Казахстанский «Джон Уик»: обзор фильма «Ага» Фархата Серкебаева

Безликий сборник киноцитат или самобытный криминальный боевик про месть?

Казахстанский «Джон Уик»: обзор фильма «Ага» Фархата Серкебаева

«Ага» напоминает почти все современные боевики с «боевым балетом». В фильме дебютанта Фархата Серкебаева есть сцены, практически целиком позаимствованные из трилогии «Джон Уик» (в целом почти весь финальный сегмент), из дилогии «Рейд» (драка на складе) — и даже мертвецки уставшая от цитирований сцена в коридоре из «Олдбоя». В свою очередь, сюжет и история «Аги» напоминают сразу целый ворох тяжёлых корейских боевиков про кровную месть, а затянутость первой половины фильма машет ручкой сиквелу вышеупомянутого «Рейда».

Кажется, Серкебаев работает по постмодернистскому методу Квентина Тарантино: берёт образы, планы, целиковые сцены из любимых произведений — и плетёт из этих кусочков своё лоскутное одеяло. Проблема в том, что Тарантино делает это куда искуснее даже в своих ранних работах: он осмысляет любимое кино, берёт то, что нравится, — и зачастую либо переворачивает с ног на голову, либо подаёт с новым контекстом. Фархат Серкебаев же пока просто переносит «крутые» эпизоды в свою работу и на этом останавливается. Плохо ли это? Да, но вообще, нет.

Главного героя фильма зовут Бахытжан. Когда-то он был легендарным киллером с внушительным послужным списком, но на пике своей «карьеры» избрал мирную жизнь и ушёл из бизнеса. Теперь герой наслаждается природой, бегает по утрам и размышляет о высоком. Ровно до тех пор, пока его племянника не убивает избалованный и наглый отпрыск очень влиятельного криминального авторитета. Кстати, этот самый отпрыск одновременно похож на заносчивых злодеев из корейских боевиков и на Пэйган Мина из Far Cry 4.

Бахытжан достаёт из заначки «золотой асык», аналог векселя из «Джона Уика», и отправляется к старейшинам криминального мира («Трём жузам»), чтобы решить всё честно и отомстить «по закону». Однако всё идёт немного не так, как хочется герою — и ему приходится вершить вендетту лично, попутно заваливая декорации трупами.

В целом, ничего сверхъестественного или оригинального «Ага» зрителям не предлагает. Фильм идёт всего полтора часа, а первая его половина почти целиком посвящена затянутой экспозиции, раскрытию характеров не самых глубоких персонажей и сценкам из повседневной жизни «крутых криминальных мужиков».

Во второй половине Серкебаев с облегчением избавляется от обязательств сторителлинга и начинает сыпать экшен-сценами, которые продолжаются практически до самого финала. И, надо отметить, сцены эти удались, даже не смотря на то, что их все мы уже где-то видели. Драки в фильме зрелищные и в меру жестокие, а их монтаж не бьёт по глазам, как, например, в «Заложнице 3»: там герой Лиама Нисона тратил больше пяти катов на то, чтобы перелезть через забор.

Экшен у Серкебаева гораздо медленнее и грузнее, чем у Литча/Стахелски/Харгрейва, но именно в этом и заключено его главное отличие. Он чуть сильнее напоминает настоящие потасовки и поэтому немного отходит от канона отрепетированного «боевого балета». При этом он не такой грязный и сумбурный, как в «Гневе человеческом» Гая Ричи (там это было продиктовано задумкой с мифологическим подтекстом, поэтому интересно обыгрывалось).

Жаль только, что Фархат отходит от чужих идей совсем чуть-чуть, робко и несмело. Возможно, он найдёт свой собственный голос в более поздних работах.

Одна из самых интересных идей фильма, на мой взгляд, это перенос казахстанского колорита с присущим ему трайбализмом на фундамент голливудского криминального боевика. Если в Японии есть якудза, в Мексике — картели, в Китае — триады, то в Казахстане — Жузы. Многие слова, криминальные термины и понятия в фильме мне, как человеку далёкому от культурного контекста республики, были не всегда понятны, — но смотрелось очень свежо. Как будто Ryu Ga Gotoku Studio сделала камерный спин-офф про казахстанского Кадзуму Кирю. Именно небольшие культурные детали делают боевик самобытным и дают ему собственное лицо.

