Что делает особенным компьютерную игру из 90х о коте-пирате в поиске мифического Амулета Девяти Жизней?
В 1997 году студия Monolith Production выпустила лаконично названную игру Blood – компьютерный шутер от первого лица. В игре фигурируют религиозный культ Кабал, который поклоняется Чернобогу, ходячие мертвецы, гигантские пауки и, конечно же, кровавое насилие: полноценный набор для бесконечного веселья. Неудивительно, что игра стала довольно популярной, и получила положительные отзывы и рецензии.
В том же 1997 году Monolith Production выпускает еще одну игру, которая радикально отличается от Blood. Вместо ходячих мертвецов – кот-пират, вместо религиозного культа – псы-пираты, а вместо кровавого насилия — магия. Речь идет об игре Claw – двумерном платформере, который помещает традиционный конфликт кошек и собак в классический пиратский антураж со щепоткой магии. Несмотря на то, что Claw выступила слабее Blood, игра смогла стать культовым феноменом и обрести фан-базу, которая активна до сих пор.
В России игра была локализована как Капитан Клык (порой встречается перевод Капитан Коготь) и выпущена на компьютерных дисках компанией Руссобит-М. Один из таких дисков попал ко мне в руки в начале 2000х; и с тех пор Капитан Клык занимает особенное место в моей жизни и памяти о моём детстве. В данной статье мне хотелось бы рассказать о феномене Капитана Клыка, что сделало это игру особенной и почему в нее играют и по сей день.
Кратко о сюжете игры: после проигранного морского сражения Капитан Клык оказывается заточенным в темнице ЛяРока. В камере он находит записку и часть карты, где рассказывается об Амулете Девяти Жизней – легендарном мистическом артефакте, дарующим бессмертие. Выбравшись из темницы, Капитан Клык отправляется на поиски камней, необходимых для Амулета, попутно разбираясь со своими врагами.
Чтобы получить Амулет Девяти Жизней надо пройти 14 уровней. За исключением последних двух, в каждом нечётном уровне Капитан Клык находит очередную часть карты, а в каждом чётном – драгоценный камень, достающийся после победы над боссом. В 13м и 14м уровнях Клык собирает последние камни и в финале получает долгожданный Амулет.
Капитан Клык открывается с семиминутной анимированной кат-сцены, которая, как и остальные кат-сцены в игре, создана на отличном уровне: качественная картинка, динамичный монтаж, постоянная смена планов и ракурсов, проработанный язык тела центральных персонажей и, наконец, хорошая игра актеров озвучки. Смотреть это – одно удовольствие.
Не меньшее удовольствие доставляет и дизайн уровней. Детализированная картинка, красочный фон, соперники, чей вид и возможности меняются от уровня к уровню, бездонное количество сверкающий драгоценностей и, конечно, множество секретных ходов: все это только радует глаз при прохождении игры. Мне особенно нравилось, как менялись соперники, и как выбор пород собак и дизайн их костюмов соответствовал духу уровня. Помимо собак, нас еще атакуют крысы, запускающие бомбы, наглые чайки, крабы в ракушках, пираньи, хамелеоны и тигры в финальном уровне. Разнообразие фауны поражает, хотя от чаек порой хочется неистово кричать.
Главное оружие Капитана Клыка – меч, который он шустро достает из ножен при нажатии клавиши. Как бонус, на короткое время меч может стать огненным, ледяным или электрическим и приносить урон большему количеству соперников. Помимо этого, Клык может драться кулаками или поднять и швырнуть соперника куда подальше, если те находятся вблизи. Также доступны пистолет с патронами, динамит и магия, запасы которых не бездонны. Легче всего пополнять запас патронов, но поэтому пистолет и не самое эффективное оружие. Некоторые соперники могут защищаться от пуль мечами или увертываться от них. Динамит достаточно полезен, и определенно нужен для прохождения одного босса. Самое же сильное оружие – магия, выпущенный поток сшибает всех соперников на одной плоскости, но запас магии куда тяжелее пополнить, поэтому лучше не тратить его вплоть до последних уровней.
За время игры Капитан Клык проникает во все возможные локации: леса, поселения с канализациями, корабли, подводные пещеры, пиратские острова и легендарный храм. Каждая локация обладает своей уникальной атмосферой: музыка, соперники, их реплики, лестницы, ловушки и скрытые проходы постоянно варьируются, делая игру интересной. В каждом уровне есть два центральных чекпойнта, с которых можно начать игру если заново ее загрузить, и множество второстепенных, с которых начинаешь при потере жизни. Если не обращать внимания на драгоценности и секретные проходы, то уровни можно пройти в среднем за 6-10 минут. Кстати, драгоценности подразделяются на несколько уровней: от вездесущих монеток до редких корон и черепов с алмазами. 500,000 очков за собранные сокровища даруют дополнительную жизнь.
А дополнительная жизнь всегда полезна, потому что Капитан Клык довольно сложная игра. Количество соперников и их способности могут застать врасплох. Помимо этого, в игре много ловушек и мест, которые в первый раз может быть неясно как проходить. Битва с некоторыми боссами строится вокруг загадок, которые, будучи ребенком, не всегда легко быстро разгадать. Часто во время прыжка на вас нападет чайка, и вы улетаете в небытие.
Финальный уровень — объективно самое непростое испытание. Тигры, заменяющие псов как постоянных соперников, резвы, легко отбивают атаки, и быстро перемещаются по карте. А для прохождения финального босса нужно постигнуть грациозность прыжков настоящей кошки, чтобы ненароком не упасть в лаву.
Я много лет играл в Капитана Клыка, но полноценно прошел его только несколько раз, так как последний уровень не был моим коньком. Несмотря на это, я часто возвращался в игровой мир и проходил уровень за уровнем, исследуя новые потаённые ходы и собирая скрытые сокровища. Именно за этот удивительный, разнообразный и полный приключений мир я и полюбил игру. 14 уровней – не самая значительная цифра, но каждый из этих уровней это уникальное пространство, которое интересно изучать.
Фан-база Капитана Клыка активна до сих: фанатский сайт, который доступен на 10 языках, продолжает обновляться, люди разрабатывают собственные уровни и делятся ими, а также записывают спидраны. Пару недель назад, 18 марта, был поставлен новый рекорд по any % спидрану игры – 42 минуты и 53 секунды.
Капитан Клык небольшая семейная игра, выпущенная в тени куда более успешного проекта, которая смогла обрести культовый статус. Разнообразный мир, внимания к деталям, множество бонусов, приятная музыка, напрягающие, но не раздражающие уровни, отличная анимация кат-сцен и работа актеров озвучки: всё это – лишь немногое, что составляет успех игры. А ведь игра еще поддерживает мультиплейер. Закругляясь, если вы играли в Капитана Клыка, я надеюсь у вас остались хорошие воспоминания об этой игре, а если не играли — то фанатский сайт располагает информацией как заполучить её. Айда на абордаж!