Осторожно, спойлеры!
Режиссером и соавтором сценария выступил Тодд Филлипс («Мальчишник в Вегасе», «Впритык», «Старски и Хатч»). Опыт Джордана Пила показал, что люди, работавшие прежде преимущественно над комедиями, способны сделать глубокую драму, поэтому к работе над «Джокером» и привлекли человека, прежде не снимавшего ничего подобного. Помогал Тодду Скотт Сильвер («Боец», «8 миля»).
Первое и самое важное, что стоит сказать о «Джокере» — в начале сценария есть ремарка о том, что действие картины происходит в своей вселенной. Она никак не связана с другими картинами или какими-либо проектами Warner Bros. Там же указан год, в который происходит действие — 1981.
В этот период в Америке были экономические проблемы, и в сценарии эта тема заметно исследуется. В Готэме, который в «Джокере» стал отражением США тех лет, заметное расслоение общества и разгул преступности. Дело доходит до абсурда — из-за недостатков финансирования закрываются различные компании, некому даже мусор с улиц вывозить.
Отдельной вселенной и объясняется смена актера — это не предыстория героев Джека Николсона, Хита Леджера или Джареда Лето. Это совершенно новое прочтение персонажа, в котором практически нет ничего от комиксов.
Это свой мир с реалистичным взглядом на печально известного готэмского клоуна. Это Джокер Хоакина Феникса.
Не ждите от «Джокера» попытки экранизировать «Убийственную шутку» или другие комиксы с представлением возможной предыстории клоуна. Эта история больше всего напоминает «Таксиста» Мартина Скорсезе. Недаром сам великий режиссер изначально был сопродюсером «Джокера».
Представьте себе Готэм с ярким контрастом между бедными районами, где улицы буквально завалены мусором, и блестящими богатыми для элиты. Главного героя зовут Артур Флек — в сценарии его на протяжении всех 119 страниц зовут именно «Джокером», хотя он им становится лишь в финале картины.
Флек зарабатывает на жизнь тем, что работает клоуном, но его мечта — стать стэндап-комиком. У него есть журнал, который он ведет по настоянию соцработника, выписывающего Артуру лекарства, и в нем Флек записывает шутки для будущего стэндапа. Он живет по принципу, который ему озвучила мама — «чтобы приносить радость и счастье в этот мир». Артур ходит на стэндап-вечера, изучает чужой опыт, хотя мама не считает его смешным.
Артур живет с психически нестабильной матерью Пенни Флек (ее играет Фрэнсис Конрой) и сам регулярно принимает лекарства. У него очень редкое заболевание, напоминающее синдром Туретта — периодически Артур испытывает неконтролируемые приступы смеха.
У него даже есть специальная карточка, на которой написаны извинения и пояснения, что он не контролирует свои приступы и они никак не связаны с кем-либо из окружающих его людей.
Показательно, что мама в сценарии постоянно зовет его «счастливчиком» (Happy), но он не считает, что был счастлив хотя бы один день в жизни. Настолько удручающе все вокруг него. Артуру катастрофически не везет — его не воспринимают всерьез, над ним постоянно издеваются, бьют и так далее. Жизнь Флека несчастна и полна унижений.
Единственное светлое пятно в его жизни — соседка Софи Дюмон (ее играет Зази Битц), воспитывающая пятилетнюю дочку. Артур влюблен в девушку, но не решается признаться в своих чувствах. Софи всегда добра к Флеку и в отличие от других относится к нему, как к человеку.
Есть в сценарии у Артура и личная драма. По сюжету Томас Уэйн (его играет Бретт Каллен) баллотируется в мэры, мать Джокера работала на него двенадцать лет экономкой. Она постоянно пишет ему письма. Артур даже пытался лично передать письмо Томасу Уэйну, но его к нему не пустили. Мать постоянно твердит, что Томас — хороший человек и поможет их семье, хотя все вокруг считают Уэйна «типичным злым богатеем».
Если вы думаете, что за образом Томаса стоит бэкграунд из комиксов, то вынужден разочаровать — его образ совершенно типичен. Это бизнесмен, которого заботит только своя семья, карьера, деньги — все остальное его не интересует. И в особенности проблемы простых людей. В сценарии Артур предстает не только добрым человеком в злом городе, но и безумно наивным. Например, его коллега-клоун обманывает его и дает ему револьвер. Из-за него впоследствии Флека увольняют, когда по случайности оружие замечают в детском госпитале, куда Артур приходит по работе.
