Арт-хаусные работы, лауреаты «Оскара» и даже необычные версии блокбастеров.
В январе в российский прокат выходит фильм ужасов «Маяк» режиссёра Роберта Эггерса («Ведьма»). Этот автор нестандартно подходит к жанру хоррора, превращая свои картины в арт-хаусные произведения. В частности «Маяк» полностью снят в чёрно-белой цветовой гамме, что создаёт более мрачную атмосферу.
И это далеко не единичный случай отказа от цвета в современном кино. Иногда такой подход обусловлен чисто финансовыми соображениям. В других случаях так создают ретро-атмосферу или же просто стараются обратить внимание зрителя на сюжет, а не на форму.
«Рома»
Возможно, самый личный фильм Альфонсо Куарона стал триумфатором «Оскара» 2019 года. «Рома» получила десять номинаций и выиграла в трёх из них. В частности за «Лучшую режиссуру» и «Лучший фильм на иностранном языке».
Сюжет картины разворачивается в начале семидесятых годов в районе Мехико под названием Рома. Именно там и вырос сам Куарон. Фильм рассказывает о служанке Клео Гутиеррес: её работе в доме семьи с четырьмя детьми, личных переживаниях, а также о событиях в стране.
В «Роме» нет какого-то слишком сложного сюжета, Куарон скорее пытается передать ощущения главной героини как через простой рассказ о её жизни, так и через множество символов. И здесь чёрно-белая цветовая гамма полностью работает на атмосферу.
Во-первых, она создаёт ощущение ретро-кино, которое как раз и смотрели в семидесятых. Во-вторых, серость и отсутствие ярких цветов может быть отражением постоянной грусти и чувства одиночества героини — она только к финалу понимает, что её окружают родные люди.
Ну а главное, такой подход к съёмкам помогает сгладить неприятные или жестокие моменты. Фекалии, которые убирает героиня, не кажутся такими уж реалистичными, и даже сцена с рождением мёртвого ребёнка не пугает натурализмом, помогая сосредоточиться именно на эмоциях Клео.
«Безумный Макс: Дорога Ярости». Black and Chrome Edition
Это довольно странно, но один из самых ярких фильмов последних лет существует и в чёрно-белом варианте. Причём, как рассказал сам режиссёр Джордж Миллер, желание показать обесцвеченную версию своего кино появилось у него ещё во время работы над вторым «Безумным Максом».
Тогда оркестр записывал саундтрек под чёрно-белую высококонтрастную копию фильма, и Миллеру очень понравилась простота картинки, делающая образы более абстрактными и аутентичными.
Однако остальные фильмы всё равно выходили в цвете. И при просмотре «Дороги ярости» не вызывает сомнений тот факт, что жёлто-оранжевая цветовая гамма просто необходима этой истории. Картинка очень хорошо передаёт ощущение жары и сухости пустыни с вечной нехваткой воды.
Причём Миллер специально выискивал реальные локации, подходящие под антураж. Из-за этого даже пришлось перенести съёмки из обычно засушливого Брокен-Хилла в Австралии, где неожиданно начались проливные дожди, в Намибию.
Но всё же режиссёр хотел выпустить и чёрно-белую версию. В итоге она появилась как бонус на Blu-ray, и даже немного прокатывалась в американских кинотеатрах. В первую очередь нужно понимать, что «Дорогу ярости» не просто обесцветили, недаром эта версия названа Black and Chrome Edition.
Изображение сделали максимально контрастным, и поэтому многие кадры кажутся почти страницами из комиксов Фрэнка Миллера. Взрывы и вообще огонь смотрятся не так естественно, что придаёт им необходимый гротеск, а сами персонажи выглядят даже интереснее. Сложновато эту версию смотреть только в экшен-сценах с быстрым монтажом. Там цветная картинка позволяла лучше рассмотреть происходящее.
«Логан: Нуар»
И ещё один фильм, который вышел в прокат цветным, но позже обрёл и очень подходящую ему чёрно-белую версию. На самом деле даже театральный вариант «Логана» намного более бледный, чем все остальные части франшизы «Люди Икс». Такой подход подразумевает сама тема: это нуарный фильм о старости и усталости от жизни. Яркие краски обычного комикса ему бы просто не подошли.
Во время работы над «Логаном» режиссёр Джеймс Мэнголд регулярно делился чёрно-белыми кадрами со съёмок. И часть зрителей уже заранее решила, что и сам фильм будет монохромным. Нельзя сказать, что итоговый результат кого-то разочаровал. Но сам режиссёр говорил, что положительная реакция на снимки зародила в нём мысль выпустить специальную версию картины.
