Саунд-дизайн и эмоциональный роллеркоастер.
Серия Touhou по праву считается одной из самых музыкальных франшиз, о чём уже было рассказано в предыдущей публикации. Бесхитростные видеоигры, выпускаемые ZUN’ом, одновременно можно рассматривать и как музыкальные альбомы (тем более их саундтрек отдельно никогда не выпускался): тема меню — чередование музыкальных тем уровней и боссов — концовка и титры — обычно это 17-20 треков. В стрелялке нет места хитрому саунд-дизайну, однако эти «альбомы» имеют огромную аудиторию, и когда говорят о музыке Touhou — имеют ввиду музыку ZUN’а. Может дело в том, что ZUN’у удалось уловить дух японской популярной музыки своего детства (а самые внимательные заметили, как он иногда её беззастенчиво цитирует), может дело в его собственном уникальном стиле.
Однако у серии есть и другая сторона, не то чтобы недооценённая, но куда более обделённая вниманием. Летом 2003 года, когда ZUN продавал диски своей второй игры для Windows — Perfect Cherry Blossom — на Комикете, за соседним столиком располагался кружок Twilight Frontier — группа додзин-разработчиков файтингов и аркад. Они выказали свой интерес к его работе, и здесь зародился творческий тандем, в котором Twilight Frontier создавали файтинги в сеттинге Touhou, а ZUN был сценаристом. Саундтрек этих игр во многом старается имитировать ZUN’а (а раньше из-за недостатка сведений многие и считали его единственным композитором), но сам по себе звучит иначе, с живыми инструментами. И я, привыкший к электронному звуку, никак не мог оценить столь радикальные изменения. Серьёзно, скрипка? В файтинге? Уже сейчас я знаю, что японцы не ограничивают себя в экспериментах, когда дело касается саундтрека, но сперва такое было мне в новинку.
Уже через годы, приноровившись к необычной системе игры, я в конце концов смог пройти её сценарий, и эмоциональный эффект от этого свершения не даёт мне покоя до сих пор.
После очередного прослушивания эмоционально затрагивающих меня треков я осознал, что музыкальная команда Twilight Frontier подошла к своей работе с гораздо большей кропотливостью, серьёзностью и любовью, чем я мог бы сперва подумать. Мне бы хотелось озвучить не только собственные впечатления, но и указать на приёмы, используемые Twilight Frontier в области саунд-дизайна.
Композитор большей части саундтрека SWR — Уни Акияма (U2 Akiyama), на скрипке играл NKZ (написавший значительную часть саундтрека предыдущей игры — IaMP), на виолончели играл Eriya Arai, записывавший так же музыку для Umineko; а на электрогитаре один раз (зато как!) сыграл Naoji.
Сюжет Scarlet Weather Rhapsody завязан вокруг инцидента с хаотично меняющейся погодой, локализованной в отдельных местах, в самый разгар лета, и землетрясения, разрушившего храм. Заглавная тема игры начинает играть во время интро, нагнетая мистическую атмосферу, а затем, точно в момент перехода в главное меню, резко переходит в лейтмотив, который будет преследовать игрока на протяжении всего режима сценария.
Говоря «постоянно», я имею ввиду именно это. Кому-то такой подход может показаться несколько ленивым, но эта мелодия используется в каждой теме диалогов перед боем. Это придаёт всему звуковому оформлению игры целостность, однако отнюдь не делает его однообразным — разброс жанров и разница в звучании не перестаёт удивлять. Долгое время я даже не догадывался о том, что этот лейтмотив везде соблюдается, пока нарочно не переслушал каждый трек.
Лейтмотив не покидает игрока, начиная путь от сонного храма в лучах солнца под Daily Repose, и продолжая в лесу под Argue For and Against.
Путешествуя в поисках улик в горах, игрок слышит Beautiful Nature Sight, где название передаёт сопутствующие впечатления. В иных сценариях звучит Swing a Fish to Drive Away Flies и даже моя любимая Drunk As I Like, настолько самобытная, что я бы не заметил лейтмотив, если бы мне не сказали.
Пусть с общим мотивом, каждый трек использует свой набор инструментов, играется в собственном темпе и выражает собственное настроение. Особо из ряда выходит трек Free and Easy, начинающийся на испанский мотив и продолжающийся на аккордеоне. Стоит отметить, что такой подход с общей мелодией используется и в других играх Twilight Frontier.
