Еще полгода назад я крайне скептически относился к контенту, который производит ТНТ-Premier. Спорный и местами очень уж дидактический «Звоните ДиКаприо!», смешной, но несмелый в своей сатире «Домашний арест», стерильное и скучное «Мертвое озеро» — все эти проекты абсолютно не цепляли, и не задержались надолго в памяти. Но после сериала «Секта», который стал для меня одним из лучших шоу прошлого года, на равных поборовшись с зарубежными конкурентами, я ждал от «Эпидемии» если не откровения, то хотя бы очень качественной драмы.
У проекта про неизменный ужас страны перед зараженной Москвой, от которой, по мнению многих, и так все беды в русских селеньях, был огромный потенциал. От того вдвойне обидно, что создатели то ли изначально не знали, в какую сторону вести свое детище, то ли вообще утратили все свои амбиции уже к середине первого сезона.
Москва. Наше время. Жители города начинают умирать в страшных муках от неизвестного вируса, передающегося от человека к человеку всеми мыслимыми способами. Перспективы излечения нулевые, клиническая картина у всех одинаковая — кашель, лихорадка, слепота, агония. Стопроцентный летальный исход. Буквально за неделю столица превращается в закрытую карантинную зону, из которой невозможно выбраться. Две семьи, жившие в престижном районе Подмосковья, пытаются спастись из этого чумного ада, и уехать в далекую Карелию, где по слухам вирус еще не прибрал к рукам большую часть населения. Естественно, на пути им встречаются все побочные симптомы постапокалипсиса — хаос, жестокость, эгоизм и самые мерзейшие проявления человеческой натуры.
Согласитесь, завязка сериала звучит многообещающе. Из такого проекта можно было сделать практически все, что талантливой душе угодно. Жестокий экшн, где в декорациях тотальной разрухи, случившейся за много лет лет до катастроф без участия смертельных вирусов, герои с топорами и кухонными ножами продираются сквозь русскую глубинку. Экзистенциальную драму о том, как москвичи пытаются скрыться в потрепанных российской политикой и экономикой деревеньках, до которых раньше никому не было дела, и встречают полнейшее неприятие местных жителей.
Да здесь целое непаханое поле для диалогов героев о Городе Солнца в духе гениальной сцены из «Груза 200» Балабанова.
Можно было сделать стильный проект, с необычным нарративом, нетипичным для отечественной тв-индустрии. Но создатели лишь случайным касанием дотрагиваются до этих перспектив, видимо решив, что очередная штампованная история про мерзких людишек в антураже конца света — это то, чего зрителю так не хватало в последние годы.
Сценарий просто под завязку набит банальностями, которые вы видели в десятках подобных произведений. Только познакомившись со всеми действующими лицами, ты буквально знаешь чем все для них закончится ближе к концу сезона.
- Моя рецензия на «Мертвое озеро» от ТНТ-Premier> В отряде есть беременная девушка, у которой срок вышел еще неделю назад? Ну вы же смотрели «Рассвет живых мертвецов» Снайдера, так что догадываетесь что будет дальше.
Робкий подросток с синдромом Аспергера и столичная оторва, которые волей обстоятельств оказываются в одной лодке? Ах, наверно тут будет любовь. Мужчина, выживающий вместе со своей бывшей и нынешней возлюбленными? Похоже у нас тут намечаются семейные разборки. И так почти во всех восьми эпизодах сериала.
Ты буквально знаешь что, а главное как будет здесь происходить. Мародеры, насилующие и грабящие простых людей, воровство еды, отчаявшиеся и озлобленные люди, зараженная семья, скрывающаяся в заброшенном домишке. Даже пошлейшая во всех своих проявлениях сцена бессмысленного и беспощадного бунта под аккомпанемент группы «Любэ» присутствует.
Я очень долго удивлялся, почему нет сюжетной линии с каннибализмом, пока она наконец не появилась. Удивительно, как долго сценарий пытался скрыть, и оттягивал как мог эту предсказуемую банальщину.
