Поймал себя на мысли, что за последние несколько лет не смотрел ни один российский фильм, на которые BadComedian делал обзоры. И если среди них есть картины, которые я в любом случае обошел бы стороной (условный «Каха» или очередные «Ёлки»), то как быть с блокбастерами вроде «Союза Спасения», «Притяжения» или «Движения вверх»? Ни один из них я не смотрел, зато исправно смотрел обзоры Баженова. Но так ли эти фильмы ужасны, как об этом говорит Евгений? Настолько ли плохой была экранизация лукьяненского «Черновика»? Не превратился ли я в одного из «баженовских хомячков», не способных составить собственное мнение после просмотра кино?
С такими мыслями я и решил провести эксперимент: выбрал два российских фильма, которые не собирался смотреть, попадающие под все формальные критерии, чтобы стать объектом очередного обзора от BadComedian. И сходил на них в кино, для того чтобы понять, насколько субъективное восприятие российского мейнстрим-кинематографа с большого экрана будет отличаться от того, что я слышу в обзорах Евгения. Разумеется, тут много допусков: не факт, что на эти фильмы BadComedian собирается делать обзоры и не факт, что эти фильмы настолько плохи (по его мнению), что вообще заслуживают обзора. Сравнение like to like делать невозможно, но мы примерно понимаем какие претензии к авторам Евгений предъявляет из раза в раз, поэтому постараемся, пусть и сумбурно, пройтись по этим пунктам. Сразу оговорюсь: текст ниже – это не рецензии на упомянутые фильмы. Это попытка сравнить ощущения от «просмотра» российского мейнстрим-кино в обзорах на Ютубе и сидя в кинотеатре.
Итак, два фильма, которые были выбраны для просмотра в кинотеатре:
Чемпион мира (2021)
Очередная большая спортивная драма про события 70-х годов, на постерах гордо значится «от создателей “Т-34” и “Движение вверх”», бюджет картины в полмиллиарда рублей — сами понимаете, что триггеров для пробуждения кинокритика BadComedian более чем предостаточно.
Последний богатырь: Посланник Тьмы (2021)
Приключенческая комедия в сеттинге русских народных сказок, заключительный фильм успешной по сборам трилогии, много компьютерной графики, Харламов-Бурунов в ролях, производство Disney, в терминологии обзоров BadComedian: «наш ответ западу».
*** Далее в тексте будут спойлеры к сюжетам обоих фильмов, Так что если (ВДРУГ) для вас это критично, придется пропустить этот текст ****
Трейлеры
Про обе картины я узнал из трейлеров, увиденных перед каким-то из сеансов за пару месяцев до премьер. Относительно «Чемпиона мира» появилась ровно одна мысль – на волне успеха «Хода королевы» авторы решили снять «наш ответ Чемберлену» про шахматы. В трейлере «Последнего богатыря» отметил для себя два момента: лучшее, что было в трейлере фильма про русские народные сказки – это то, что его сняли почему-то под «Let’s Get It Started» от The Black Eyed Peas, а завязка фильма (когда сказочные персонажи попадают в реальным мир) сразу же напомнила сюжет «Зачарованной» (если кто-то помнит такой фильм 2007 года).
И еще возникла мысль, что в России не умеют снимать по-настоящему хороших трейлеров. То ли денег на толковые студии, на этом специализирующихся, жалеют, то ли в принципе считают, что и так хорошо. В обоих случаях это просто краткий пересказ сюжета без какой-либо подвешенной интриги или триггера, после которого думаешь «О, на это я бы сходил». И если в случае «Чемпиона мира» (кино по реальным событиям, о которых в подробностях можно прочесть хоть на Википедии, хоть в интервью непосредственных участников) особой интриги не подвесишь, то за «Богатыря» в этом плане обидно. Первым в списке авторов сценария к фильму значится Виталий Шляппо – КВНщик из БГУ, одной из лучших команд начала нулевых, и при этом самый забавный гэг, вынесенный в трейлер (а значит, вроде как и самый смешной гэг фильма) – про Бабу-Ягу, которая сидя в такси изумляется опускающемуся стеклу и произносит что-то вроде «Вот бы мне в свою горницу такие окна…». В этот момент внутренний Евгений Батиков возмущенно произносит: «То есть из всего технологического многообразия Москвы-2021 ее поразило опускающееся стекло автомобиля?», но печаль не в этом. Смешных шуток фильму катастрофически не хватает, хотя стилистика Шрэка, в которой сказочный мир смешивается с реальным, дает такой бесконечный простор для пародий, аллюзий и гэгов. Но даже на трейлер этих самых смешных (или хотя бы забавных) шуток толком не наскребли.