Темы разговоров перед боем, само собой, спокойные и лёгкие, и пора уже перейти к более горячей части саундтрека — темам самого боя.
Говоря о испанском стиле, я понятия не имею, почему Ridiculous Game звучит именно так, но хоть можно подумать, что боевая тема в манере фламенко совершенно неуместна, я ведь уже говорил про эксперименты? На поверку трек отлично подошёл к бою с быстрым и темпераментным противником.
Одна из самых интересных, быстрых, напряжённых и драйвовых тем в игре — The Ground’s Color is Yellow (не спрашивайте о названии, я не знаю), и возможно одна из самых недооценённых — именно от неё у меня возник вопрос «скрипка? WTF». Возможно, тогда лишь скрипка меня от неё и отпугнула, но ритмичная бас-линия и общий Touhou-стиль компенсируют специфический инструмент. В конце концов, если многим не зайдёт скрипка, почему бы её не ре-аранжировать? И Twilight Frontier это сделали — в Touhou 15.5 первой же боевой темой включается рок-версия этой мелодии, выбивая слезу ностальгии у фанов. Надеюсь, благодаря этому мелодия получит заслуженное признание.
Вторая основная боевая тема — Fragrant Plants, не уступающая в ритмичности от первой. В игре она динамично и плавно переходит в более лёгкий трек с той же мелодией — Dancing Water Spray, когда игрок с оппонентом, не прерывая разговор посреди накала боя, перемещаются от леса к реке.
Все эти мелодии играют, когда игрок ищет улики и бьёт всех в округе, пока вновь не возвращается на «сюжетный рут» на последних двух боссах, где Уни Акияма выкладывается на полную в своих предбоевых темах, а темы нововведённых в игру персонажей написаны уже ZUN’ом. Именно здесь находится точка кульминации как всей игры, так и саундтрека.
Расследование погодного инцидента приводит героинь на вершину высочайшей горы, откуда они, не мудрствуя лукаво и благодаря способности летать, решают подниматься выше, прямо сквозь грозовые облака. Я предлагаю вам оценить чувство подъёма и полёта.
Честно говоря, мне трудно прокомментировать мелодию Ику Нагаэ, где сильная ритмичная гитара переходит в некий уносящий вдаль мотив, но думаю что для антропоморфной бьющей током рыбы, парящей над облаками, лучшего мотива не придумать.
Стоит разве упомянуть, что из-за жеста с поднятым пальцем её стали ассоциировать с диско, отсюда и множество танцевальных аранжировок на эту тему.
Одержав над ней победу, и получив финальное направление — ещё выше, прямо в парящий над облаками своеобразный «рай», летучий остров, который ZUN сравнивал с Лапутой.
Поднявшись над облаками и попав в обитель небожителей, игрок лицезреет раскрывшийся перед ним сказочный простор. Следующая мелодия неоднократно выбивала из меня слёзы и заставила влюбиться в игру и её саундтрек раз и навсегда, столько в ней заложено фентезийной красоты и так удачно она звучит в нужном месте в нужное время, и прямо во время разговора с финальным боссом. Здесь основной мотив игры Уни Акиямы пересекается со стилем ZUN’а с громкими синтезированными «кричащими» трубами, которые играют в Touhou в кульминационные моменты.
После того, как игрок подышит райским воздухом и познакомится с виновницей инцидента — небожительницей Тенши Хинанави, ему придётся разобраться с ней. И это не будет легко, ведь инцидент так просто не устроить — она способна пользоваться сразу двумя сортами сверхоружия — камнями, вызывающими землетрясения и мечом, вбирающим в себя энергию ци живых существ, затем воплощая их в погоде (это неважно, важно знать, что он просто стреляет ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ лазером).
Долгое время я игнорировал и саму игру, и персонажа-ласт босса и её мелодию, но самостоятельно добравшись сюда, и прочувствовав весь контекст игры и саундтрека, я понял, что возможно это одна из лучших финальных мелодий в серии. Она идеально подходит, и даже многократно раскрывает персонажа. Начинаясь угрожающе, намекая на связь Тенши с землетрясениями и катаклизмами, она продолжается в казуальной манере, передавая игривый и безрассудный характер персонажа, затем настроение сменяется на величественное и пафос продолжает расти, затем кульминирует и разряжается в красивый мелодичный проигрыш, сравнимый с темой перед боем. Ближе к финалу в одном темпе (очень быстро!) рядом с ударными начинает играть пианино, подогревая впечатление финала игры.
