Единственный финальный трай за целых 12 лет.
Для меня Spore всегда была игрой в которую возвращаешься раз за разом. Каждый год, ближе к новогодним праздникам, я заново устанавливал её и проходил до космоса, но всегда не хватало терпения потягаться с гроксами и отбить у них всю галактику. В паре попыток я становился супер-богатым и подчинял себе десятки других планет, но основная линейка квестов ускользала от меня по нескольким причинам:
- Плохо продуманный эндгейм. К этому пункту мы вернемся позже, когда по тексту я дойду до космоса, ведь здесь есть о чем поразмышлять.
- Баг или нет, но иногда гроксы просто не появлялись на моем пути.
- Дополнение с квестами. Очень раздувает время прохождения, но по факту не влияет на сюжет. В этот раз я решил играть без него.
- И мой собственный ребенок, проливший свою поилку с соком прямо на ноутбук.
Это прохождение не будет самым правильным и более того, в нем, вероятно, будет много ошибок, которые опытные мастера Spore никогда не допустят. И тем веселее будет читать этот текст.
Введение
Spore — это как Sims. Но не совсем. Это редкий жанр симулятора бога или вернее даже эволюции, в котором сочетается несколько других жанров — тут есть Рпг элементы, Ртс и даже немного аркады. Уилл Райт, сооснователь студии Maxis, постепенно приходил к идее такой глобальной игры. Сначала мы управляли городом (SimCity), позже перешли к более насыщенной и мирской жизни (Sims) и только к 2008-му году мир увидел Spore.
Игра такого масштаба вполне заслуженно могла до сих пор пылиться в столе, но команда Райта, как он вспоминает, увлеклась проектом чуть ли не больше его самого. Концепт быстро обрастал новыми идеями, но основа всегда оставалась одна — эволюция и контакт с внеземными цивилизациями.
Разработчики вложились в сторону контента от самих игроков и его здесь немало, ведь каждый мог загрузить свое здание или вариант раскраски боевого корабля. Плюс ко всему игра постоянно дополнялась.
Игра продалась не очень хорошо, но стала культовой. Медитативный геймплей в котором можно завязнуть как в трясине, проработанные расы инопланетян и целая галактика для исследований…
Но нам любоваться некогда. Нам игру пройти надо. Поэтому, через клетку к звёздам!
Этап первый. Клетка
На необитаемую планету Лупа попал метеорит и зародилась клеточная жизнь. Плотоядная и травоядная. Я выбрал хищников, ведь ими играть проще в самом начале. (Держим в уме бонус к пряностям от нейтральных поступков!)
В океане кипит жизнь. Ребята побольше уже вот вот вылезут на сушу, а я маленькая голубая штука с пупырчатыми глазами, подъедаю красные комки падали вокруг себя. Ага, вот первый враг. Лезу напролом к его аппетитному телу. Клац клювом и всё.
Первый этап самый простой. Кроме поедания пищи и улепетывания от врагов в нем ничего нет. Я ел и ел, постепенно становился больше и замечал все больше особей своего вида в океане. Это верный знак того, что ты на верном пути. Прозрачный задник моря сменяется по мере того, как вырастает клетка. Иногда там огромные противники размером с пол-экрана, иногда просто пузыри.
Также иногда попадаются паверапы в виде разных частей тела, которые можно отрастить на себе. Набрав несколько таких, я стал искать самочку для размножения. Кандидатка была буквально в одном потоке от меня. Мы мило покривлялись друг другу и открылось меню редактора.
Я поменял цвет на более воинственный, обжился крылышками на скорость и воткнул три шипа ближе к заду, чтобы защитить его от нежелательных контактов.
И снова в путь. Щемлю беззащитных вегетарианцев, убегаю ото всех других.
Один раз я все-таки умер. Вот этот фиолетовый зверь не обратил никакого внимания на мои шипы и перекусил меня в два хода. Пришлось перерождаться, но никакого штрафа за смерть на этом этапе нет. Можно умирать сколько угодно.
Ограничившись одной гибелью, я поел кусочки мяса еще пять минут, собрал почти все улучшения и заполнил весь график эволюции. Игра наградила табличкой и переходом на следующий этап.
