22 мая завершился 69-й Каннский кинофестиваль. Победителем стал фильм «Я, Дэниэл Блейк», остросоциальная драма от Кена Лоуча о рабочем в поисках справедливости. Но помимо него в конкурсе и вне его публике показали десятки картин, некоторые из которых стоит ждать и в украинском прокате. oKino.ua выбрало семь фильмов, вызвавших наибольший интерес на фестивале.
Патерсон
реж. Джим Джармуш
На нынешнем Каннском кинофестивале показали сразу два фильма Джима Джармуша. Вне конкурса — документалку «Gimme Danger» о группе The Stooges, в конкурсе — трогательную мелодраму «Патерсон». Последний фильм уже называют лучшей работой режиссера со времен «Мертвеца». В картине рассказывается о молодом поэте Патерсоне (Адам Драйвер), живущем в городке с таким же названием. Он совсем не задумывается об этом сходстве, днями водит автобус, а на досуге сочиняет странные стихотворения о коробке спичек или бокале пива, похожие на поэзию битников. На их создание его вдохновляет молодая жена (звезда дебютного фильма Луи Гарреля «Друзья» — Голшифте Фарахани) и окружающая действительность. Как отметил один из критиков, именно так Джармуш и создает очень нежный и поэтический фильм о любви и простоте.
Тони Эрдманн
реж. Марен Аде
Имя Марен Аде вряд ли что-то скажет рядовому зрителю. Хотя в фестивальном мире она уже известна давно — сначала как режиссер (два ее предыдущих фильм успели получить призы в Санденсе и на Берлинале), а затем еще и как продюсер (в том числе и работ модного португальца Мигеля Гомеша). «Тони Эрдманн» в Каннах получил одну из высших оценок в опросе критиков и целую череду хвалебных отзывов. Это странная комедия об отношениях взрослой дочери и ее сумасбродного отца, решившего навестить ее Бухаресте, где девушка работает в филиале немецкой компании. Увидев ее размеренную жизнь, мужчина не находит ничего лучше как придумать себе альтер-эго по имени Тони Эрдманн и организовать целую череду безумных розыгрышей.
Светская жизнь
реж. Вуди Аллен
Фильм-открытие Каннского кинофестиваля, снятый 80-летним американским классиком Вуди Алленом. На старости лет Аллен, похоже, решил снимать по фильму в год и таким образом продлевать себе жизнь. Как и все последние картины режиссера, «Светская жизнь» — это ироничная комедия о прелестях жизни и о том, что нужно радоваться каждому ее мгновению. По сюжету, молодой человек приезжает в Голливуд 1930-х годов с целью добиться здесь успеха. На деле все довольно быстро выходит из-под контроля, и юного мечтателя ожидает как множество открытий, так и мелких неприятностей. Одного из дельцов в фильме играет Стив Карелл (изначально Аллен хотел пригласить Брюса Уиллиса), а возлюбленную героя — Кристен Стюарт. Сам фильм был призван задать настроение фестивалю, получил довольно неплохую прессу и уже совсем скоро выйдет в мировой прокат.
Это всего лишь конец света
реж. Ксавье Долан
Ксавье Долан — квебекский хипстер, киновундеркинд и просто один из самых модных фестивальных режиссеров современности. К своим 27 годам он успел снять уже шесть фильмов (пять из которых показывали в Каннах) и разделить два года назад Гран-при фестиваля с самим Жан-Люком Годаром. «Это всего лишь конец света» — самая звездная работа Долана, помимо Гаспара Ульеля и Леа Сейду, в ней сыграли Венсан Кассель, Марион Котийяр и Натали Бай. По сюжету же — это семейная драма о молодом писателе, который возвращается в домой, чтобы сообщить семье о своей болезни. Сделать это, правда, оказывается не так уж и просто. Забавно, что во Франции фильм уже успели сравнить с работами местных любимцев — Франсуа Озона и Арно Деплешена. Любовь к первому Долан, впрочем, никогда и не отрицал.
Неоновый демон
реж. Николас Виндинг Рефн
Рефн — любимец Канн, чьи фильмы из раза в раз вызывают, мягко говоря, не самую однозначную реакцию. В 2011 году его «Драйв» получил приз за режиссуру, а показанная два года спустя картина «Только Бог простит» была освистана прессой. В его новой работе также хватает эффектных сцен, ярких цветов и эстетизации насилия. Плюс, она также разделил публику на два лагеря. По сюжету, юная модель (Эль Фаннинг) приезжает в Лос-Анджелес и тут же становится целью преследования одержимых красотой женщин, готовых на все, чтобы заполучить ее молодость и силу. По жанру это хоррор, а главных звезд играет уже успевшая поработать с режиссером актриса Кристина Хендрикс и Киану Ривз.
Она
реж. Пол Верховен
Новая работа голландского мэтра, который в свое время успел покорить Голливуд фильмами «Робокоп» и «Основной инстинкт», а затем также легко стать в нем персоной нон-грата за такие картины, как «Шоугелз» и «Звездный десант». «Она» — это первый для режиссера фильм на французском языке и экранизация романа Филиппа Джиана «О». Главная героиня (Изабель Юппер) приходит в себя на полу кухни после изнасилования и решает отомстить своему обидчику. Так между ними завязывается опасная игра, в которой в ход идут все средства. По-хорошему, здесь можно найти отсылки к «Основному инстинкту», но в остальном — это, скорее, очередной хитрый режиссерский пазл, придуманный для того, чтобы подразнить своего зрителя.
Большой и добрый великан
реж. Стивен Спилберг
Ни для кого не секрет, что Спилберг — это большой ребенок, и съемки кино для него — прежде всего, возможность воплотить в жизнь все свои мечты и фантазии. В каждом его фильме всегда находится место семейным ценностям, гуманизму и сказке для детей всех возрастов. «Большой и добрый великан», снятый по книги Роальда Даля, — это рассказ о дружбе хорошего великана и юной сиротки. Великан забирает ее из приюта и вместе они отправляются в приключение, цель которого рассказать английской королеве о существовании злых великанов. Для самого Спилберга это был первый фильм в Каннах, начиная с 1982 года, когда на Лазурном побережье показали его «Инопланетянина». И весьма символично, что сценарий к нему опять-таки написала Мелисса Мэтисон, работавшая с режиссером еще 34 года назад.