Но прежде, чем перейти непосредственно к питчу сценария Джеймса Кэмерона, важно сказать несколько слов о том, что ему предшествовало.
В 1985 году студия Cannon Films заключила с Marvel Comics сделку, что снимет полнометражный фильм про Человека-паука. Идей было много, и изначально у продюсеров Мэнема Голана и Йорама Глобуса была даже задумка сделать Питера Паркера оборотнем, чтобы картина напоминала «Человека-волка» 1941 года. Режиссером выбрали Тоуба Хупера («Техасская резня бензопилой 1-2»). Питер представал в виде человекоподобного мутанта и сражался бы со своим создателем. Но Стэн Ли не одобрил питч Лесли Стивенса, после чего в работу взяли другой сценарий — от Теда Ньюсома и Джона Бранкато.
В их версии главным антагонистом выступал Отто Октавиус. Ученый создал устройство циклотрон, способное открыть искривлять пространство и время. Именно благодаря ему он получил механические руки, сошел с ума и решил повторить эксперимент, который его изуродовал, потому что был убежден, что циклотрон пустит его в другой мир.
Питер Паркер в этой версии сценария был простым двадцатилетним студентом, влюбленным в Лиз Аллен. Девушка игнорировала Паркера в пользу популярного и спортивного Флэша Томпсона. Питер, конечно, приобретал способности и по канону решал заработать денег на новых суперсилах. Он даже сражался на ринге с Халком Хоганом! В этой версии, кстати, Паркер не сам сделал свой костюм, а заказал его в ателье, а вот картриджи с паутиной сконструировал сам.
Первая и единственная битва с Доктором Осьминогом происходила почти в конце фильма, после чего Отто засасывало в портал, открытый циклотроном. Студию не устроило, что Питер большую часть фильма занят чем угодно, кроме, собственно, геройства — он переживает потерю Бена Паркера, становится популярным… Человек-паук даже к Дэвиду Леттерману приходил!
Денег у студии было немного, поэтому на проекте старались сильно сэкономить. На смену Хуперу, не согласившемуся с видением проекта, пришел Джозеф Зито, снимавший до этого боевики с Чаком Норрисом. Но сценарий снова пришлось переделывать — наличие даже двух экшен-сцен было слишком накладным для студии при учете всего остального производства. Чтобы снова переделать сценарий, наняли Барни Коэна.
Были во всех этих перестановках и положительные моменты. Например, пока Джозеф Зито был закреплен режиссером, он очень хотел, чтобы главного редактора Daily Bugle сыграл сам Стэн Ли. Роль Отто Октавиуса отдали Бобу Хоскинсу, а Паркера — каскадеру Скотту Леве.
Но не срослось. Из-за финансовых трудностей намеченную на 1986 год премьеру пришлось сдвигать, а Cannon Films и вовсе потеряла права на фильм из-за неуплаченных вовремя денег. Студия New World Pictures получила права на «Человека-паука», но не воспользовалась ими, поэтому спустя несколько лет права снова были у Cannon Films.
И это при том, что студия была на грани банкротства — после провалов нескольких фильмов подряд было решено снова урезать бюджет «Паука». Джозеф Зито выступал против, и его уволили. Сценарий снова был несколько раз переписан.
В итоге все дошло до совершенно смешной ситуации — Cannon Films наняла Альберта Пьюна («Киборг», «Крутые стволы» и сверхмалобюджетный «Капитан Америка» — ред.), чтобы он за шесть миллионов долларов (!) снял фильм про Человека-паука. Денег не хватало даже на полеты на паутине, поэтому в его версии супергерой должен был много ходить среди горожан. Но, к счастью, не срослось! Студии пришлось отменить съемки из-за обвала акций компании.
Права на картину остались у Мэнема Голана, и он решил самостоятельно основать киностудию 21st Century Film Corporation, и уже под ее эгидой выпустить злосчастный фильм про Человека-паука. Режиссером был назначен Стивен Херек («Зубастики»), сценарий вновь был переписан. Оптимизм Голана оказался чрезмерным, и в 1990 году фильм не вышел.