Этап второй. Существо
Теперь у нас есть небольшое гнездышко, где наш вид должен поумнеть на глазах и превратиться в первобытное общество. У нас есть несколько детенышей, самочка для продолжения рода и собственно вожак. Первым делом мы заходим в редактор существ и на полученные очки ДНК покупаем себе всякие приблуды, например, для танцев, пения или для повышения урона от укуса. Здесь мой вид под названием Пупа опять претерпел изменения.
Гнездо у нас уютное. Рядом много выбравшихся из океана соседей. Хищником все так же быть выгоднее — съесть всех просто по времени получается гораздо быстрее, но так как мне нужны и нейтральные бонусы, то я буду иногда петь и танцевать, чтобы дружить с чуваками из чужих гнезд.
Смотрим на карту. Выбираем близлежащий пункт и в путь. Некоторые звери будут агрессивно себя вести. Выбиваем из них всю дурь и оставляем покоиться в палеозое.
Теперь улучшения разбросаны в виде костей на земле. Каждое дает какую-то новую часть тела, которую можно разместить на себе. Прирост характеристик более значителен, чем в первом этапе. Каждый отрезок эволюции заполненный очками даст нам законтролить двух, а позже и вообще четырех существ нашего вида. Такая банда уже не боится почти никого.
Вспоминаем, что часто можно найти большое существо, с которым нельзя подружиться, а только убить. Я подумал, что трех ребят по 29 жизней каждый, мне хватит. Самого большого я не нашел, но зато под руку подвернулся отшельник с хп 250. Результат нашей «битвы» был довольно предсказуем.
Побродив немного по окрестностям я увидел прикольную пасхалку — яйца чужих. Правда как-то взаимодействовать с ними нельзя. Они просто стоят и источают аромат. При приближении к ним высвечивается большой знак вопроса.
Дружить ни с кем особо не получалось — не хватало добрых характеристик, поэтому я занялся охотой на других туземцев. Семья за семьей они отлетали в небытие. Большой монстр у меня так и не заспавнился, чему я был расстроен.
Зато к нам прилетел космический корабль, который украл нескольких моих соседей. Нами он не заинтересовался.
По сюжету род Пупа должен дважды переселиться — логических объяснений этому нет. Хотя скорее всего это связано с порабощением наших жертв. Их остается меньше рядом и получается вот такой костылек, чтобы не ходить искать кого съесть далеко, место обитания меняется и ты вроде как опять при деле.
После этого мозг опять подрастает, шкала заполняется, мы наблюдаем отсылку к Кубрику, где «обезьяна» берет кость в руки, и начинается этап племя.
Этап третий. Племя
Начинается Чунга-Чанга. Из всех видов на планете Лупа, Пуповцы первыми становятся племенем. По умолчанию в начале этапа у вас три человечка под контролем — один шаман и два пасынка. Не густо, но всего у нас есть 12 слотов под существ. Чем быстрее мы завоевываем чужаков, тем быстрее растет количество доступных работников. Цель — подружиться или разорить всех остальных.
Помимо человечков есть еще слоты под постройки. Всего их 6, а вот построить можно аж 8 зданий, но особого выбора здесь почти нет. Разница между двумя Пуповцами с факелом и двумя шаманами не сильно роляет в прохождении.
Неподалеку от нас расположились Зеленые. Я взял всех и пошел петь им песни. Ритм-игра точно такая же как и в Sims Superstar — просто нужно правильно дудеть, когда чужаки показывают тебе иконку дудки. Помимо двух видов духовых есть еще трещотки, но с самого начала они недоступны. Подружившись/убив племя дается возможность строить те здания, которые у них были.
Я хотел дружить со всеми, чтобы выправить шкалу эволюции на нейтральную, но не повезло. Голубые были слишком агрессивными и в одну из своих вылазок чуть не пришили моего шамана. И это сошло им с рук! Разозленный, я направил туда всех моих жителей вооруженных топорами. Правда не посмотрел на их количество, а их было всего 6. Под грустные звуки тромбона все Пупы были убиты.
И все начинается заново.
В этот раз я долго ждал младенцев, много охотился на разную живность и приносил дары всем, у кого было хотя бы пол-улыбки в отношениях со мной. Набрав реальных головорезов, я пошел войной на фиолетовых. Враг был опущен и стерт с лица Лупы.
Пуповцы быстро и верно превратились в цивилизованное общество.