Как итог – после просмотра трейлеров желания посмотреть фильмы, тем более в кинотеатре, не возникло. И если у «Последнего богатыря» в принципе иная ЦА, то анонс «Чемпиона мира» подтолкнул меня к любопытной мысли: я представил, что если бы сейчас увидел трейлер той же самой истории, но с режиссурой условного Финчера (Шазелла, Ривза, Нолана, etc.), да даже неизвестного мне режиссера, но с условными Гослингом и Пенном в главных ролях, то заинтересовался как минимум сильнее. Если не на поход в кино, то на просмотр фильма дома.
Позиционирование фильмов
И здесь мы подходим к главной, на мой взгляд, проблеме «большого» российского кино, точнее к проблеме моего отношения к нему, сформированной, в том числе, благодаря обзорам BadComedian: в отечественном кинематографе сложно абстрагироваться от персоналий, от того, что фильм российский. Не знаю как у вас, тех, кто читает этот текст, но у меня при просмотре фильма (или даже выборе того, что посмотреть) порой неизбежно всплывает отношение к актеру, продюсеру или продакшну в целом. Условный Козловский на постере так или иначе вызывает определенные ассоциации. И обзоры Баженова приложили к этому руку. Не только они, конечно, но и они тоже.
При просмотре «Чемпиона мира» я это такжена себе ощутил — видя на начальных кадрах надпись «ТриТэ» (студия Никиты Михалкова) и титр про поддержку МинКультуры, мозг неизбежно выстраивает все эти ассоциативные ряды про распил бюджета, пропаганду, политические взгляды и т.п. Мешает ли это просмотру кино? Наверное, нет, но точно влияет на изначальный выбор фильма для просмотра. В этом смысле голливудскому кино проще – мы меньше погружены в американскую действительность и единственное, пожалуй, от чего «бомбит» сегодняшний российский зритель – это diversity-повесточка и очередной темнокожий эльф в расово-девственных восточноевропейских лесах. Но каких-то политических (в широком смысле этого слова) предубеждений относительно определенного западного актера или киностудии у нас нет. При просмотре же российских фильмов на каком-то из уровней восприятия все равно проскакивают когда-то полученные знания. Вот этот пьяным за руль садился, вот этот – поправки в Конституцию рекламировал, а эта — сама по себе дура тупая. И, пожалуй, что на время просмотра фильма от таких мыслей лучше избавляться. В «Последнем богатыре» есть небольшая, но яркая во всех смыслах роль Филиппа Киркорова. И если к самому исполнителю совершенно никакой симпатии не испытываю, стоит признать – в рамках фильма свою роль он исполнил хорошо и был абсолютно органичен. Привлек бы меня в кинотеатр факт присутствия в фильме Киркорова? Нет. Испортит ли он симпатичную мне картину своим присутствием? Тоже нет.
Но то, что окружающим инфополем, которое формируют в том числе и ролики Баженова, мое восприятие отечественного кино деформировано – это факт.
Хотя, есть и обратная сторона медали: когда осознанно идешь на подобное российское кино, ты словно изначально занижаешь планку ожидания и относишься к происходящему на экране с некоторым снисхождением. Мол, ну это же «наш» фильм, а чего вы хотели. Причем, это до сих пор почему-то работает только с «большими» фильмами с попыткой в масштаб и «голливудский размах». Над этим же иронизирует в каждом втором обзоре и BadComedian, вставляя бесконечные нарезки мантры из выпусков новостей про «графику на уровне Властелина колец» и «все как в Голливуде».
Можно ли от этого избавиться? Пожалуй, тоже нет. Мы дети поколения, для которых бренд важнее наполнения, а признак свой-чужой на уровне национальности неизбежен: в спорте, культуре, политике.
Просмотр в кинотеатре
Безусловно, на восприятие обеих картин повлияла магия большого экрана. После просмотра тех же фильмов с экрана ноутбука впечатление было бы явно хуже: неизбежные перерывы на перекусить-покурить-почитать твиттер, не мне вам рассказывать. На обоих сеансах не было никаких проблем с тем, чтобы принять правила игры и погрузиться в историю, никаких мыслей вроде «поскорее бы это закончилось». При этом, оба фильма не то, чтобы прям требуют просмотра на большом экране: «Чемпион мира» масштабного действа не подразумевает по определению, а происходящее в «Последнем богатыре» снято слишком уж наивно и нелепо, чтобы всерьез восхищаться экшн-сценами. Что печалит – так это отвратительно настроенный в большинстве кинотеатров звук, на который накладывается невнятная порой озвучка. В обзоре BadComedian на российскую версию «Чернобыля» этому посвящен целый блок, когда герой Козловского произносит фразу, которую невозможно разобрать. При просмотре «Последнего богатыря» у меня было то же самое, когда я не мог разобрать реплики главного героя. Причем, судя по всему, это какая-то фишка «новой школы» говорить бегло как в жизни, потому что произносил эти фразы крайне нынче модный (судя по тому, что в кинотеатрах сейчас крутят еще как минимум два фильма с ним в главной роли) Виктор Хориняк.
