Казнь. Ладо Кватания. Заметки на полях

На выходных удалось посмотреть полнометражный дебют тепло любимого мною режиссера-клипмейкера Ладо Кватании. Каким неприятным было удивление, когда поиск на ДТФ не показал ни одного поста про фильм, кроме новости про тизер-трейлер без единого комментария.

Заранее скажу, что опыта в написании рецензий на фильмы у меня нет, как и цели рецензировать что-либо. Я просто хочу поделиться своими субъективными впечатлениями и, надеюсь, таким образом сподвигнуть вас посмотреть фильм и составить свое мнение. Лично мне после Казни захотелось дать еще один шанс отечественному авторскому полному метру, на котором я давно поставил крест. Хоть стандартной «чернушной» тематики, так смущающей всех русскоязычных зрителей, Казнь и не избегает.

Тизер-трейлер фильма отдает «голливудщиной», но музыка и визуальный ряд все еще на высоте

Если кто-то из вас знаком с творчеством таких исполнителей, как Ленинград, Хаски, Дельфин, (прости-Госоподи) Oxxxymiron, то велик шанс того, что вы уже знакомы с творчеством самого Ладо. Клип на песню Хаски «Иуда» стал для меня первым знакомством с уникальным видением режиссера. На момент просмотра клипа меня удивило то с какой любовью и заботой показана атмосфера и красота, казалось бы, мрачной и совершенно непримечательной грузинской окраины. В этом, пожалуй, и заключается одна из сильных сторон визуала создаваемого Ладо: поиск эстетической красоты в том, что не покажется красивым на первый взгляд.

Месть — блюдо которое подают холодным

Казнь — триллер о советском маньяке. Прежде чем вы, закатив глаза, закроете вкладку с мыслью о том, что такое сейчас каждая вторая собака снимает, хочу сказать, что фильм содержит в себе второй — параллельный сюжет о падении личности и возмездии. Детективная линия по-своему интересна — до последнего момента не ясно прав ли главный герой в своем суждении, и виноват ли главный подозреваемый. Актерская игра Даниила Спиваковского, как раз таки играющего главного подозреваемого, столь гипнотична и по-своему сумасшедшая, что порой затмевает всех остальных актеров в кадре. Поэтому сказать, что детективный сюжет скучный было бы неправдой. Однако в картине есть ряд плюсов, ради которых стоит посмотреть филь, даже если мрачные триллеры про убийц вам не по вкусу.

Казнь. Ладо Кватания. Заметки на полях

Лихие 90-е

Визуальный ряд в Казни ошеломляет своим качеством и профессионализмом. Операторская работа, монтаж, постановка кадра, продакшн дизайн (о нем позже отдельно) выглядят стильно, но не вычурно, как, например, в новом сериале Козловского про вампиров. Радует и то, что клипмейкерский бэкграунд Кватании не повлиял на общий стиль Казни — это все еще мрачный и в хорошем смысле тягучий фильм, который погружает в свою атмосферу и не на секунду не отпускает. Не смотря на солидные два с небольшим часа, фильм пролетел на одном дыхании.

Продакшн дизайн мне, субъективно, показался крутым, но будучи «ребенком 90-х» из мемов про «детей 90-х» (родился в 98 году), я не представляю насколько аутентичными являются униформа, еда, напитки, одежда или архитектура показанные в фильме. Вот что сам режиссер говорит о воссоздании советской эпохи:

Мне хотелось создать художественную интерпретацию эпохи, а не заниматься исторической реконструкцией. Визуальным вдохновением служили фотографии той эпохи, документальные фильмы и советская живопись, в том числе периода оттепели; ранние фильмы Никиты Михалкова, Георгия Данелии, Алексея Германа — я его большой поклонник. Изучал советское кино с точки зрения атмосферы, настроения, работы с фактурой.

