…в игре-головоломке A Monster’s Expedition.
Игру я заприметил благодаря статье дружища Варга, и тут же незамедлительно скачал фестивальную демку. Вроде игра показалась неплохой, но терзали сомнения, что можно сделать с такими простыми механиками?
Механики
А их всего ничего: можно срубить дерево, подвинуть получившееся бревно в воду и пройти по свежесделанному мостику на следующий остров — и всё!
Конечно, даже обычные сокобаны — игры не из лёгких, но хотелось чего-то нового. Решив пару десятков островов, я уже было расстроился, что игра слишком казуальная (как я ошибался!). И тут постепенно я начал понимать, что игра-то не просто сокобан, а метроидвания знаний!
Что за зверь такой — метроидвания знаний?
Ну, на самом деле, я придумал этот термин 😐. И мне хотелось бы, чтобы он получил распространение.
Метроидвания знаний — это тип механики, при котором игрок получает новые возможности прохождения не благодаря способностям персонажа, а благодаря мозгам игрока.
Наверное, самый известный пример — игра The Witness, которую можно «пройти» за 5 минут, если знать ключевую механику, а почти вся игра — это обучение и закрепление механик вспомогательных.
Supraland может похвастаться смешанными механиками метроидваний: вы получаете новые способности по ходу игры, но полный их потенциал скорее всего раскроете только в конце игры.
В каком-то смысле Baba is You тоже входит в эту категорию: «финальный» (ха-ха!) уровень открыт почти с самого начала, но сложно разобраться во всём этом обилии правил самостоятельно.
Судя по увиденному в альфе Rogue Legacy 2, то она тоже будет в себе сочетать элементы как метроидвании способностей, так и метроидвании знаний.
Короче, молодое перспективное развивающееся направление.
Обучение современного типа
Но вернёмся к игре. Обучая механикам, игра не пишет текстом, что нужно сделать, как древние игры, а ставит игрока в безвыходную ситуацию, в которой игрок должен подумать: «А что если?..». (Я с радостью отмечаю, что это становится стандартом в головоломках.)
Весь мир разбит на зоны, каждая их которых посвящена одному из развитий механик. Нам дают десяток островов, чтобы эта механика прямо въелась в подкорку, чтобы намётанный глаз сразу увидел решение в будущем. Благодаря такому подходу, даже сложные уровни в конце становятся понятными, когда часть действий уже делается механически.
Многие зоны имеют альтернативные пути, и если вы не знаете, как пройти по одной дороге, всегда есть другая. Где-то в середине игра идёт вразнос, давая вам кучу небольших зон — играй-учись как хочешь.
Чтобы дать отдохнуть игроку, некоторые острова содержат экспонаты из человеческого мира, которым монстры попытались дать описания. Лёгкий юмор отлично дополняет игру; благо, весь текст переведён на русский язык.
Как и все хорошие современные головоломки, A Monster’s Expedition старается не тратить время игрока и даёт клавиши для отката шага (Z) и быстрого рестарта уровня (R). А для быстрого перемещения используются почтовые ящики. Карта заботливо отмечает места, где вы не прошли основные головоломки или где забыли посмотреть экспонаты.
Простая, но приятная графика и ненапряжная фоновая музыка завершают образ великолепной игры.
Энд-гейм
Как это сейчас принято в метроидваниях, после окончания игры можно вновь попутешествовать по миру. К своему удивлению, я обнаружил, что значительная часть карты закрыта туманом неизвестности. Ну что ж, игра, вызов принят! Теперь каждый новый остров — это победа, вырванная у игры интенсивным шевелением мозгов.
В заключение…
Игра сейчас (до 17-го сентября) продаётся в Стиме со релизной скидкой 10%. Игра выглядит полностью отполированной, так что бояться нечего. Любите головоломки — не пожалеете.
Я сам брал набор игр (скидка 66%), ибо у меня был Sokobond, и цена за три игры была как за одну 🙂