Этап четвертый. Цивилизация
Наше племя превращается в город. Таких городов на карте несколько, да и других поселенцев тоже достаточно (хотя все они тоже принадлежат к роду Пупа). Экономику у нас теперь представляют пряности, которые, кстати, имеют свойство заканчиваться — хотя уже в этапе космоса пряности почему-то не кончаются. Эта дыра в игре никак не объясняется.
Значит, есть у нас город. В городе могут быть постройки четырех видов, но только три несут пользу:
- Жилой дом. Здесь живут Пуповцы.
- Развлекательное здание. Повышает радость горожан.
- Промышленное здание. В нем занимаются переработкой пряностей и оно понижает радость горожан.
- Ратуша. Она строится одновременно с городом и просто выполняет функцию как бы главного здания.
Цель цивилизации — поработить все города и выйти в космос. И здесь опять же у нас три пути:
- Война. Набираем вездеходов, самолетов и лодок и массированными атаками уничтожаем всех противников.
- Экономика. Открываем торговые пути и перекупаем чужие владения.
- Религия. Туманим мозги населению и оно переходит под наш контроль.
Здания можно подобрать из коллекции Maxis, а можно построить самому. Я сделал вот такую ратушу, чтобы мои серьезные намерения были сразу понятны.
Остальные постройки я подобрал в коллекции. Позже вам предложат сделать технику (танк, самолет и лодка) тоже на свой вкус. У меня получилось Яндекс такси.
Действие развивалось стремительно. Я подгреб под себя все источники пряностей, которые были поблизости. Рядом тут же возникли города-соперники. Я стал задабривать всех деньгами, но купить город так и не смог — когда я всадил 40 тысяч спорлингов, его осадили Синие.
Планомерно они отбирали все поселения до каких могли дотянуться, но отношения у меня с ними были отличные. Бордовые вызвали голограмму Джо Байдена (или местного Трампа), чтобы впихнуть Зеленым свои религиозные ценности. Вместе с этим они призвали меня на священную войну с Синими, благосостояние которых вызывало ужас.
Но разрешилось все моментально. Зеленые и Бордовые объединились, позвали меня и мы все затоптали Синих. У них не было не единого шанса против трех армий. Как только война закончилась, все мои союзники решили подчиниться моей воле. Без даров и других ухищрений, они просто согласились присоединиться к нам. И я увидел заветную плашку.
Этап пятый. Космос
Пуповцы на ракете вышли в открытый космос, чтобы добраться до центра галактики. Этот этап мне в свое время очень нравился, вернее некоторые его аспекты. И сейчас я уже отчетливо вижу его жирные минусы, скомканные из-за недостатка времени или просто выдумки.
- Всё нужно делать самому. Никаких друзей, подруг, помощников здесь нет. Где-то чихает травоядное животное, грозя эпидемией целой планете? Давай, вперед. Найти интересный артефакт за 200 000 спорлингов? Следи за сканером, не отвлекайся. Нужно собрать пряности? Ну слетай на планету, да забери.
- Маленькое разнообразие квестов. Они начинают повторяться уже с третьего раза — прилетаешь к Безянам, например, и выдается один и тот же сценарий: укради гуманоида; позаимствуй всё живое на планете; поищи для нас реликвии; привези пряностей; разбомби город и тд. И этого тд не так много.
- Пряности в инвентаре конечны. Нельзя запихнуть в корабль больше 99 единиц любых пряностей. Это значит, что если у вас есть самая дорогая фиолетовая пряность, то максимум который вы сможете поиметь с нее — это 6 миллионов. Для простого перелета по звездам этой суммы хватит с лихвой, а вот для терраформинга не так уж и много.
- Отсутствие таймера возобновления пряностей. На планете показано, что завод добывает 72 единицы в час. А какой час? Наш реальный или выдуманный в мире Spore — непонятно и мало того неудобно. Игра иногда превращается сессионку — облетел все свои владения, насобирал ресурсов, продал, вышел.
- Все ваши решения в начале игры почти никак не влияют на дальнейшее прохождение. Да, даются определенные бонусы. Расы будут враждовать с вами, если вы избрали путь войны со всеми. И это всё! Пройти игру можно в любом случае и любым другим способом. То есть — вначале вы целовали всем зад и были супердружелюбными. В космосе вы можете стать последним головорезом, от которого будет воротить нос любая цивилизация. Тогда зачем вообще шкала эволюции с мини-перками?
