Кастор Трой, вампир, Герой: топ-9 самых безумных ролей Николаса Кейджа

В прокат вышел фильм «Узники страны призраков», который сам исполнитель главной роли Николас Кейдж назвал самым безумным в своей карьере. По этому случаю мы составили рейтинг его самых диких актёрских работ.

Фильмография 57-летнего актёра Николаса Кейджа обширна, а его карьерная траектория — поистине уникальна. Начинал он на заре 80-х с авторских драм («Бойцовая рыбка», «Клуб „Коттон“»), в девяностые превратился в героя боевиков-блокбастеров («Скала», «Воздушная тюрьма»), в конце нулевых пережил карьерный и финансовый крах и ушёл в третьесортные проекты («Медальон», «Оставленные»), а в последние годы стал иконой арт-кино и трэш-хорроров («Мэнди», «Цвет из иных миров»).

Кейдж побывал героем и злодеем, любовником и изгоем, человеком и вурдалаком. Но его лучшие актёрские работы отличает невероятная, бьющая через край экспрессия, которая проявляется во внезапных выкриках, выразительных гримасах и странной пластинке. Одних зрителей такой стиль игры восхищает, других отвращает, но равнодушным к Кейджу остаться невозможно.

Сразу отметим, что наш рейтинг не имеет отношения к качеству собственно фильмов: будучи артистом непредсказуемым и своенравным, Кейдж может в по-настоящему хорошем кино играть легко и расслабленно, а в отборном трэше выкладываться на полную катушку.

Рейтинг, разумеется, субъективный, и если мы забыли какую-то особо дикую роль — пишите в комментариях.

9. Уборщик («Страна чудес Вилли»)

Совсем недавний фильм, во многом вдохновлённый Friday Nights at Freddy’s — серии игр, где нужно обороняться от оживающих по ночам аниматроников. Собственно, этим в фильме и занимается Николас Кейдж. Его герой — одинокий бродяга, который соглашается одну ночь подработать уборщиком в семейном развлекательном центре где-то в американской глубинке.

Среди ночи страусы, обезьяны и прочая механическая фауна, призванная веселить детишек, начинает атаковать главного героя, но он даёт им мощный отпор. А попутно убирается, и делает это на совесть.

Трейлер фильма «Страна чудес Вилли»

Журналисты поспешили навесить на «Страну чудес Вилли» ярлык «кейджплотейшн», но вообще-то эта картина задействует артиста далеко не на полную мощность. Дело в том, что его герой за весь фильм не говорит ни слова. Держать на себе весь фильм в полном молчании — задача не из лёгких, и актёр с ней справился блестяще.

И все же — зачем нам молчащий Кейдж? Нам нужен кричащий Кейдж!

8. Сейлор («Дикие сердцем»)

Фильм, принёсший Дэвиду Линчу «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, но редко упоминаемый в числе его главных шедевров. «Дикие сердцем» — самая китчевая картина мастера, в отличие от тех же «Малхолланд Драйва» и «Шоссе в никуда» её трудно воспринимать всерьёз.

Это гротескное мелодраматическое роуд-муви о Сейлоре и Луле, влюблённой парочке, которая спасается от наёмных убийц, отправленных злобной матерью Лулы в надежде вернуть дочку домой, а сомнительного зятя отправить на тот свет. Помимо прочего в фильме фигурируют оторванная голова Уиллема Дефо и добрая фея в исполнении Шерил Ли — Лоры Палмер из «Твин Пикса».

Трейлер фильма «Дикие сердцем»

Николас Кейдж играет Сейлора, романтичного бунтаря, одетого по моде 50-х. Когда один из героев картины просит героя пояснить за шмот, Сейлор отвечает: «Это пиджак из змеиной кожи. Он символизирует мою индивидуальность и веру в свободу личности». А потом внезапно начинает петь «Love Me Tender» Элвиса Пресли. Наверное, любой другой актёр в подобной сцене выглядел бы нелепо. Набриолиненный Кейдж выглядит неотразимо.

Музыкальный эпизод из фильма «Дикие сердцем»

К сожалению, история сотрудничества актёра и режиссёра ограничилась «Дикими сердцем». Но опыт вышел удачным.

Кейдж оказался идеальным артистом для Линча, всегда охочего до выразительной мимики, странных поз и вычурных образов. Постановщик позволил Кейджу вести себя в фильме так, как тому заблагорассудится, и впоследствии сравнивал игру актёра с джазовой импровизацией.

7. Герой («Узники страны призраков»)

Фильм японского режиссёра Сиона Соно, известного своей высокой производительностью, зашкаливающим градусом абсурда в фильмах и вольным обращением с жанрами. «Узников» можно охарактеризовать как постапокалиптический самурайский вестерн.