Ладо Кватания

Режиссер «Казнь»

Психиатрическая лечебница, например, в которой главные герои консультируются по поводу «психологического профиля» их маньяка, выглядит как частный пансионат из Америки 60-х годов — пол покрытый ковролином, приглушенный свет из лампад в стиле арт-деко, оранжевые панели на стенках. Однако это лишь придирки. Мне, как миллениалу, который знаком с советской эпохой только по картинкам, было приятно смотреть на тесные хрущевки с бабушкиными трельяжами и коврами на стенах, освещенные оранжевым светом уличных фонарей. Модные рестораны с хрустальными люстрами, дворцы культуры сквозящие советским брутализмом, кабинеты в здании милиции с барельефами товарища Владимира Ильича на полстены. Все эти образы, с одной стороны, могут показаться слишком очевидным набором «красок» в палитру картины советской эпохи, но с другой стороны, сняты они так стильно и величественно, что невольно захватывают дух. И чем более величественно выглядит наследие советской эпохи, тем более ужасным смотрится Подмосковская глубинка, в которой и происходят убийства.

Одной из самых сложных задач было найти поле, где нам предстояло построить дом. Мы отправились почти в двухмесячное путешествие по ближайшему Подмосковью, проходя в день по 10—15 километров. Небольшой группой ехали в приглянувшееся направление, пробирались сквозь чащи леса и, дойдя до места, смотрели с дрона, подходит ли нам место. Дом, который мы возводили для съемок, — это тоже один из героев фильма. В его основе образ разложения, распада. Он отражает героев и время действия. При детальном рассмотрении на его стенах можно увидеть пятна, которые присущи трупам.

Ладо Кватания

Режиссер «Казнь»

Тема распада и разложения (скорее личностного, чем общественного) занимает одно из центральных мест в повествовании. Местами кажется, будто главный следователь столь же порочен и жесток, что и те монстры, которых он ловит. Ладо достаточно обтекаемо высказывается на тему недостатков советской системы и советского общества. Вскользь брошенная фраза на тему зашоренной и закомплексованной сексуальности советского человека (сказанная устами душевно больного пациента), «шитье» дел и допросы с пристрастием, панический страх жены по отношению к измене мужа, о которой она знает — все это лишь элементы обыденной реальности, моральной окраски которым автор не дает. Пытать подозреваемых не чурается ни главный герой (который скорее вызывает неприязнь), ни его «ученик» (который скорее вызывает симпатию), в попытках выбить признание. Каждый решит для себя как к такому отнестись.

В этом плане фильм приятно удивил: не было чувства, будто в мою глотку пытаются протолкнуть агитку против советской системы, ведь зло в системе идет от человека, а не наоборот.

От прошлого не убежать

Я точно не хочу раскрывать какие-либо детали сюжета, замечу лишь то, что умелое переплетение двух временных линий ни на минуту не дает заскучать, а аккуратно расставленные пробелы в временной хронике лишь усиливают эффектность третьего акта с его головокружительным плот-твистом. Сценарию явно пошло на пользу соавторство с Городецкой, с ее творчеством я не знаком, но мне почему-то кажется, что в таком сложном повествовании можно было легко «закопаться», чего, к счастью, не случилось. Как я говорил выше, фильм смотрится легко, а финальный твист выстреливает, как пружина спускового механизма, запускающего лавину эмоций, оставляя буквально считанные минуты на то, чтобы осознать и переосмыслить все увиденное на протяжении двух предыдущих часов.

Человек советский

Говоря о Казни нельзя не отметить актерскую игру и музыку. Даже с крутым визуалом, фильм можно легко испортить неумелой режиссурой и столь любимом в отечественном кино переигрыванием. Скажу честно, я не уверен в том понравилась ли мне игра главного героя в исполнении Нико Тавадзе. Может быть мне просто насколько опротивел главный герой к концу фильма, что и на актера смотреть стало противно, а может Тавадзе просто хотели намеренно сделать таким томным, драматичным и вечно искоса смотрящим исподлобья, что под конец его игра начинает казаться излишне экспрессивной. В конце-концов — дело вкуса. Помимо главного героя, в фильме есть дюжина крутых российских (и не только) актеров, которые замечательно смотрятся на экране. Тут и всеми любимый Игорь Савочкин, снявшийся в короткометражке по «Papers Please», и Снигирь, играющая роковую даму (если честно игра женских коллег по цеху меня немного разочаровала, Тарасовой было не очень много, но она все равно успела утомить. Правда, хорошо это или плохо, но женщин тут чаще показывают мертвыми, чем живыми), и Гизбрехт, играющий совсем уж жуткого «монстра на привязи», с которым, по традициям жанра, главному герою приходится сотрудничать, чтобы поймать другого монстра.