Актерская игра
Что касается самой актерской игры – я далеко не Антон Долин и выражаю лишь скромное субъективное мнение простого зрителя, но, да простят меня обе прекрасные женщины, на два фильма ровно две ужасных актерских игры, и обе в «Последнем богатыре»: роль Василисы (Мила Сивацкая) и роль главного злодея ведьмы Галины (Елена Валюшкина).
И если в случае Василисы все достаточно просто объяснимо: совсем уж молодая украинская то ли певица, то ли актриса, за пределами этой роли снявшаяся лишь в паре сериалов, то роль ведьмы Галины для меня главный факап (даже с учетом диких порой сценарных скачков) и мискаст всего фильма, при условии, что роль досталась заслуженной артистке РФ, актрисе театра с огромным списком ролей. Чтобы вы понимали масштаб, Валюшкина — исполнительница главной роли в культовой «Формуле любви» Захарова. Но при просмотре «Последнего богатыря» было полное ощущение, что во время очередной сцены с ведьмой Галиной в кадре появится ее приспешник и начнет рассказывать про преждевременные роды сохранять невозможно… В западных фильмах такие вещи во многом скрывает дубляж, в российском же – все как на ладони.
Плюс к этому, в фильме, на мой взгляд, совершенно пр… ли потенциал главных его звезд – Гарика Харламова и Сергея Бурунова. О том, что Колобка в фильме озвучивает Харламов, я вообще узнал по каким-то интонациям к середине фильма, при этом никаких внятных гэгов или просто забавных фраз на Харламова не написали (хотя, опять же по потенциалу, это условный Осёл в исполнении Эдди Мерфи – с поправкой на российский масштаб, разумеется). То же самое касается и Бурунова. Еще в трейлере показали ровно одну сцену с его участием, при этом я был уверен, что в самом фильме это будет незначительное камео и в трейлере Бурунов как раз для «заманухи», но в самой картине у Сергея одна из главных ролей, при этом самая комичная – в том смысле, что большинство комедийных ситуаций написано на его персонажа. Возвращаясь к вопросу качества трейлеров, больше Бурунова в анонсе могло привлечь больше целевой аудитории фильма, но почему-то авторы решили иначе.
В «Чемпионе мира» к актерской игре вопросов нет никаких, Янковский, на мой взгляд, вообще сыграл лучшую (пока) свою роль. В «Чемпионе мира» есть другая проблема, которую часто затрагивает в своих обзорах BadComedian – компьютерная графика. И она не то чтобы особенно плоха, она просто абсолютно неуместна, причем, начинает на тебя давить с экрана с самых открывающих титров. Вы вообще много знаете современных фильмов с полноценными открывающими титрами? Я вот теперь знаю два: про Джеймса Бонда и про Анатолия Карпова. И в «Чемпионе мира» титры сделаны идеально. Идеально для сериала, но не для большого кино. И в дальнейшем несколько раз на протяжении фильма нас ждут длинные пафосные вставки 3D-мультиков, где шахматы сравнивают, разумеется, с военным сражением, с турниром рыцарей и т.д. Выглядит это инородным телом для картины. Если в том же «Ходе королевы» авторы нашли один визуальный образ, когда Бет Хармон видела доску на потолке, и этот образ был одинаковым на протяжении всей истории, то здесь словно бы продюсеры не смогли выбрать лучший ролик, который им показали и решили вставить все.
Повесточка
Одна из основных претензий почти каждого обора BadComedian: в фильме перевирают действительность или вкладывают в картину какие-то угодные для Системы мысли.
С «Последним богатырем» все более-менее понятно, кроме неизбежного в сегодняшних реалиях продакт плейсмента, фильм в целом пропагандирует добро, альтруизм и все такое. И даже имеет по этому поводу забавный твист: когда тебе на протяжении большей части фильма кажется, что протагонист ведет себя как эгоистичная скотина и вообще причиняет всем вред ради достижения своей цели, оказывается, что тебе не кажется – он действительно себя так ведет, но лишь потому, что Тьма уже начала поглощать его и от такой модели поведения как раз надо бы избавляться.