Сериал буквально центрирует и вбирает в себя все, что только говорили на заданную тему западные аналоги, начиная с отличных «28 дней спустя» и заканчивая душными «Ходячими мертвецами».
Та же проблема здесь и с характерами героев, а точней, с их полным отсутствием. Персонажи тут — мертвые, схематичные фикции, набор из пары-тройки гротескных черт. Спокойный, но порой депрессивный главный герой, гуманная популистка со скелетами в шкафу, стерва, еще одна стерва с истероидными замашками, типичный русский жлоб. Кажется, из этих ребят просто невозможно выдавить хоть что-то живое и интересное. От того удивительно, что даже с таким паршивым сценарием некоторые актеры действительно стараются.
Нет, конечно же Кирилл Кяро тут все такое же бревно без намека на эмоции, а Марьяна Спивак остается в своем классическом амплуа раздражающей склочной бабы. Но тот же Александр Робак здесь сыграл наверно одну из лучших ролей в своей карьере.
Он, несмотря на крайне топорно написанную сюжетную ветку своего героя, смог показать его трансформацию, выдавая порой действительно берущие за душу эмоции. Метаморфоза скучного сытого обывателя в сломленного человека, который все же обрел себя и не спасовал перед внешними обстоятельствами, получилась у него просто потрясающей.
Играет здесь как в последний раз и Юрий Кузнецов, которому досталась роль волевого и боевого деда, превращающегося в полнейшего дегенерата, лишь притронувшись к бутылке со спиртным.
Мнение Ибрагима Аль Сабахи о первых двух сериях «Эпидемии»
Этому актеру старой школы, который многим запал в душу своей ролью Немца в первом «Брате», не так уж часто везет теперь попадать в крупные и дорогие проекты. Так что его самоотдача полностью понятна, и трогает за живое. А вдруг и правда этот раз последний?
Вообще заметно, что проект создавался долгие 4 года, и изначальный сценарий похоже был намного интересней того, по которому в итоге снимали сериал. В череде скучного плагиата нет-нет, да проскочит просто потрясающая в своей трешовости сценка. Накрасившая губы дешевой помадой повариха в придорожным караоке-баре устраивает пир во время чумы, уходя в нирвану в танце посреди пустого обеденного зала, подпевая Филиппу Киркорову.
Сошедшая с ума тюремная надзирательница силой берет встречных мужиков, и насилует их под песенку «Ах как хочется вернуться и ворваться в Городок». Сцена, пародирующая эпизод из «Властелина колец», в которой главные герои, словно трусливые хоббиты, прячутся от местных назгулов-вояк. Вот она, та самая отечественная хтонь, которая должна была сочиться из этого шоу.
Кажется, что изначально проект и задумывался таким трешовым сборником зарисовок о русской жизни, которая дала себе волю в последний час перед концом света, но кто-то кому-то дал по рукам, и история превратилась в ходячее клише. Я, признаться, не читал роман Яны Вагнер «Вонгозеро», который стал первоисточником для «Эпидемии», но подозреваю, что там этой страшной комичности было намного больше, а грустных каннибалов и любовных сценок гораздо меньше. По крайней мере, хочется в это верить.
Но все же редкие удачные эпизоды и отличная игра Робака с Кузнецовым все равно не могут спасти этот проект от забвения. Он слишком вторичен, неумеренно пуглив и консервативен, чурается чего-то инновационного и лишь идет по проторенной дороге своих более удачливых аналогов. Он не может, или попросту не хочет предложить ничего интересного, не использует и доли своего потенциала, а главное — почти всегда сторонится русского колорита, который мог бы сделать его по-настоящему самобытным шоу.
Открытый финал говорит о том, что создатели планируют второй сезон. Но так ли он нужен, с таким охранительным и робким подходом к материалу? Кажется, что песня Бориса Гребенщикова, звучащая в финале первого сезона, оказалась пророческой для «Эпидемии»:
Ехали мы, ехали с горки на горку. Да потеряли ось от колеса. Метились мы в дамки, да масть ушла мимо. Все козыри в грязи, как не крути.