Карло Гинзбург «Сыр и черви» — исторический психологический детектив

Если вы интересуетесь историей на уровне обывателя, но хотели бы прикоснуться к профессиональной исторической литературе, то эта книга — отличный вариант, чтобы начать осуществлять своё желание. Ниже объясню, почему.

Карло Гинзбург «Сыр и черви» — психологический детектив из мира исторической науки

Как и полагается в хорошем литературном обзоре, необходимо начать с небольшого рассказа об авторе рассматриваемого произведения.

Карло Гинзбург — итальянский историк еврейского происхождения, доктор исторических наук, иностранный член Американского философского общества. Родился в 1939 году и, кстати, до сих пор живёт да здравствует.

Нет нужды подробно расписывать его биографию, но важно отметить, что он является одним из основоположников микроистории — важного направления в современной исторической науке, которое занимается исследованием локальных событий и явлений на уровне региона, города, деревни или отдельного человека.

Ещё одна интересная деталь жизни историка заключается в том, что он довольно тесно связан с Россией — его отец, Леоне Гинзбург, родился в Одессе в 1909 г. и построил свою карьеру на исследованиях русской литературы XIX в, а также занимался переводом её на итальянский язык. Сам Карло признавался, что русская культура с подачи отца оказала на него значительное творческое влияние.

Научный интерес учёного лежит в плоскости истории ментальности эпохи Средневековья в рамках уже обозначенной методологии микроистории. В этом отношении он был идейным итальянским представителем французской «школы Анналов», которые много обращали внимание на мышление, психологию и духовный опыт человечества в исторической перспективе. Это было определённым ответом классическим подходам в исследованиях эпохи позитивизма XIX в., таким как политическая и экономическая история или биографии известных исторических персоналий.

Именно в указанных рамках Карло Гинзбург решил проанализировать интересный источник — протоколы итальянской инквизиции XVI в. и понять, как мыслили люди, которые обычно не оставляли следов в письменных источниках, являющихся хлебом насущным любого исследователя истории. Теперь поговорим об этом произведении подробнее.

История создания произведения

Карло Гинзбург приступил к изучению большого массива документов в 60-х годах прошлого века, которые представляли собой материалы инквизиционных процессов над людьми, живших прежде всего на северо-востоке Италии, во Фриули, горной местности, где ещё сохранялись некоторые пережитки романских, германских и славянских обычаев народной жизни. Местные жители находились на периферии христианского мира, и таким образом в их сознании, по мнению Гинзбурга, имели место устные верования дохристианской эпохи. Надо отметить, что на этом тезисе строится основа исследования учёного.

Первые годы работы с источниками привели к созданию труда «Бенандати. Ведовоство и аграрные культы на рубеже XVI и XVII веков». В ходе исследования у него только укоренилась вышеобозначенная мысль.

Выпустив ещё несколько работ на основе анализа протоколов инквизиции, в конце концов ему на глаза попалось дело, которое очень его заинтересовало. Касалось оно некоего Доменико Сканделлы, фриульского мельника, имевшего прозвище Меноккио и жившего в селении под названием Монтереале. Мельник был привлечён к допросам инквизиции дважды с разницей в 15 лет, где все его ответы тщательным образом записывались и в итоге оказались достоянием истории, поскольку это один из немногих примеров записанной (!) картины мира обычного человека Средневековья, который в обычных обстоятельствах не оставил бы о себе никаких подробных свидетельств.

Гинзбург решил проанализировать протоколы допросов Меноккио, чтобы понять то, как он мыслил, откуда черпал источники для формирования своего мировоззрения, и вообще — какие идеи и философские обывательские конструкции были присущи человеку угнетённого класса той эпохи. Поэтому не зря полное название книги — «Сыр и черви: картина мира одного мельника, жившего в XVI веке».

Почему «Сыр и черви» — это психологический детектив?

Важной заслугой Гинзбурга является не только то, что он взял исторический источник и используя новую методологию проанализировал его. Дело ещё и в том, что он облачил своё исследование в по-настоящему интересный нарратив. Книга поделена на множество коротких глав по 3-5 страниц, вследствие чего по ходу чтения мы плавно идём по мысли автора небольшими шагами и можем фиксировать важные выводы, идеи, размышления и догадки.

Он пережил на своём личном опыте гигантский по историческому резонансу сдвиг: от языка устной культуры с её жестом, шёпотом и криком до языка культуры письменной — лишённого интонаций и затвердевшего на книжном листе.Устная культура и письменная — в чём разница?

Гинзбург выстраивает повествование как детективное расследование, где он пытается исходя из записей допросов мельника инквизиторами залезть тому в голову — он отмечает те книги, которые читал мельник и которые могли оказать влияние на его мировоззрение (Спойлер: среди этих книги, вероятно, фигурировал Коран, но автор приходит к этому выводу на основе весьма опосредованных свидетельств, потому что прямого указания на него в протоколах нет), также он анализирует ответы Меноккио на предмет связи его слов с различными тезисами из этих книг и, конечно, автор реконструирует в полном объёме картину мира мельника, которая оказывается весьма интересной и самобытной.

Гинзбург считает, что мировозррение Меноккио является синтезом собственных домыслов ремесленника, прочитанных им книг, порой еретических, а также глубинной народной мифологии (Метафора «Сыр и черви» как раз из этой оперы, прочтёте — поймёте).

… хотя подлинная самобытность этого сельского мыслителя не в отражении им вековой устной традиции, а в его чуткости к новейшим веяниям эпохи, способной с позиций человека из простонародья высказать отношение к самым злободневным социальным, религиозным и мировоззренческим вопросам.Автор предисловия не соглашается с Гинзбургом о тезисе устной традиции.

Книгу читать достаточно легко, но, разумеется, научное исследование не обходится без терминологии, тем не менее работа не перегружена ею, да и в конце концов никогда не поздно поднять эрудицию и посидеть немного в интернете, чтобы загуглить неизвестные термины — это ещё никому не навредило.

Поэтому я рекомендую почитать эту книгу тем, кто достаточно активно интересуется историей, но ещё не решался подойти к научной литературе. Труд Гинзбурга рекомендуют прочитать всем студентам на курсе методологии истории, так как он являет собой пример очень качественной работы с источниками, которая раскрывает их в новом свете, и помогает понять, как начинающим исследователям подходить к развитию собственных профессиональных навыков.

 

Источник

Читайте также