«Что будет, когда пройден пик?» – вопрос, которым каждый задаётся хотя бы раз в жизни. Им же, похоже, озадачили себя и студийные боссы, пытающиеся вернуть супергероику на пьедестал королей проката. Однако киноиндустрия, потрясённая пандемией и забастовками, не готова возвращаться к прежним настройкам. Оттого и ситуация вокруг жанра складывается максимально интересная.Добавьте описание
Привычная формула супергеройского блокбастера перестала работать. Причины этому просты: после того как Marvel Studios повысили ставки в «Войне бесконечности» и «Финале» зрителя уже тяжело удивить очередным сольником о спасении мира очередным супергероем. Доказывают это кассовые сборы крайних блокбастеров по комиксам Marvel и DC. Для сравнения пронаблюдаем разницу в кассе и бюджетах фильмов, вышедших в 2022 и 2023 годах:
Так как данные о маркетинге не всегда попадают в открытый доступ, возьмём для каждой картины усреднённую цифру в $100 000 000. Теперь можно приступить к анализу. Первое, что сразу бросается в глаза – отсутствие фильмов-миллиардников. Ближе всех к заветной отметке добрались лишь четыре из тринадцати картин. Дабы не быть голословным: в 2018 и 2019 годах семь картин из двенадцати перешагнули порог в миллиард долларов (2020 и 2021 года учитывать не стоит из-за пандемии, хотя и там был «Нет пути домой»).
Второе, что можно выделить, это количество картин сборы которых в несколько раз превысили производственные затраты и маркетинг. Как известно, фильм считается окупившимся, если его касса превышает бюджет минимум в два раза. Таких блокбастеров набралось всего пять (четыре из них детища Marvel Studios). Что же это за ленты? Три сиквела о знакомых персонажах, финал одной из популярнейших трилогий и новое видение культового супергероя. Рискну предположить, что «Стрэндж», «Тор» и «Пантера» собрали свои деньги по инерции и под влиянием более успешных и качественных фильмов (тот же «Нет пути домой»). «Стражи» и «Бэтмен» – это скорее авторские картины с супергероями на первых ролях, чем классическая супергероика. Отсюда истекает третья закономерность.
Классический супергеройский блокбастер более не способен себя окупить. Сольные картины о новых для зрителя героях («Морбиус», «Чёрный Адам», «Синий Жук») и продолжения с уже знакомыми, но не столь популярными в массах персонажами («Человек-муравей и Оса: Квантомания», «Шазам! Ярость Богов», «Капитан Марвел 2») не смогли себя достойно показать в прокате. Да и любви ни у критиков, ни у зрителей не снискали.
Вывод из всего выше перечисленного напрашивается только один: если формула перестала работать, её необходимо пересобрать, модернизировать и рассмотреть различные варианты исполнения.
И Marvel Studios, и Warner Bros. оказались в ситуации, когда их центральные персонажи в текущий момент киновселенных не способны увлечь за собой зрителя (виной этому плохие сценарии, неспособные грамотно прописать сюжет и героев). Обе студии нашли выход. Однако если первые предпочли расширять собственный мир как на локальном, так и на мультивселенском уровнях, то вторые (после ряда неудач) решили начать всё заново и анонсировали перезапуск.
Итак, формула MCU (и DCEU во «Флэше») максимально проста: в повествование вводится такое понятие, как Мультивселенная, что позволяет создателям увязать между собой сторонние франшизы. Делается это посредством вовлечения в процесс актёров из других киновселенных и большого количества отсылок. Так, на экране смогли встретиться три Человека-паука, Чарльз Ксавьер и Зверь пересечься с героями MCU, а Флэш из DCEU познакомиться с Бэтменом из фильмов Тима Бёртона.
Однако новаторским в этом плане можно считать разве что «Нет пути домой» (и то, если закрыть глаза на «великий» CW с их «Кризисом»). Ни сиквел «Доктора Стрэнджа», ни «Флэш» не добились того же успеха, что кроссовер Пауков. И почему так происходит, пока ответить сложно. Может, дело в качестве кинолент. Может, в усталости от супергероики. Но куда страшнее звучит наиболее вероятный вывод: Мультивселенная себя исчерпала.