Артур настолько подавлен своей бессмысленной жизнью, что близок к суициду. В сценарии есть эпизод, где подавленный Артур вставляет себе пальцы в рот, делая широкую улыбку. Он смотрит на нее в зеркало и плачет.
Однажды вечером Артур случайно вступается в метро за женщину, и трое брокеров с Уолл-Стрит его избивают. Всему виной припадок Артура — он не может контролировать свой смех, но они выводят его из себя, и Артур убивает всех троих из пистолета. При этом он в гриме клоуна, и свидетели запоминают образ «кровожадного клоуна, убивающего яппи в подземке».
Но переломный момент наступает гораздо позже. После тройного убийства Артур какое-то время живет прежней жизнью. Но закрывается программа, по которой Артур получал лекарства, его первый стэндап оказывается сорван из-за припадка смеха, а в городе люди поднимают волну протестов, используя образ клоуна, убившего трех парней с Уолл-стрит как символ. Они делают маски, похожие на него, и используют грим.
В сценарии есть интересный эпизод, где после убийства троих людей в метро Томаса Уэйна показывают по телевизору, и он говорит следующее «Какой трус мог сделать что-то настолько хладнокровное? Тот, кто скрывается за маской».
Это, конечно же, отсылка: его сын впоследствии будет прятаться под маской, сражаясь с преступностью.
В этот момент в сценарии появляется совершенно неуместный эпизод. Увидев письмо матери к Томасу Уэйну, Джокер решает, что он — его сын. У его матери был роман с Уэйном много лет назад. Он решает найти Томаса и получить ответ, правда ли это.
Возле поместья Уэйнов Джокер встречает Брюса Уэйна (его играет Данте Перрейра-Олсен), которому всего восемь лет. Он его смешит, а Альфред Пенниуорт (его играет Дуглас Ходж) прогоняет Флека, говоря, что его мать была душевнобольной. Он набрасывается на Альфреда, но останавливается при виде ужаса в глазах ребенка.
Вернувшись домой, Артур узнает, что его мать попала в больницу после визита детективов, желающих допросить Флека. И в момент, когда он максимально подавлен, Артур включает телевизор и видит, как телеведущий Мюррей Франклин (его играет Роберт Де Ниро, и это, кстати, отсылка к «Королю комедии» Скорсезе) показывает фрагменты неудачного стэндапа Артура и издевается над ним в своей передаче.
Но и в этот момент Артур остается собой. Он ставит себе цель — найти Томаса Уэйна. Флек надеется изменить свою жизнь.
С большим трудом ему удается встретить Томаса в туалете, где он узнает, что его мать действительно была душевнобольной и выдумала роман с Уэйном. Томас рассказывает, что Артур был усыновлен, а Пенни даже лечилась в местном варианте лечебницы Аркхэм. Он сильно бьет Артура и говорит больше не приближаться к его семье. И это, кстати, первая и последняя личная встреча Томаса и Артура в фильме.
Здесь, кстати, первая и, пожалуй, единственная пасхалка за весь сценарий. Доктора, который поставил диагноз Пенни Флек, звали Бенджамин Стоунер. Так звали персонажа комиксов DC, который действительно был главврачом лечебницы Аркхэм в 80-х. А еще он был известен как Anti-Fate и выступал противником Доктора Фэйта. Ничего связанного с магией в «Джокере нет, но пасхалка занятная. Впрочем, скорее всего, сценаристам просто понравилось звучное имя.
Артур отправляется в лечебницу и находит подтверждение словам Томаса. Он действительно не сын Пенни. Более того — «Артур Флек» не его настоящее имя. Настоящее — неизвестно. А мать в детстве сильно издевалась над сыном, о чем он забыл, но его психическое расстройство как раз из-за нее.
Пытаясь найти поддержку, он приходит к единственному человеку, который был с ним добр — к Софи, но Артур встречается ее с парнем, о котором она не говорила. Дюмон признается, что общалась с Флеком из жалости к нему — у нее не было к нему никаких чувств. Артур в сердцах говорит гадости ее дочери, после чего убегает.
Флек получает звонок от Мюррея Франклина, который зовет его гостем на свое шоу. Артур соглашается и навещает мать в госпитале.
Там он произносит фразу из трейлера «Я думал, что моя жизнь — трагедия, но теперь я понимаю, что это комедия» и душит свою мать подушкой.