Действие картины разворачивается в неопределённом будущем. Мир лежит в радиоактивных руинах. В одном из немногих сохранившихся городов — Самурай-тауне — всем заправляет Губернатор, сумасшедший тиран в белоснежном костюме. Из его обширного гарема сбежала любимица, и на её поиски он отправляет грабителя банков, известного лишь как Герой.

Трейлер фильма «Узники страны призраков»

На Героя — его, разумеется, играет Николас Кейдж — надевают начинённый взрывчаткой костюм. В таком виде он отправляется искать беглянку посреди ядерной пустыни, населённой дикими племенами и жуткими призраками.

Кейдж заявлял, что «Узники страны призраков» — самый безумный фильм, в котором он когда-либо снимался, и, в общем, не сорвал. На экране Запад и Восток вступают в алхимический брак под наэлектризованное синтезаторное кантри. Хоровые напевы на японском языке, стрельба, взрывы и битвы на катанах, абсурдные диалоги, череда пугающе-завораживающих образов…

На фоне всего этого Николас Кейдж кажется даже не таким уж безумным — его Герой молчалив, крут и на все проявления окружающего мира реагирует с одинаковым свирепым выражением лица. Поэтому в нашем рейтинге фильм не занимает лидирующую позицию, но внимания он определённо заслуживает.

6. Эдвард Мейлус («Плетёный человек»)

Полицейский приезжает на изолированный остров, чтобы найти пропавшую девочку и выясняет, что местечко-то странное: островитяне все до одного как-то странно говорят, исполняют языческие ритуалы, выращивают пчёл и подозрительно поглядывают на гостя.

Трейлер фильма «Плетёный человек»

Американский ремейк культового британского фолк-хоррора получился, мягко говоря, дрянным — от заложенных в оригинал мыслей не осталось и следа, зачем-то появился антифеминистский уклон (в новой версии на острове заправляют женщины), а герои ведут себя совсем уж по-идиотски.

Зато этот фильм подарил нам два поистине незабываемых момента с Николасом Кейджем.

Сцена с пчёлами

Первый — та самая сцена, где Кейдж орёт, что пчёлы заползают ему в глаза. Кстати, этот эпизод вырезали из фильма, что не помешало ему стать мемом на века.

Сцена с медвежьим ударом

Второй — приведший когда-то Ностальгирующего критика в неописуемый восторг момент, когда Кейдж в костюме медведя даёт по лицу женщине. Вот уж действительно медвежья услуга.

5. Ред Миллер («Мэнди»)

Арт-хит итальяно-канадского режиссёра со звучным именем Панос Косматос. Действие разворачивается в восьмидеятые годы в американской глубинке. Главный герой — лесоруб, жену которого заживо сжигают объевшиеся просроченной кислоты байкеры. Герой отправляется им мстить, и мстя его страшна.

«Мэнди» завораживает зрителя медленным темпом повествования. Действие разворачивается неспешно, но неотвратимо, напряжение неуклонно растет с каждой минутой. Экран заливают все мыслимые оттенки красного. Картинка «шершавая», будто перед премьерой фильм прогнали через старую видеокассету. Кажется, протянешь руку вперед — и увязнешь в этом алом мерцании.

Трейлер фильма «Мэнди»

Первую скрипку в этом флуоресцентном аду играет Николас Кейдж. В «Мэнди» он — натуральный батька в пекле (порой — в буквальном смысле). Облитый кровью, вооруженный бензопилой и несусветным топором, он мечется в космическом сиянии лесов — не человек, но демон возмездия, воплощение американского бессознательного.

В «Мэнди» Кейдж сыграл, может быть, и не самую безумную свою роль, но определённо одну из лучших. Этот фильм перезапустил карьеру артиста, к тому моменту уже почти 10 лет прозябавшего в проходных проектах, и в очередной раз доказал талант Кейджа, которого просто надо правильно подавать. Желательно — облитого кровью и прикуривающего от горящего черепа.

4. Нэйтан Гарднер («Цвет из иных миров»)

Один из самых недооценённых хорроров последних лет, экранизация одноимённого рассказа Говарда Лавкрафта. В центре повествования — семья, живущая где-то в американской глубинке и сталкивающаяся с инопланетным вторжением.

Правда, оборачивается это вторжение не налётом летающих тарелок и не нашествием зелёных человечком, а чем-то более странным: сперва во дворе приземляется метеорит неописуемого цвета и отвратительно запаха, затем небо становится розовым, вокруг расцветают пурпурные грибы, а взрослые и дети начинают понемногу сходить с ума.

Трейлер фильма «Цвет из иных миров»

Николас Кейдж играет отца семейства, и в первую половину фильма он настолько тих, что невольно задумываешься, а не подменили ли актёра. Но под действием метеорита его герой принимается вести себя как давно знакомый зрителям Николас Кейдж: орёт на помидоры, орёт на автомобиль, самозабвенно чешется.