Если взять за точку отчёта «Кризис на бесконечных Землях» от CW, то тема Мультивселенских путешествий на экранах активно используется уже пять лет. А ведь были ещё более ранние примеры (например, «Люди Икс: Дни минувшего будущего» в 2014 году или «Человек-паук: Через вселенные» в 2018 году). При этом самым проработанным проектом в этой нише на сегодняшний день является анимационный «Человек-паук: Паутина вселенных», который связал многие паучьи франшизы Sony (даже игровую), MCU и кучу сторонних миров (да даже LEGO).
Супергероика с головой погружена в Мультивселенную. MCU называет её главной темой своей второй Саги. Экранизации Marvel (и от Marvel Studios, и от Sony) будут пытаться раз за разом удивить зрителя показом различных миров, культовых камео и бог знает чего ещё. «Дэдпул и Росомаха», «Веном: Последний танец», «Человек-паук: За пределами вселенных», новые «Мстители», – всё это проекты, направленные ни демонстрацию мощи Мультивселенной. Возникает два вопроса: «Как долго параллельные миры смогут удерживать внимание зрителя?» и «Не убьёт ли погоня за ностальгией и фансервисом оригинальные идеи?
Удивительно, но вторая формула отлично подходит и для раннего DCEU, подконтрольного Заку Снайдеру, и для грядущего перезапуска Джеймса Ганна. Основа одна – курирование творческого направления франшизы одним человеком. Несмотря на всю неоднозначность Снайдервёрса, нельзя не признать, что у поставщика «Хранителей» получилось создать одну из самых заметных авторских работ в экранной супергероике. Однако из-за вмешательства студийных боссов в полной мере оценить замысел Зака никогда уже не получится.
После периода раздробленности DCEU, наконец, ушла на покой, уступив место новой DCU. Схема та же, что и в первый раз. Только во главе теперь Джеймс Ганн, сделавший одну из лучших трилогий в MCU. С одной стороны, перезапуск – это отличная идея, которая позволит уйти от Снайдервёрса и его продолжений, которые за десять лет всё же сумели обрисовать общие границы мира. Новый Супермен уже представлен публике, ведутся поиски нового Бэтмена. Но возникает справедливый вопрос: «Зачем нам снова погружаться в очередную супергеройскую киновселенную, когда Marvel Studios уже вдоль и поперёк эту тему изучила?»
Ответ таится в подходе Ганна к построению своей франшизы. Как известно, киновселенная Marvel началась с «Железного человека». Новые супергерои появлялись неспешно, а их количество в первых сольниках редко превышало двух-трёх персонажей. То ли дело будущий «Супермен». Помимо Криптонца, там появится целая россыпь супергероев. Для зрителя это будет интересный опыт. Теперь не нужно наблюдать за заселением франшизы, а можно сразу нырнуть в её богатый на персонажей мир. Решение довольно смелое.
Ганну действительно необходимо пересобрать экранную супергероику, так как в 2025 году зрителя уже сложно удивить обычной историей о борьбе добра со злом. Ставки на новую франшизу как никогда высоки. Провал видения Джеймса ознаменует конец любых других попыток создать общую киновселенную DC, освободив место альтернативным кинокомиксам вроде «Джокера» Тодда Филлипса.
Так какие у постановщика шансы на успех? На самом деле высокие. Джеймс Ганн уже давно работает с супергероикой. Например, ещё до «Стражей Галактики» он снял фильм «Супер» (2010) и написал сценарий для картины «Необыкновенные» (2000). У него есть авторский стиль, и он отлично работает с персонажами. Настораживает лишь сохранение «Миротворца» каким-то образом в каноне новой киновселенной. Если и отказываться от прошлого, то тотально. Однако Ганн обещает объяснить данный шаг логично, а особых причин не верить ему нет
Альтернативная супергероика в количественном отношении всегда проигрывала мейнстримной. Однако ситуация может кардинально измениться уже в ближайшие пару лет. Например, в этом году на четыре фильма по комиксам Marvel (три от Sony и один от Marvel Studios) приходится как минимум четыре картины, подходящих под категорию альтернативы («Ворон», новый «Хеллбой», сиквелы «Джокера» и «Кода 8»).
