Неважно, нравятся вам фильмы о суровых и жестоких временах викингов или нет, новый фильм от режиссёра «Маяка» и «Ведьмы» стоит того, чтобы его посмотреть. Посмотреть и разочароваться. «Варяг» — новый фильм Роберта Эггерса, который обещал эпическое, мистическое и жесткое приключение в духе скандинавских саг, а на деле оказался невнятным триллером в замкнутом пространстве с небольшим количеством мухоморных трипов. Но лучше обо всем по порядку.

Какой жанр?

Внимание, впереди спойлеры!

Король Аурвандил (Итан Хоук) возвращается в своё королевство, где его встречают королева Гудрун (Николь Кидман) и юный принц Амлет (Оскар Новак). Туда же прибывает брат короля Фьёльнир (Клас Банг). Король ранен и хочет поскорее передать свой трон наследнику. После обряда инициации, где отец и сын вместе с Хеймиром (Уиллем Дефо) употребляют вещества, короля убивают, а принцу удается сбежать. По законам жанра, сбежавший юноша клянется отомстить своему дяде, спасти мать и вернуть королевство. Весь сюжет выглядит знакомо. Именно эта легенда легла в основу шекспировского Гамлета. Сам Шекспир адаптировал легенду из хроники «Деяния данов» Саксона Грамматика. В фильме присутствуют прямые аллюзии на Шекспира (сцена с черепом). Но что более всего Амлет разделяет с Гамлетом, так это медлительность, с которой он осуществляет свою месть. При этом все обстоятельства, по идее, должны были помочь Амлету сделать то, что он задумал буквально сразу.

Спустя годы, мы видим повзрослевшего Амлета (Александр Скарсгард) в землях русов, в жестокой сцене захвата деревни.

Мы видим безжалостного воина, который кажется не сильно беспокоиться об исполнении своей клятвы. Эта сцена сводит на нет всю возможную симпатию, которую мы могли бы испытать к главному герою и ставит его на одну ступень с убийцей его отца. Но дальше происходит необъяснимое преображение героя.Человек, который многие годы грабил и убивал внезапно становится очень осторожным, когда его дядя находится от него на расстоянии удара ножа. Мир фильма схлопывается до нескольких домов в Исландии, куда сбежал его дядя и неясных диалогов между Амлетом и Ольгой (Аня Тейлор-Джой).

Вопросы к фильму возникают один за другим. На каком языке говорят герои и как они понимают друг друга? Как солдаты Фьёльнира не узнали в переодетом рабе опытного наёмника? Почему герои Скарсгарда и Тейлор-Джон полюбили друг друга? Что между ними произошло? Можно эти вопросы расценивать как придирки, но проблема в том, что фильм не отвечает ни на один из них. И картину можно было бы за это простить, если бы она предлагала что-то взамен. Но мы не получаем ничего. Если в прошлых фильмах Эгерсса всё работало на атмосферу и общее настроение фильма, то тут кажется, всё разваливается на отдельные фрагменты, никак не связанные между собой. Это однозначно не исторический фильм, не триллер, не фэнтези. Но тогда что? Такое ощущение, что эта картина пытается быть всем одновременно.

Смотри, у нас есть суровые викинги. Смотри, у нас есть грибные трипы. Смотри, у нас есть глубокие герои со своими сомнениями и страхами. Смотри, у нас есть даже «вот-это-поворот».

Но это не работает. В самых неожиданных местах появляются кадры, которые рушат фильм. Например, почему у валькирии брекеты? Если это самоирония, то она неуместна, если это шутка, то она не смешная, если это отсылка то она как минимум непонятна. Это выглядит как если бы герои Паттинсона и Дефо в «Маяке» решили танцевать под клубную музыку. Это бы нарушило немного атмосферу? Скорее всего да.

А что насчет жестокости? Да, она присутствует. Где-то сцены переходят грань и выглядят откровенно садистскими. Но они как будто отделены от фильма, висят в воздухе. «Троя», «Царство небесное», «Гладиатор», да те же «Викинги» — жестокость показана лишь как неотъемлемая часть мира, ей не упиваются и не наслаждаются. Тем более, что «Варяг» преследует явно другие цели. Тут он скорее ближе к «Зеленому рыцарю». Это два фильма в декорациях средневековья, с колдуньями, мечами и кровью, которые основаны на средневековых историях. Но в отличии от него, «Варяг» кажется абсолютно нормальным, почти обычным фильмом.

Что хоть как-то спасает фильм, это музыка и великолепные пейзажи Исландии. Но это то, что должно быть по умолчанию и присутствовать в фильмах на подобную тематику.

В целом, «Варяг» мог быть хорошим фильмом, не будь у его режиссера перед этим «Маяка» и «Ведьмы», по сравнению с которыми это очевидный шаг назад.

3 из 10

#кино #фильм #nordiman #отзыв #рецензия

 

Источник

Читайте также