Интернета и Всемирной паутины, и будет существовать после заката Интернета, как только появятся новые носители информации и средства распространения информации.

  • Принципы построения гиперпространства как взаимосвязанных с помощью гиперссылок гипертекстов. Интертекстуальность как отдельных текстов, так и пространства в целом.

  • Отличие гипертекста от имитации бумаги. Отличие цифрового текста как от оцифрованной бумажной страницы, так и имитации «бумажных» страниц  в виде веб-страниц и PDF документов.

  • Необходимости разделения контента и представления, содержания и формы.

  • Киберпространство и гипертекст — это совершенно другой навык чтения и письменности, совершенно отличный от пассивного чтения книг. С одной стороны, это интерактивное чтение. С другой стороны, это чтение, объединённое с письмом; единый процесс «читательства-писательства».

Киберпространство… Такое знакомое слово и такое неведомое понятие.

Список использованной литературы

При написании статьи использована следующая литература:

1. Norbert Wiener. Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine. Cambridge, Massachusetts: MIT Press. 1948. ISBN 978-0-262-73009-9.

2. The (Re)invention of Cyberspace. [Электронный ресурс] : Архивная копия от 2015-08-26. Дата обращения: 28.12.2024.

3. Project Cybersyn. [Электронный ресурс] : Википедия. Свободная энциклопедия. Дата обращения: 24.12.2024.

4. IU professor analyzes Chile’s Project Cybersyn. UI News Room. [Электронный ресурс] Архивная копия от 2009-09-10. Дата обращения: 28.12.2024.

5. Evgeny Morozov. The Planning Machine. [Электронный ресурс] : The New Yorker. 2014. ISSN 0028-792X. 

6. William Gibson, Neuromancer. New York: Berkley Publishing Group, 1989.

7. Henry W.Targowski. Magazine Mark/Space, 1994.

8. Michael Benedikt. Cyberspace: First Steps. Mit Pr; New edition. 1992. ISBN-10: 0262521776. ISBN-13: 978-0262521772.

9. Bruce Sterling. The Hacker Crackdown: Law and Disorder on the Electronic Frontier. Bantam; 1993. ISBN-10:‎ 055356370X. ISBN-13: 978-0553563702.

10. Peter Seibel Coders at Work: Reflections on the Craft of Programming. December 21, 2009. ISBN 9781430219491.

11. Constance Hale. Wired style : principles of English usage in the digital age. Calif. : HardWired : Distributed to the trade by Publishers Group West. San Francisco. 1996.

12. Avatar. [Электронный ресурс] : Merriam-Webster Dictionary. Дата обращения: 28.12.2024.

13. Chip Morningstar and F. Randall Farmer. The Lessons of Lucasfilm’s Habitat. The New Media Reader. Ed. Wardrip-Fruin and Nick Montfort: The MIT Press. 2003.

14. Martin Dodge. Understanding Cyberspace Cartographies: A Critical Analysis of Internet Infrastructure Mapping (Doctoral Dissertation). 2008.

15. Project Xanadu. Дата обращения: 01.01.2025.

16. Daniele C. Struppa; Douglas R. Dechow. Intertwingled: The Work and Influence of Ted Nelson. June 14, 2015. Springer. pp. 60–62. ISBN 978-3-319-16925-5.

17. John Perry Barlow, Crime and Puzzlement. 1990.

18. Theodor Nelson. Complex information processing: A file structure for the complex, the changing and the indeterminate. Proceedings of the 1965 20th national conference. ACM ’65. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery. 1965-08-24. pp. 84–100. doi:10.1145/800197.806036. ISBN 978-1-4503-7495-8. 

19. Otlet Paul. Traité de documentation: le livre sur le livre, théorie et pratique. — Bruxelles: Editions Mundaneum, 1934. — 431 с.

20. Paul Otlet. Les Sciences bibliographiques et la documentation. IIB. 1903.

21. James M. Nyce, Paul Kahn. From Memex to Hypertext: Vannevar Bush and the Mind’s Machine. Academic Press.1991. ISBN 9780125232708.

22. J. C. R. Licklider. Man-Computer Symbiosis. IRE Transactions on Human Factors in Electronics, volume HFE-1. March 1960. pages 4-11.

23. J. C. R Licklider. Libraries of the future. Cambridge, Mass., M.I.T. Press. 1965.

24. J. C. R Licklider, Robert W. Taylor. The Computer as a Communication Device. Science and Technology, Vol. 76, 1968, pp. 21-38.

25. Douglas C. Engelbart. Special Considerations of the Individual as User Generator and Retriever of Information. Stanford Research Institute Menlo Park California. 1960.

26. Douglas C. Engelbart. Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework. SRI Summary Report AFOSR-3223 • Prepared for: Director of Information Sciences, Air Force Office of Scientific Research, Washington DC. SRI Project No. 3578 (AUGMENT,3906,). 1962.

27. Douglas C. Engelbart. Intellectual Implications of Multi-Access Computer Networks. Proceedings of The Interdisciplinary Conference on Multi-Access Computer Networks, Austin, Texas, April 1970.

28. Tim Berners-Lee. Information Management: A Proposal. CERN. 1990

29. Tim Berners-Lee. WorldWideWeb: Proposal for a HyperText Project. 1990.

30. Tim Berners-Lee. Hypertext and Our Collective Destiny. 1995

31. Tim Berners-Lee, Mark Fischetti. Weaving the Web. The original design and ultimate destiny of the World Wide Web, by its inventor. Harper San Francisco. 1999. ISBN 0062515861.

 

Источник

Читайте также