В то время как мейнстримная супергероика развивалась в основном силами Fox, Marvel Studios и Warner Bros., другие представители жанра также не стояли на месте. Зак Снайдер сделал «Хранителей», Гильермо дель Торо – дилогию «Хеллбой», Мэттью Вон – первого «Пипца», а позже переключился на «Kingsman». И это только самые заметные представители альтернативы, добившиеся умеренного успеха. Многообразие здесь складывается из обилия направлений, в которых можно рассказать историю. Деконструкции, пародии, симбиозы сеттингов, – всё это позволяет отклониться от привычных супергеройских клише и взглянуть на типичные образы под другим углом.
За пределами Marvel и DC альтернатива уже давно чувствует себя отлично, периодически выдавая необычные экспериментальные проекты вроде трилогии «Eastrail 177» М. Найта Шьямалана или «Хэнкока» Питера Берга. Однако и в «большой двойке» уже почувствовали потребность в более нестандартных историях. Так, Fox выпустили «Логана» Джеймса Мэнголда, а Warner Bros. «Джокера». Эти картины никак нельзя отнести в категорию типичных кинокомиксов и уж тем более назвать супергеройским кино. И, вероятнее всего, именно за такими картинами будущее экранизаций книжек с картинками.
В этом году в прокат выходят переосмысления сразу двух легендарных персонажей комиксов: «Ворон» и «Хеллбой: Горбун». Тодд Филлипс представит сиквел «Джокера». В следующем году планируется «Спаун». Где-то на горизонте маячит и перезапуск «Пипца». Альтернатива актуальна как никогда. Да и спрос у зрителя на неё сейчас явно больший, чем был в нулевые, когда «Хранители» и «Хэнкок» явно опередили время.
Помимо больших экранов, супергероика отлично показала себя и на малых. Здесь можно встретить и фильмы, и сериалы, и анимацию. Однако мы подробнее разберём именного шоу. Многосерийный формат позволяет рассказать куда более глубокую и содержательную историю, чем полуторачасовой фильм. А меньшие по сравнению с блокбастерами бюджеты дают авторам свободу для реализации самых смелых историй.
Среди сериалов о супергероях можно встретить как классические сюжеты («Тайны Смолвиля»), так и пародии («Тик»), деконструкции («Пацаны»), драмы («Сорвиголова») и многое другое. При этом, как правило, именно в сериальном формате выходят экранизации комиксов, которые создатели не рискуют переносить на большие экраны. Так появились «Роковой патруль», «Академия «Амбрелла»», «Неуязвимый», «Пацаны», «Наследие Юпитера». Список можно продолжать ещё долго, однако указанные проекты уже доказывают больший творческий размах в сериалах.
До поры до времени большое кино игнорировало существование сериалов. Однако в начале двадцатых всё изменилось. Теперь у каждой уважающей себя киновселенной помимо фильмов, в обязательном порядке имеются и шоу. Так, Marvel Studios выпустила проекты «Ванда/Вижн», «Локи», «Лунный рыцарь» и прочие, а также включила в канон «Сорвиголову» и всех его коллег по улицам Нью-Йорка от Netflix. Не гнушается сериалами и новая DCU, первым проектом которой станут анимационные «Монстры-коммандос».
Как видите, стриминги позволяют в равной мере выпускать как мейнстримные шоу, так и альтернативные. Если принять во внимание все плюсы сериального формата, то именно в нём видится будущее супергероики. Во-первых, выпуск сериалов схож с выпуском комиксов: сериал = комикс, сезон = арка, серия = номер. В таком виде истории о супергероях чувствуют себя максимально уютно. Во-вторых, шоу требуют меньших денежных вложений, но способны дольше удерживать внимание зрителей. Ну и, в-третьих, большая свобода. Без неё всё же никуда.
У супергероики достаточно вариантов для манёвра. Наблюдая за жанром сегодня, становится очевидным тот факт, что студии пытаются развивать его во всех доступных направлениях. В ближайшие несколько лет мы увидим апогей MCU, зарождение DCU, море альтернативы и новые многосерийные проекты. И только зрителю решать, что из этого станет будущим супергероев на экранах.
Спасибо, что обратили внимание на эту статью. Также заходите в мой телеграм, там найдутся и другие заметки.
Читайте также другие статьи:
«Спаун» – 2025: супергерой из производственного ада
Фильмы, сериалы и анимация о супергероях, которые выйдут летом
«Майор Гром»: все появления питерского супергероя на экране
Мини-сериал о Капитане Америка: мем, вышедший из-под контрол