Сцена с альпаками

Ну а вишенка на торте — увлечение этого персонажа альпаками: он их доит, выгуливает, периодически кричит что-то в духе «Мои альпаки! Мои альпаки!»

3. Кастор Трой («Без лица»)

Один из самых популярных боевиков 90-х — и один из самых безумных. В фильме мастера слоу-мо и любителя голубей Джона Ву встретились два самых эксцентричных артиста 90-х — Николас Кейдж и Джон Траволта. Встретились, чтобы примерить лица друг друга.

Трейлер фильма «Без лица»

В начале фильма Кейдж играет террориста, а Траволта — агента ФБР. Но по сюжету героям делают пересадку лиц, и вот уже Николас играет агента, который выдаёт себя за террориста. То есть Кейдж начинает изображать Кейджа. Неудивительно, что в итоге получается Кейдж в квадрате.

Эпизод с «Алилуйей»

Впрочем, самая яркая сцена — возможно, не только фильма, но и всего творчества актёра — спряталась в самом начале «Без лица». Там Кастор Трой в рясе колбасится под хор «Алилуйя» из оратории Генделя «Мессия» и лапает хорошенькую хористку.

Если нужно за 42 секунды объяснить, кто такой Николас Кейдж, лучший вариант — показать эту сцену.

2. Теренс МакДона («Плохой лейтенант»)

С этим фильмом случилась странная история. «Плохой лейтенант» — ремейк одноимённого фильма, культового в узких кругах криминального триллера от Абеля Феррары. Режиссёром выступил Вернер Херцог, большой немецкий автор, всю жизнь снимавший бескомпромиссное кино, а тут внезапно согласившийся на голливудскую постановку. Но кассового хита не вышло — получился фильм, не укладывающийся ни в какие рамки.

Трейлер фильма «Плохой лейтенант»

Кейдж играет полицейского, который расследует убийство сенегальских иммигрантов, а параллельно торгует наркотиками, сам же их потребляет в промышленных количествах, теряет деньги в азартных играх, крутит роман с дорогой проституткой, общается с игуанами и постепенно сходит с ума.

Сам актёр рассказывал, что во время съемок не расставался с флакончиком с заменителем сахара и, чтобы вжиться в роль, периодически занюхивал его. При этом окружающие думали, что у него там кое-что похуже обычного подсластителя.

Однажды Херцог напрямую спросил: «Николас, что у тебя во флаконе?», и абсолютно трезвый, но глубоко погрузившийся в своего персонажа Кейдж заорал на почтенного режиссёра: «Пошёл вон! Это кокс! Вон с площадки! Вон из Нового Орлеана! Это мой город!»

1. Питер Лоу («Поцелуй вампира»)

Разве на первом месте могло оказаться что-то другое? «Поцелуй вампира» подарил миру самую дикую и завораживающую игру Николаса Кейджа. Собственно, весь фильм — его бенефис.

Это история о нью-йоркском литературном агенте, который превращается в вурдалака. Кусала его вампирша, или это просто игра воображения? Сходил ли он с ума постепенно, или был ненормальным с самого начала? Эти вопросы остаются открытыми для интерпретации и поныне.

Трейлер фильма «Поцелуй вампира»

Одно можно сказать точно: от Николаса Кейджа в этом фильме не оторвать взгляда. Здесь будто бы смешалось всё, что он когда-либо делал, всё, что он сделает в будущем, а также то, чего больше нигде не увидишь.

Он пучит глаза. Он говорит со странным акцентом. Он странно танцует. Он щеголяет с пластиковыми клыками. Он бегает по улицам с криками «Я вампир! Я вампир!». Он шарахается от крестов. Он спит под кроватью. Он внезапно и безо всяких на то причин перечисляет все буквы латинского алфавита. Он за обе щеки уминает таракана (и это был не муляж, актёр и правда съел живое насекомое на съемочной площадке). Он орёт на секретаршу и делает то самое лицо, разошедшееся на миллионы мемов.

Фильм в чём-то предвосхитил «Американского психопата, «Бойцовский клуб» и другие картины о паранойе белых воротничков, выходившие на рубеже XX и XXI веков. При этом прямых аналогов «Поцелую вампира» не найти, он не укладывается в часто приписываемые ему жанры ужаса и комедии.

Скорее всего, с любым другим актёром эта лента оказалась бы совершенно проходной и осталась бы никем не замеченной. Но благодаря необузданной энергии Кейджа из фильма получилось бессмертное творение.

«Я вампир! Я вампир!»

Кстати, сам актёр утверждал, что своей игрой хотел привнести в кино элемент немецкого экспрессионизма и вдохновлялся классическими немыми лентами «Носферату: симфония ужаса» и «Кабинет доктора Калигари». А ещё не раз говорил, что в «Поцелуе вампира» сыграл свою любимую роль. Это говорит о многом.

#топы #николаскейдж

 

Источник

Читайте также