- Неимоверно тупые инопланетяне. Единственное что они умеют — это атаковать друг друга. Ни обустраивать планету, ни добывать больше пряностей, даже просто отсутствие рынка как такового.
- Из предыдущего складывается еще одна мини-проблемка, которую иногда пытаются оправдать: никогда не понятно куда и кому продавать пряность. Это просто бег по кругу. Летаешь по разным уголкам собираешь, летаешь снова, чтобы продать. Даже в Корсарах-2 (Пираты Карибского моря) была карта экспорта и импорта, а она вышла на 5 лет раньше.
Конечно можно было сделать лучше, но было ли время и возможности для такого амбициозного проекта? Сейчас уже не узнать.
Моя система
Так выглядела моя система в начале этапа. Уже есть союз с оранжевыми (бесполезный кстати), и разведаны несколько других планет соседей. Поскольку целью было прохождение игры, я подумал, что нужно максимально обезопасить себя финансово и стал искать планеты с фиолетовой пряностью. Их оказалось две, но одна из них уже была с цивилизацией. Мне было жалко устраивать геноцид, но эти две планеты были у одной звезды(!), что очень редко происходит.
Постепенно обрастая всякими фишками типа примочек для терраформирования или новыми оружиями, нужно было уже засматриваться в сторону центра галактики. Первая попытка была успешной, но не совсем — я забыл купить колонии. Зато я довольно далеко забрался и уже видел где придется маневрировать, ведь чем больше ты приближаешься к цели, тем меньше становится расстояние на которое способен полететь корабль.
Гроксы уже ждали меня. Вооруженные до зубов и постоянно ругающиеся, они кажется завоевали тысячу звездных систем и обложили всю галактику. Накопив 20 миллионов я попытался их задобрить, но после 5, вожак планеты так и сказал — Мы не продаемся, нам все равно.
Прикинув свой путь, я накупил несколько аптечек, восстанавливающих хп и энергию и решил пойти напролом, вдруг получится. И получилось!
Меня окружили 5 кораблей гроксов, били меня изо всех сил, но мне удалось подлететь к центру и нырнуть вникуда! И тут то, чего я ждал 12 лет.
Очередная отсылка к «Космической одисее 2001», и закадровый голос, который рассказывает о том, как устроен мир Spore. Оказывается вселенных так мало и одновременно так много… Мы не одни и никогда не были одни…
Прослушав весь монолог, рассказчик наконец хочет представиться лично. И мы видим корабль, голос из которого называет себя Стивом. (Вы же не думаете, что он впрямь расскажет что-то полезное?)
Стив поздравляет нас и вручает нам 42 единицы жижи, которая терраформирует планету сразу до состояния Т3, то бишь рай земной. Напоследок он бросает фразу о третьей планете от Солнца, мол, там будет круто. И всё. То есть вот вообще всё. Остается только песочница.
И вы наверное спросите — ну на Земле наверное продолжение будет?
Ага, щас. Я нашел Солнечную систему, потратив на это часа 2. Вот ее фото.
И даже кинул в неё живительной жижей и она расцвела. Но после этого остается необъятное пустующее пространство — пусть не в игре, но где-то внутри тебя. И я рад, что прошел ее спустя 12 лет, ведь тогда мог бы просто не понять и возненавидеть.
Сейчас же понимая всю иронию и забавную философию самой сути игры, стало как-то полегче. В итоге я все-таки увидел концовку…
Spore мог бы быть Sims в космосе, что доказывает его дополнение, которое больше углубилось в социализацию этих порой опасных, но иногда милых существ с разных планет. Но размах был слишком велик, а удар вышел только в половину силы. Не хватило реверса, что ли.
И тем не менее для 2008 года это было очень недурно. Может будущий ремастер (наивный) поправит огрехи графики и прибавит в сюжете или других деталях, кто знает? Разве может единственная* в своем роде игра быть забытой?
(Поделитесь в комментариях, какие еще игры есть на эту тему.)
В прошлой моей статье Spore набрала больше всего голосов, поэтому текст о ней вышел. Может все повторится как встарь?
Лайки, репосты и комменты всегда приветствуются.