В конце концов, надеясь на скорую победу, игрок добивает Тенши, лишь для того, чтобы услышать тему финальной атаки — действительной кульминации игры. В этот момент Тенши буквально вышвыривает игрока в стратосферу. По сути это продолжение предыдущей темы (или даже двух предыдущих тем). Испытать это в игре — бесценно.
Затем весь этот невероятный эмоциональный накал наконец спадает и играет буквально убаюкивающая вечерняя тема концовки.
Итог сценарию подводит красивейшая инструментальная мелодия титров. Со всё тем же лейтмотивом.
На бонусном диске прикладывается версия с виолончелью.
Всё это составляет собственный музыкальный орнамент Scarlet Weather Rhapsody, но саундтрек на этом не заканчивается — как и во всех играх, здесь присутствует аранжировки старых тем привычных персонажей, которые играют в аркадном или VS режиме или в отдельных сценариях. Это и реаранжировка старых, фактически чиптюновых тем с PC-98 Mystic Oriental Love Consultation и уже упомянутый выше Vessel of Stars ~ Casket of Star на электрогитаре, и знаменитая Flowering Night, сыгранная здесь на скрипке и виолончели (элегантная горничная же!), и несравненно вальяжная тема Алисы The Doll Maker of Bucuresti, и очень милая (absolutely moe) мелодия Ёму на аккордеоне, и академично-оркестровая тема волшебницы Пачули. С одной стороны там есть лёгкая джазовая версия Border of Life (мелодия совсем мёртвой девочки-призрака, да ну?), с другой стороны, вампирский септет, основанный на восьмой сонате Бетховена, не изменяет себе в стилистике. Угнетающая и уносящая вдаль «сумеречная» мелодия Юкари из IaMP получает до абсурдного лёгкую аранжировку. «Фестивальная» тема диалога перед финальным боссом IaMP — Суйки — становится её собственной темой: впервые за всю франшизу темой персонажа стала мелодия, написанная не ZUN’ом, а Уни Акиямой. Эта мелодия — Broken Moon — считается самой популярной мелодией композитора вообще, и одной из лучшей в серии, и многие признают, что одной этой мелодией передаётся дух Генсокё — мира и сеттинга Touhou. И конечно, по ней существуют потрясающие фолк-аранжировки.
Грузящая мелодия Рейсен, что должна символизировать безумие, передана здесь в заводном варианте электронного рока, Wind God Girl самодовольной журналистки Аи предоставлен, опять же, в джазовой интерпретации, а аккордеон внезапно подходит легкомысленному психопомпу — Комачи. В качестве бонуса на диске даются аранжировки новых мелодий ZUN’а в обработке Акиямы — рок вариант Crimson in the Black Sea и джаз-обработка темы Тенши. Последнее оказалось настолько удачным, что другая джаз-аранжировка этой темы от Tokyo Active NEETs вошла в недавнюю Touhou 15.5, где Тенши появилась в качестве играбельного персонажа.
Подводя итоги, можно сказать что Уни Акияма (как и многие японские композиторы, что вообще неудивительно) во многом вдохновлён западной музыкой, в частности южно-европейскими мотивами (испанскими? итальянскими?), также в саундреке очень много синтеза джаза и электронной музыки, часто используется аккордеон и скрипка, достаточно сильно проявляется особый электронный стиль Touhou, изобретённый ZUN’ом, но при этом у Акиямы прослеживается собственный стиль, что заметно и в новых играх Twilight Frontier.
Было бы наивно перечислить всё множество дисков с аранжировками SWR, но я навскидку вспомню альбом Hisouten no Oto замечательного инструментального кружка foxfactory, а некоторые треки SWR отлично аранжированы на концепт-мюзикл альбоме IOSYS Touhou Bubbling Underground.
Лейтмотив SWR продолжился и в аддоне к игре — Touhou Hisoutensoku, где он сыгран, под стать интерфейсу игры, в эдаком стимпанковом стиле. Но это уже другая история.
Источник: DTF