Ты кто по жизни?
Российский кинематограф – странное дело. Уже который год вокруг слышны разговоры, что кино в России упало ниже плинтуса, снимают только ради лёгких денег и даже не стараются, а Фонд Кино спонсирует только откаты и даже не краснее. Но, что удивительно, поток отечественных фильмов не то, что не затухает, а, наоборот, растёт. Притом попадаются и правда неплохие экземпляры. Например, диснеевский «Последний Богатырь» или излюбленные нашими киноделами многочисленные байопики. Фильмы, снятые в регионах без посторонней помощи выходят на международные кинофестивали.
Хотим мы этого или нет, 90-ые – неотъемлемая часть нашей истории (а, возможно, и культуры). Развал Союза, повсеместная «прихватизация», тотальная инфляция, военные конфликты… Прошло почти двадцать лет, а отголоски тех времён до сих пор эхом раздаются на окраинах России. В некоторых регионах по-прежнему нет работы, досуга, благ, к которым привык современный человек.
Кто такой Витька Чеснок? Обычное быдло. С утра до ночи вкалывает на заводе, а по вечерам бухает с друзьями. Ходит в дешёвом спортивном костюме и вызывающе ярких кроссовках. К тому же он не прочь и подраться. Так, ради забавы.
Но вдруг заявляется его отец, Лёха Штырь. Зек, бросивший семью, когда Витька ещё был ребёнком, а ныне беспомощный инвалид, требующий постоянного ухода. Зато с жильём.
И, казалось бы, все герои картины – моральные уроды, и вызывают лишь антипатию. Но это не так. Они – дети своей среды обитания. Ростки, любовно взращенные девяностыми, прячущиеся за звериной маской грубости и жестокости.
Отношение между отцом и сыном, конечно же, натянуты. Витька старается избавиться от Лёхи как можно скорее, порой относясь к нему как к скоту. Но это и неудивительно. Но постепенно за злобой героя можно заметить боль утраты. Он ведь тоже хотел иметь нормальную семью, как все.
И фильм показывает героев именно такими. Не карикатурными уродами из «Горько», не беспомощными алкашами, как в «Левиафане» (уж простите меня за такие сравнения, но примеры для всех понятные и наглядные). А именно людьми в волчьих шкурах. Со своими целями и страхами. С моральными принципами. И берёт меня какая-то странная, больная ностальгия. Нет, я не хочу возвращения тех времён. Но было в какой-то степени даже приятно ещё раз посмотреть туда, назад, со стороны.
Я помню. И пьяные семейные ссоры, когда жена в сотый раз клянётся бросить своего мужа. И драки после сельских дискотек, где парни в лучшем случае недосчитывались лишь зубов. И алкоголиков, шляющихся по улицам в поисках приключений.
Но в то же время и надеюсь, что это отдаётся в памяти только у меня. Ведь с той меланхоличной ностальгией пришла и горечь. Такого быть не должно. Но так было.
Фильм не восхваляет образ жизни героев, поведение. Но и не осуждает. Он лишь отражает то, что осталось далеко в прошлом.
Источник: DTF