Тревожнее в этом плане было за просмотр «Чемпиона мира». Максимально политизированная история, матч за звание чемпиона мира между советским и американским гроссмейстерами в самый разгар холодной войны, да еще и американец – советский перебежчик. С учетом сегодняшних реалий, любопытно было, каким образом и насколько остро авторы расставят фокусы в этой истории. Как оказалось – никак не расставили. В том смысле, что да, конечно, в фильме есть Приказ Партии, Долг Родины и все такое, но никаких – по крайней мере явных – насаждений каких-либо идей в голову зрителя, как это было, например, в «Зое» или «Союзе Спасения», если верить обзорам BadComedian’a. Ну или я тупой и просто не распознал манипуляции с моим сознанием, тем интересней будет посмотреть обзор Евгения, если таковой все же выйдет. Более того, история, рассказанная авторами «Чемпиона мира» показалась словно недокрученной. Герой Хабенского представляется куда более глубокой и трагичной личностью, чем показано на экране. По итогам просмотра словно бы возникло ощущение из «Последней дуэли» Ридли Скотта: так, версию от лица Карпова я посмотрел, теперь давайте вторую часть, версию событий от лица Корчного. И если бы фильм несколько сместил акценты и сделал обоих персонажей полноценными главными (условно, как в «Престиже»), история только выиграла бы, на мой взгляд. Но, разумеется, стала бы совсем другой.
Историческая достоверность
Еще один пункт, постоянно ставящийся в вину киноделам со стороны BadComedian. Разумеется актуален только для «Чемпиона мира». Здесь у меня не было ни цели, ни желания просматривать горы литературы или интервью в поисках несостыковок или просто вранья, но стоит отметить, что самый выпячивающий момент истории я не поленился проверить: поездка Карпова на баскетбольный финал в самый кризисный момент, после которой он «перезагрузился» и довел матч до победы реально имела место быть. В фильме эта линия возникает слишком уж спонтанно, если хотите — это deus ex machina этой истории. Словно бы жизнь (которая как известно лучший драматург (с)) сама подарила авторам картины неожиданный сюжетный ход, а они не смогли органично вписать его в сценарий.
Вполне допускаю, что многое из истории противостояния Карпов – Корчной в фильме искажено, возможно, даже лицемерно и нагло, но тем ценнее обзоры BadComedian, в которых он вскрывает такие истории, приводит цитаты авторов, участников событий, цифры и факты. Как замкнутая в пространстве кинотеатра картина, фильм «Чемпион мира» отторжения в этом плане не вызывает.
Что касается сценария «Последнего богатыря», то тут как ни странно, авторов хочется похвалить дважды: помимо уже упомянутого момента с эгоизмом главного героя, в фильме приятно удивляет и главный его твист, не то, чтобы гениальный, но в рамках жанра вполне себе увлекательный. Другой вопрос, что сам жанр мы ценим за другие вещи, а с ними у сценаристов «Последнего богатыря» явные проблемы — все тех же упомянутых ранее гэгов и шуток явно не хватает. И еще при просмотре «Богатыря» вновь поймал себя на мысли, что многие наши фильмы страдают от того, что режиссура не справляется со сценарием. В том смысле, что уже который фильм многие события доносятся нам либо через титры, либо через пересказ. Это же предъявляет авторам «Союза Спасания» и «Викинга» BadComedian, это же могу сказать про фильм «Последний богатырь» и я: когда этот самый твист не могут показать с помощью языка кино и тупо пересказывают.
Вердикт
Если отвечать на вопрос однозначно: понравилось кино или нет, на оба фильма я скажу – понравилось. С учетом своих жанров, оценка скорее положительная, чем отрицательная. Делает ли это фильмы хорошими? Пожалуй, нет. «Чемпион мира» — крепкое, но предсказуемое кино без какого-либо надрыва и реальной драмы, «Последний богатырь» — не такая крепкая, но все же забавная история со слабой режиссурой и отсутствием нормально прописанных шуток. И если сравнивать с первыми приходящими на ум западными сказочными комедиями (все та же «Зачарованная» или «Звездная пыль», например), то такое сравнение будет явно не в пользу «Богатыря».
Какие претензии к российскому кинематографу BadComedian оправдались? Плохая (в редких случаях) игра, плохая (порой) озвучка, неуместная или нелепая компьютерная графика, весьма слабо собранные сценарии, злоупотребление экранным текстом и закадровым голосом.
Какие претензии не оправдались?
Плохая (в большинстве случаев) игра, политическая ангажированность, исторические фальсификации, ружье Бондарчука.
Можно ли делать далеко идущие выводы по двум просмотренным фильмам? Разумеется, нет. Но как минимум веры в «большой» российский кинематограф после просмотра у меня не убавилось, а это уже хорошо, не правда ли?