Достаточно известного художника Валерия Зражевского, который работал над фильмом «Время первых», снова обвили в плагиате чужой работы. Но будет ли кто-то судиться?
Свое творение в портфолио Зражевского на сайте ArtStation заприметил художник Илья Дыков — свой аналогичный концепт-арт он рарисовал в 2015 году для игры The Uncertain от студии ComonGames. Илья указал через свой VK-профиль на сходство двух работ, которое тут же подтвердили другие художник ArtStation. Первый вариант нарисовал Илья, второй — Валерий.
Пользователи ArtStation прокомментировали это так:
Ладно бы просто лайаут и сетку скопировал, так там вообще даже мазки и блики идентичные. Их закрасил хотя бы, что ли.
Что может быть в [голове] у человека, [который ]нагло ворует чужие работы, да не просто ворует, а нагло копирует в коммерческих целях. Противно, что такие есть.
Илья оставил безобидный комментарий под соответствующей коллекцией Валерия Зражевского. Однако тот либо не понял смысла, либо просто притворяется.
При этом Валерий числится как ведущий художник концептов к фильму «Защитники», который, как известно, смог «обрадовать» общественность плагиатом из Titanfall 2. В комментариях под обращением Ильи Дыкова пользователи сразу же нашли еще парочку примеров схожего принципа работы Валерия. Все это из коллекции к фильму «Время первых».
Мы обратились за комментарием к разработчикам из ComonGames. Вот что на этот счет сказал Артем Смирнов, CEO студии:
Конечно, для нас это очень неожиданно — концепт-художник российского фильма с бюджетом 400 (!) миллионов рублей ворует арты у инди-студий и фриланс-художников, а потом еще и выкладывает их себе в портфолио на ArtStation. То, что художники, «рисующие» концепт-арты для российского кинопрома, воруют чужие арты — ни для кого не секрет (вспомнить хотя бы историю про концепт арты «Защитников», украденные у Titanfall 2), однако раньше они брали арты известных художников из очень успешных проектов, так что в какой-то мере это нам даже льстит. Кстати, справедливости ради (а также для понимания масштаба) стоит указать, что наш арт — не единственный из серии артов к «Времени первых», который оказался украденным.
В данный момент мы находимся в раздумьях, что именно мы будем делать. С одной стороны, судебная практика показывает, насколько всем неинтересно разбираться в подобных случаях и ход этому делу вряд ли что-нибудь даст. С другой — при отсутствии прецедентов у нас никогда не появится этика в креативной среде, и люди будут продолжать обрисовывать чужие работы и выставлять их за свои.
Илья Дыков также поделился с нами своими мыслями.
Я концепт-художник. Примерно 3 года назад меня взяли на работу Comon Games для проекта Uncertain, за что им большая благодарность, ибо я тогда только начинал свой профессиональный путь.
Конкретно эта работа создавалась спустя примерно полгода для «типового» больничного коридора в одном из уровней.
Часто возникал вопрос в комментариях, мол, а зачем концепты таких обычных помещений, если можно просто взять фоток реально существующих больниц — и готово.
Одна из первостепенных функций художника в команде — вдохновлять весь коллектив на крутую работу посредством предоставления визуального материала, от которого можно отталкиваться в дальнейшей разработке. Сюда входит и атмосфера, и постановка освещения, и заполнение картинки соотвествующими предметами в рамках логики уровня, и просто эффект «Воу, какая картинка у нас, над что-то клевое сделать!». И все художники берут референсы, компилируют их и выдают результат. Кто-то — лучше, кто-то — хуже. Я не придерживаюсь логики «КАК ЭТО ТАК МОЙ ШИДЕВЕР УКРАЛИ! 1111!».
Следовательно, возникает вопрос: «А что такого-то?». Ну взял он мой арт и «скомпилировал» свой. Да, атмосфера другая, плюс-минус свет другой.
Разница заключается в трудозатратах и том, что такие деятели демпингуют рынок. Для сравнения: «обмазка» Валерия заняла от силы часа 2, я потратил на эту работу часов 8-10. А потом привыкшим к такому заказчикам подавай красивую картинку за дешево и быстро. Разница, надеюсь, очевидна.
После поста на эту тему в «ВК» люди также заметили у Валерия в портфолио плагиат с работ западных художников Nick Carver и Craig Mullins. Второй так и вовсе отец концепт-арта, которого знает каждый художник, нам остается только позавидовать смелости Валерия.
Возвращаясь к вопросу: да, в оправдание Валерию можно придумать тысячу и одно форсмажорное обстоятельство или настойчивого режиссера, который сказал «хочу, как тут, только стены другие, иначе тебя уволят». Окей, сделал он работу, получил деньги, заказчик доволен. Зачем в таком случае заливать «обмазку» на профильный сайт индустрии — понять сложно. Но потом вспоминаешь смелость Валерия, и все становится на свои места.
Кстати, Валерий Зражевский уже удалил указанные работы из альбома к фильму «Время первых». Однако интернет помнит все.
Источник