И даже в этот момент он еще не становится Джокером. Артур присутствует на похоронах матери, после чего делает грим, который вы могли видеть в трейлерах, и в таком виде встречает своего коллегу, который подставил Флека, из-за чего тот был уволен и вообще получил револьвер. Артур убивает клоуна, после чего отправляется на шоу Мюррея Франклина.
Джокер встречает детективов и скрывается от них в толпе подражателей, кто вдохновлен его «борьбой» с богачами. Он убегает от них, и полицейский стреляет, убивая одного из протестующих, чем разжигает бунт. Скрывшись в нем, Артур доходит до студии.
Там он просит называть его «Джокер», потому что не считает «Артур Флек» своим настоящим именем, а другого он не знает. Джокер публично признается в убийствах в метро, говоря, что убил очень плохих людей. В этот момент шоу Мюррея смотря все, кто не на улице в гриме клоуна. И Джокер прямо в эфире убивает Франклина выстрелом из револьвера. После этого он просто уходит на улицы, где царит хаос.
При беспорядках на улице Томас, Марта и Брюс Уэйны возвращаются из кинотеатра, и в аллее на них нападает неизвестный, говоря кандидату в мэры: «Ты думаешь мы все чартовы клоуны?» На глазах у Брюса его родителей убивает неизвестный, создавая ребенку таким образом психическую травму, которая впоследствии приведет его к становлению Бэтменом. Это самый «вставной» эпизод фильма. В сценарии он выглядит так, словно его добавили в последний момент, чтобы глубже подвязать к лору Готэма.
Джокер не становится лидером протестов или чем-то подобным. Он попадает в лечебницу Аркхэм, где его пытаются вылечить. Раны на лице, которые он нанес себе сам, увеличивая улыбку, заживают, а Джокер просто смеется, отвечая на вопросы врача.
При чтении сценария у меня возникло ощущение, что к типичной драме о трудной жизни хорошего человека в озлобленном обществе в последний момент добавили Джокера, Томаса Уэйна, Готэм и вот это все, чтобы продать фильм подороже.
От комиксов тут нет вообще ничего. Я сомневаюсь, что задумка изначально была в том, чтобы смешать «Таксиста» с атмосферой Готэма, потому что все эти вкрапления комиксов DC выглядят незначительными для сюжета. Если убрать их и заменить «Джокера» на «Клоуна» в названии фильма, то для истории ничего не изменится. Это скажется лишь на сборах, поскольку подвязка к комиксам обеспечит больше внимания, чем очередная драма с Хоакином Фениксом.
В драматической составляющей фильма я не увидел ничего принципиального нового. Здесь действительно та же концепция, что и в «Таксисте», только герой страдает гораздо больше — на этом многократно сделан акцент в фильме.
Полагаю, Хоакин Феникс отлично изобразит все терзания Артура Флека — его старания уже можно увидеть в трейлере. Но это не отменяет того факта, что концепция «хороший человек сошел с ума из-за ужасного окружающего его общества» уже была прежде более наглядно исследована в картине (или даже картинах) Скорсезе.
Постепенное падение Артура в картине выглядит максимально логичным. Он много раз совершает тяжелые поступки, которые сломали бы более слабых людей, но Флек держится до конца… но все-таки не выдерживает. И путь к принятию себя Джокером выглядит хорошо. В нем нет ничего нового, но любители драм с уклоном в рефлексию героя останутся довольны — фильм целиком посвящен этому.
Экшен-сцен нет, кроме пары драк и нескольких перестрелок, нет эпика, нет типичных для супергеройских фильмов формул — Джокер здесь не герой и не злодей. Даже вся линия с протестом, который он по случайности поднял в фильме, нужна по большей части для аллегорий на текущее состояние США.
Сложно сказать, как публика примет «Джокера». Фанаты комиксов останутся недовольны, а те, кто ждал серьезного кино с глубокой драмой, должны оценить картину за ее попытку «перезагрузки» классики и различные отсылки к творчеству Скорсезе. Лично я скорее разочарован, потому что ждал чего-то в духе «Убийственно шутки», пусть и без Бэтмена, но с попыткой исследования именно Джокера.
Фильм же посвящен Артуру Флеку. И его трансформация не дает зрителю безумного клоуна — она дает лишь рассказ о затравленном человеке, который не смог выстоять до конца. Это совершенно другая история.
Источник