Однако, среди всех замечательных актеров, хотелось бы выделить игру Даниила Спиваковского и Евгения Ткачука. Если первый дает прикурить Джокеру в исполнении Хоакина Феникса, то Ткачук напомнил мне Нила в исполнении Роберта Паттинсона из Довода. В том смысле, что в некоторые моменты его герой второго плана столь харизматичен и мужественен, что главный герой невольно начинает вызывать скуку и отторжение. Теперь хочется увидеть фильм с похожей атмосферой, но с Ткачуком на главной роли — уж слишком он брутален и крут в кадре (особенно после того, как сбреет свои локоны во втором акте).

Ноктюрн на флейте водосточных труб

Над музыкой работал Кирилл Рихтер — не знакомый мне ранее пианист-композитор. Музыка субъективно мне показалась подходящей под общую атмосферу картины. Леденящие душу народные мотивы струнных перекликаются с отчаянным воем духовых и увесистым громом перкуссий. Мрачно и загадочно, киношно, но достаточно уникально, чтобы не показаться чем-то «заезженным». К сожалению, ни на ютубе, ни на каких-либо стриминговых сервисах саундтрека (пока что?) нет, так что оценить его отдельно не является возможным. Добавлю от себя, что радует отсутствие современной музыки в фильме. С режиссером снимающим клипы для самых популярных исполнителей российской эстрады, подобный шаг мог бы как помочь фильму с маркетингом, так и полностью убить атмосферу. Но такого, к счастью, не случилось.

Кирилл предложил написать основные музыкальные темы до начала съемок, чего ни я, ни он никогда раньше не делали. Подробно проходя по главным персонажам, Кирилл делал эскизы и сформулировал главные темы. И было очень комфортно в момент, когда мы снимали ту или иную сцену, подставлять музыку и смотреть, насколько она гармонирует с тем, что я сейчас реализую. Это помогало понять, какая атмосфера у нас в фильме, какое настроение и детализация. Я не лез к Кириллу с пожеланиями, а наоборот, старался дать максимальную свободу, чтобы он почувствовал себя полноценным соавтором.

Ладо Кватания

Режиссер «Казнь»

Заключение

Казнь стала для меня приятным сюрпризом — фильм о котором я случайно узнал из сторис в инстаграме Хаски (он, кстати, играет в фильме забавную эпизодическую роль), но хотел бы узнать из новостей или рецензий тут. Наверное, любовь к творчеству Кватании и общее впечатление от фильма (посмотрев его в субботу вечером, я проходил все воскресенье прокручивая события фильма в голове) сподвигнули меня написать первый обзор/заметки с впечатлениями не только на ДТФ, но и вообще в жизни. Казнь — замечательный пример того, что отечественное мейнстримовое кино не обязательно должно быть калькой с западных аналогов. Да, в Казни есть немного «Настоящего детектива» и «Молчания ягнят», но у меня бы никогда не повернулся язык называть фильм «вторичным». Не верится, что кто-то из западных режиссеров с такой любовью и аутентичностью смог бы показать Подмосковскую глубинку 90-х, даже если она полна трупов и боли разрушенных семей. Да и актеры настолько убедительно отыгрывают советских ментов, деревенщин и «маленьких людей», что невольно задаешься вопросом: «Неужели через 5-10 лет и запад будет смотреть с упованием кино с такой густой и красивой советской эстетикой?».

Извиняюсь, если обзор показался излишне хвалебным или сумбурным. Правки и отзывы пишите в комментариях, исправлю по возможности. А самое главное — посмотрите фильм сами и составьте свое мнение, а я все-таки надеюсь, что вам понравится.

П.С. Как смотреть легально я не знаю, показывали бы в кино — точно сходил бы, и не один раз. Смотрел на пиратском сайте, каюсь.

 

Источник

Читайте также