При этом детали своего мира фильм никак не подаёт, и разобраться, по каким законам работает местный криминальный мир и что значат разные звания, лично у меня не получилось. «Ага» просто не даёт возможности их понять, думая, что зритель и так всё знает. В той же серии Yakuza нам постепенно давали разобраться, как устроены кланы, какая в них иерархия и чем «Оябун» отличается от «Камбу». С другой стороны, сценаристы Ryu Ga Gotoku Studio могли себе позволить растягивать объяснения на 30 часов, а у «Аги» было всего полтора.

О серии игр Yakuza напоминает и игра актёров. Она маскулинно-сдержанная вне особо эмоциональных моментов, но когда они наступают — часто скатывается в переигрывания. Мурат Бисенбин отлично отыгрывает Бахытжана, типичного молчаливого персонажа и аватар мести по совместительству. Однако актёры второго плана и главный злодей часто откровенно заигрываются или просто не всегда попадают в эмоциональный контекст сцен, временами выдавая «игру по Вайсо». К счастью, таких моментов в фильме не так много, и они довольно короткие.

Также, на мой взгляд, не удался образ одного из основных персонажей — «крутого и неформального» полицейского с вейпом, который пытается быть похожим то на Джона Макклейна, то на Джейка Джилленхола из «Патруля». Он слишком размытый и безликий, а его присутствие в сюжете и полезность для истории, в целом, весьма сомнительны. Наверное, поэтому авторы его легко вводят в историю и так же легко выводят, будто ненадолго забывая.

Немного портит впечатление и концовка. Герой побеждает всех врагов, достигает своей цели и отправляется обратно — жить спокойной жизнью. Несмотря на то, что Бахытжан собственноручно убил кучу людей, в конце его прощает даже сам Бог и даёт герою возможность уйти в светлую дымку самости.

Возможно, я пропустил тот момент, когда Бахытжан из человеческой категории перешёл в полу-божественную и стал аналогом пост-неклассического героя, как это сделал Джон Уик в триквеле, подчинив себе мир внутри произведения, условности экшен-фильма, и саму сюжетную структуру.

В целом, у «Аги» есть потенциал для того, чтобы превратиться из бойкого, но вторичного боевика в полноценную вселенную с собственным национальным колоритом. В таком случае создателям придётся быть более последовательными и открытыми для зрителей, не разбирающихся в криминальной культуре Казахстана. По типажу Бисенбина-Бахытжана понятно, что такие персонажи возвращаются в сиквелах и триквелах по любому удобному поводу, будто ожидая, что вот-вот снова начнётся очередной конфликт, который можно разрешить только силой, да ещё и максимально зрелищно.

«Ага» — предельно вторичный, немного наивный и будто по-детски непосредственный криминальный боевик, который жонглирует сценами и тропами из голливудского и корейского кино. Если вам близки эти направления и если вы любите фильмы с засильем цитат, — «Ага» поможет скоротать вечер после работы.

Если вы любите хмурые боевики про стильных мужчин-киллеров и без претензий, то также можете уделить время фильму Фархата Серкебаева. Для режиссёрского дебюта — вполне крепкая и самодостаточная работа, не без своих шероховатостей. А если сравнивать «Агу», например, с «Русским рейдом», работа казахстанских кинематографистов и вовсе может показаться одним из главных боевиков на постсоветском пространстве.

Главное — не ждать от фильма слишком многого и не смотреть на него как на произведение-паразит. Не стоит настраиваться враждебно и болезненно реагировать на цитаты и заимствования. В конце концов, всё новое уже давно придумано, и современным авторам остаётся лишь соревноваться в искусстве компиляции, манипуляции контекстом и бесконечных переосмыслений.

Что понравилось

  • Приятная картинка и стилизация под «большие» боевики.
  • Актёрская игра Мурата Бисенбина.
  • Постановка экшен-сцен со слегка сброшенной, но чуть более реалистичной динамикой (по сравнению с тем же «Джоном Уиком»).
  • Цитаты и отсылки, мифологичность образа главного героя.
  • Казахстанский колорит.

Что не понравилось

  • Экшен-сцен не так уж и много.
  • Поверхностная и местами наивная история.
  • Приторный религиозный финал, не очень подходящий фильму.
  • Местами хромающая игра актёров.
  • Чересчур затянутое начало.
  • Нежелание авторов погружать зрителя в мир и контекст истории.

#ага #мнения #обзоры

 

Источник

Читайте также