После 20 лет пека-боярства я думал, что в мире игр меня уже ничем не удивить — ни с позитивной стороны, ни с негативной, я видел все. Видел эпичные баны персонажей в БК образца 2003 года, когда люди теряли сотни тысяч евро, я играл в Eve online, где из-за лага сервера ты дропал 2 дня фарма, я даже участвовал в запуске Warhammer online и хорошо представляю, какой ад происходит «под капотом» во время выкатки новых патчей.
Но Escape from Tarkov смогла удивить даже такого, казалось бы, подготовленного игрока, причем настолько, что я впервые в жизни решил зафиксировать ситуацию на публичном ресурсе (т.е. исчерпал все способы решить проблему иным способом).
Начать стоит с 2015 года, когда BSG выпустили первый трейлер своего проекта, после которого я был уже морально готов занести бабло, чтобы пощупать игру руками. Однако на тот момент ценник для доступа в альфу был 5000 рублей, что в условиях отсутствующего рефанда я расценил как крайне сомнительную инвестицию, и отложил затею до лучших времен. Время шло, за проектом я не следил, но отметил его переход в следующую стадию тестирования (2018 год), когда ценник снизился до 1600 рублей.
Однако к этому моменту я уже начал сомневаться в адекватности разработчиков, т.к. по основным игровым медиа то тут, то там мелькала информация о каких-то банах аккаунтов, с которых делался видео-контент, о сомнительном техническом состоянии проекта, о нежелании разработчиков идти на контакт и банах на форуме и, наконец, о ничтожном количестве контента в игре, которое выглядело особенно контрастно на фоне озвученных наполеоновских планов BSG.
Бонусом отметил для себя невероятную PR-активность разработчиков — в 2017 году они пригласили в офис Дмитрия Пучкова (потрясающе унылое интервью, где Буянов обещает релиз через год), заключили партнерства с различными производителями снаряжения (wartech, валдай) — словом, делали вид, что все идет как по маслу, хотя проект находился лишь на этапе бета-тестирования.
Короче говоря, решил я тогда раньше релиза (если он вообще будет) не вписываться, очень уж скверно все это пахло.
И вот черт меня дернул вспомнить про это сомнительное творение — в 2020 наткнулся на статью, в которой автор описывает состояние беты, отмечает сильные стороны проекта и некоторые геймдизайнерские проблемы. Скриншоты и упоминания о проработанных деталях, которые не встречаются в других играх, сделали свое дело, и я решил попробовать Тарков самостоятельно. Однако описанные проблемы с FPS и отсутствие рефанда все равно пугали, поэтому я начал «искать вариантики».
И очень быстро нашел — в сети существует проект с открытым исходным кодом эмулятора сервера для Таркова. Используя оригинальный клиент, вы подключаетесь к запущенному на своей машине инстансу сервера и гоняете ботов по таможне, не боясь что-то потерять (кол-во денег управляется через конфигурацию сервера). Когда я запустил игру в первый раз и заспавнился на локации Берег, у меня натурально отпала челюсть — достоверность проработки домиков в деревне (в том числе и их интерьеров) вызывала уважение. Чем дольше я бродил по карте, тем лучше понимал, что вот оно — тут я потеряю немало часов и получу уйму удовольствия. Проработка оружия и все это ган-порно с модификацией ресиверов, установкой планок пикатинни/вивера, компоновкой магазинов из разных боеприпасов — я был в полнейшем восторге. FPS на 1060gtx оказался вполне терпимым, несмотря даже на 1440p, стоило лишь чуть поэкспериментировать с настройками. Сама локация стала моей любимой из-за внушительных размеров и логичности расположения объектов на карте. Короче, эмулятор сервера продал мне игру где-то за 2 часа.
Чуть разобравшись с механиками и понимая, что у меня нет времени на полноценное задротство (которое было мне свойственно лет 10 назад), я в своем эмоциональном порыве тыкнул в Edge of Darkness Edition, которое убирает мелкие неудобства вроде маленького схрона/контейнера. Слегка ошалев от европейской цены (109.99€), я было засомневался, но быстро успокоил себя («ну в крайнем случае подожду годик, пока допилят») и совершил покупку.Какой же я был дурак.
Далее я мог бы рассказать про некоторые интересные сетевые проблемы, которые не решаются еще со времен альфы и приводят к фулл-дропу (de-sync), про новые патчи, которые ломают старые фиксы и/или добавляют новых багов, про засилие читеров, про абсолютное отсутствие баланса (теплаки) и наглухо сломанную экономику (барахолка), но это все фигня. Я знал, на что иду, и был морально готов.
Однако Тарков подготовил для меня сюрпризец.
Наиграв примерно неделю, однажды вечером получаю письмо счастья с короткой заметкой, что я забанен за нарушение пункта 4 пользовательского соглашения. «Ну, фигня какая-то! Наверное, ошибка — сейчас напишу в поддержку, и все разрулят», — припомнил я прошлый опыт из Eve online, где меня тоже один раз забанили по ошибке и разбанили в течении 20 часов.
Захожу в личный кабинет на сайте, нахожу тикетницу для заявок в службу поддержки, пишу эмоциональное сообщение с требованием объяснить причину бана. Выхожу покурить, и меньше чем за 2 минуты получаю ответ на мыло — «у вас новый ответ на вашу заявку». Открываю, а там ответ от бота с той же самой формулировкой, что была в письме с баном. Смотрю на тикет — он автоматически закрыт.
Я думаю, большинство читателей уже поняли, что все мои дальнейшие попытки не то что получить разбан, а хотя бы основания для бана или какие-то разъяснения, закончились на этой стене из бота с авто-ответом и авто-закрытием тикета. Пробовал писать на мыло — полный игнор. Все, у меня больше нет игры за 110 евро, и я даже не знаю, почему. Естественно, я вычитал вдоль и поперек пункт 4 и остальные соглашения, но это меня ни к чему не привело. Возможно, моя спекуляция на барахолке является противозаконной с точки зрения разработчиков игры, возможно, наличие следов эмулятора сервера подрывает их моральные устои, возможно, использование nvidia freestyle дает мне нечестное и качественное преимущество в игре, — я не знаю и не могу узнать.
Мне в целом пофигу на эти 110 евро — да, сумма большая, но я заработаю еще. Дело в другом — меня очень задело отношение BSG к своему клиенту. Молчание и игнор не очень хорошо работают в бизнесе. Я в первую очередь клиент, который оплатил продукт, после чего потерял этот продукт по воле продавца/разработчика. Без объяснения причин, без доказательств, без диалога, в конце концов.
Это русский бизнес in a nutshell. Будьте внимательны и не тратьте время/деньги на плохие игры 🙂