Поэтому в 1992 году к проекту решил присоединиться некий Джеймс Кэмерон.
Кэмерон — давний фанат Человека-паука, и с юных лет хотел поставить фильм про супергероя. Он уговорил студию Carolco заключить сделку с Мэнемом, и прислал им изначальный сценарий Ньюсома и Бранкато, который местами подкорректировал лично. Например, в его версии паутина супергероя была органической.
Собственно, в измененной версии сценария становилось больше битв, но общая идея оказывалась той же: Октавиус строил портал в параллельную вселенную, и из-за несчастного случая к нему приросли четыре механические конечности. Питер получил способности из-за того же взрыва.
В этой версии было важное отличие от канона — Бен Паркер погиб уже после приобретения племянником суперсил. Помощник Октавиуса случайно застрелил его, пытаясь найти в доме Паркеров данные, над которыми работал Питер в лаборатории.
Это приводит к столкновению Отто и Человека-паука, из которого Питер выходит проигравшим. У него не получается одолеть ученого, а Октавиус в лаборатории воссоздает запуск циклотрона, который открывает портал в другую вселенную. Судя по описанию, все выглядело бы в духе анимационного фильма «Через вселенные» — различные объекты в хаотичном порядке парят вокруг сражающихся Человека-паука и Доктора Осьминога. Паркер побеждал своего врага, а Отто затягивало в портал.
Из интересного — Лиз Аллен, которую Октавиус брал в заложники, узнавала личность Человека-паука.
Питера Паркера мог сыграть Майкл Бин, а Отто Октавиуса — Арнольд Шварценеггер или Лэнс Хенриксен. Но снова не срослось! Голан расторг соглашение с Carolco, узнав, что его не указали в рекламных материалах будущего фильма и подал в суд на студию. Кэмерон понимал, что все это закончится очень грустно, и решил взять ситуацию в свои руки. Он написал сорокасемистраничный питч, в котором предложил свою версию сценария будущего фильма про Человека-паука. Она заметно отличалась от всех предыдущих, включая ту, которую Джеймс редактировал для Carolco.
Кэмерон для всех проектов делает раскадровки ключевых сцен,. некоторые я использовал в статье. Посмотреть их все можно тут.
В версии Джеймса история начинается, когда Паркеру 17 лет. Его родители погибли в авиакатастрофе, он типичный «ботаник», девственник, не особо общителен, но без ума от Мэри Джейн Уотсон, с которой боится даже заговорить. Девушке встречается с атлетом, которого в версии Кэмерона звали Нэйтен Маккрири. Способности Питер получал довольно канонично — его кусал генномодифицированный паук при посещении лаборатории.
В питче описывается интересная сцена с психоделическим трипом Паркера, после которого он просыпался на вершине телевышки. Там Питер обнаруживал в руках каналы, из которых выделялась органическая паутина. В питче подробно описывается, как Паркер изучал новые способности, а затем решил на них заработать — он сам сшил костюм, выбрал прозвище и стал выступать на публике. Его даже в телешоу звали!
Конечно, это не могло остаться незамеченным другими сверхлюдьми. Один из них — Карлтон Стрэнд — заинтересовался Паркером. Когда-то он был простым преступником, но в результате несчастного случая получил мощнейший заряд электричества. Стрэнд обрел способности Электро из комиксов с несколькими нововведениями. Например, дотронувшись до телефона или компьютера, он мог считать с него всю информацию, а еще он мгновенно убивал людей при прикосновении.
Карлтон заработал состояние, воруя информацию, но остался одиноким — он не мог прикоснуться к другим людям, поэтому много времени проводил сам по себе, пытаясь найти других таких же, как он. Одного ему удалось найти: Бойд, обладающий способностями Песочного человека, когда-то был техником, но, подвергшись излучению, получил суперсилы. Теперь он работает на Карлтона. И Стрэнд, увидев Человека-паука по телевизору, заинтересовался им.
А Паркеру не очень везет с карьерой супергероя. Он злоупотребляет силой, из-за чего в СМИ его начинают считать злодеем, а полиция открыто выражает недовольство вмешательством Питера в свою работу. Бойд быстро находит Человека-паука и оставляет ему записку с приглашением к Карлтону.
Тут происходит ключевой момент в жизни Паркера — из-за его нежелания остановить грабителя погибает Бен Паркер. Питер осознает, что именно он виноват в произошедшем, а все из-за того, что он думал о деньгах, а не о том, как бы помочь окружающим. Паркер ловит грабителя и отдает его полиции, которая не в восторге от методов Паука.
Однажды супергерой спасает Мэри Джейн Уотсон от грабителей, и между ними завязывается роман. В питче даже есть весьма странная сцена их свидания на верхушке бруклинского моста, где подростки занимаются сексом.
Паркер все-таки навещает Стрэнда, и тот пытается убедить его начать работать на него. Питер отказывается, и Карлтон демонстрирует ему свои силы, атакуя Человека-паука энергией. Особняк Картлона почти уничтожен, но супергерой все же сбегает.
Стрэнд разворачивает еще большую компанию в СМИ против Человека-паука — теперь все настроены против него. Многие и вовсе его боятся. Однажды Питер преследует воров, и один из них пугается Паркера, из-за чего падает на землю с крыши и разбивается насмерть.
Бойд похищает Мэри Джейн, чем вынуждает Паркера прийти в назначенное Карлтоном место — на верхушку одной из башен-близнецов Всемирного торгового центра (питч был написан задолго до терактов 11 сентября). Там Питер сражался со злодеями, и оба негодяя погибали, обрушивая на Нью-Йорк денежный дождь. Перед смертью Карлтон видел лицо Паркера и понимал, что его победил еще школьник.
В финале фильма Мэри Джейн целовала Питера в знак благодарности за помощь с научным проектом и понимала, что он — Человек-паук.
Несмотря на ряд интересных находок, студия не одобрила подход Кэмерона к персонажу и не взяла питч в работу. Джеймс явно целился на взрослую аудиторию, а не на подростковую. Впрочем, это был лишь питч — полная версия так и не была написана. Она могла бы отличаться и быть дополнена необходимыми деталями.
Каст у фильма планировался интересный. В образе Питера Паркера видели Леонардо Ди Каприо, Мэй Паркер — Мэгги Смит, Джея Джоны Джеймсона — Ли Эрми, Карлтона Стрэнда — Лэнса Хенриксена, Мэри Джейн Уотсон — Робин Лайвли, Бойда — Майкла Бина.
В итоге Carolco обанкротилась, а студия Metro-Goldwyn-Mayer выкупила права на «Человека-паука» и все версии его сценария, включая Кэмерона. Дальше начался юридический ад — MGM подали в суд на Marvel Comics и 21st Century Company, чтобы все иные сделки по продаже прав оказались недействительными, а они были на стадии банкротства. Кэмерон попытался уговорить 20th Century Fox выкупить права на «Человека-паука», но студия ему отказала. Вы только представьте, какую франшизу они тогда потеряли!
В итоге после нескольких лет судебных исков все разрешилось самым парадоксальным образом. MGM отказалась от прав на «Паука» и желания снять фильм на основе сценария Кэмерона после того, так как Sony (Marvel Comics продали им права на франшизу) пригрозили снять фильм про Джеймса Бонда на основе сюжета Кевина Макклори (друг Яна Флеминга, который много лет назад выиграл право на экранизацию своей «Шаровой молнии»). В итоге студии просто обменялись франшизами — в 1999 году Sony получили Человека-паука, а MGM — Агента 007.
Уже в который раз стали переписывать сценарий. В этот раз наняли Дэвида Кеппа. Он заменил Электро и Песочного человека на Доктора Осьминога и Зеленого гоблина, а Сэм Рэйми, которого привлекли к постановке картины посчитал, что лучше оставить одного злодея. В итоге в его картине от сценария Джеймса Кэмерона почти ничего не осталось, и в титры Кэмерон не попал.
А вы бы хотели увидеть фильм в варианте Джеймса Кэмерона?
Источник