Как и в случае с «Безумным Максом», чёрно-белая версия вышла бонусом на Blu-ray. Но «Логан: Нуар» выглядит не необычным экспериментом, а лишь усиливает ощущения от картины.
В картинке с сильным контрастом морщины Логана и профессора Ксавье кажутся ещё более глубокими, а их жизнь в начале истории — совершенно мрачной и беспросветной.
Экшена в сюжете совсем немного, так что отсутствие цвета может помешать лишь в финале, где всё происходит среди зелёного леса. В остальное же время роуд-муви выглядит совершенно естественно. А некоторые ночные сцены стали даже более чёткими из-за небольшого осветления и контраста.
«Лето»
Российский фильм Кирилла Серебренникова изначально оказался в центре скандала. Но это было связано не с самой картиной, а с арестом режиссёра. Само же «Лето» публика приняла очень тепло, хотя сборы по итогу оказались слишком низкими.
Это история знакомства знаменитых ленинградских музыкантов Виктора Цоя и Майка Науменко. Причём в основу сюжета легли воспоминания Натальи Науменко, которая рассказала о своём мимолётном романе с новым протеже мужа. И в этом плане можно придираться и к реальности показанных событий, и к не совсем правдоподобным образам музыкантов.
Но Серебренников не ищет документального соответствия, а скорее передаёт атмосферу ленинградского андеграунда начала восьмидесятых. И именно поэтому чёрно-белая картинка очень подошла фильму: герои как будто сошли со старых фотографий, снятых на плёнку.
Отдельный плюс «Лета» в том, что действие не зацикливается только на музыке Цоя и Майка, а иногда превращается в фантасмагоричные видеоклипы, в которых поверх кадра появляются рисунки. И здесь уже в ход идут композиции Talking Heads, Игги Попа и многих других мировых звёзд.
Один из героев напрямую может обращаться к зрителям, разрушая четвёртую стену, а иногда и вовсе заявлять, что показанного на экране никогда не было.
«Лето» сочетает в себе фильм-концерт, набор необычных клипов и просто ретро-стилистику, которой цвета может не хватать только в тёплых сценах на Финском заливе. В остальном же ностальгирующие по временам расцвета русского рока зрители буквально окунаются в атмосферу коммунальных квартир, кухонь и полуподпольных выступлений.
«Я люблю тебя, папочка»
Чёрно-белый фильм Луиса Си Кея должен был выйти в прокат в ноябре 2017 года. Но из-за обвинений автора и исполнителя главной роли в сексуальных домогательствах, студии и прокатчики разорвали с ним все контракты, и релиз отменили. А позже пираты слили на торренты версию картины, которую рассылали критикам.
Иронично, что сюжет фильма отчасти перекликается с реальностью. Луис Си Кей, как обычно, играет некую версию себя — сценариста сериалов Глена Тофера. Герой разведён и начинает заигрывать с беременной актрисой.
Параллельно он пытается воспитывать дочь-подростка, у которой неожиданно начался роман с престарелым режиссёром. Причём последнего неоднократно обвиняли в растлении малолетних, да и сам он не скрывает интерес к юным девушкам.
В целом, картина полностью типична для Луиса Си Кея. Здесь много разговоров о шоу-бизнесе. Например, главный герой сам до конца не понимает, зачем он взялся снимать новый сериал. Потом настаёт время неоднозначных разговоров о сексе школьников, значении совершеннолетия и прочих полузапретных тем.
Но фильм не просто так снят в чёрно-белой цветовой гамме. Несмотря на то, что действие происходит в наши дни, и герои вовсю фотографируются на айфоны, картина создаёт ощущение старого кино.
И дело не только в отсутствии цвета, фоном звучит музыка в духе фильмов пятидесятых, причём саундтрек зачастую прямо дополняет эмоции героев, заменяя собой текст.
Всё это напоминает ранние работы Вуди Аллена и прочих классиков разговорного кино. Хотя всё же во второй половине сюжет сильно проседает и держится лишь на отличных актёрах.
«Вечеринка»
Совершенно камерный фильм от британского режиссёра Салли Поттер («Орландо») больше похож на театральную постановку. Действие разворачивается в одном доме, а по большей части даже в одной комнате, где собирается семь человек. Хозяйка Джанет празднует свои успехи в политике — она стала теневым министром здравоохранения.
Как выясняется, у каждого из гостей тоже есть свои новости: немолодая пара расходится, одна из героинь ждёт тройню, а самый молодой гость и вовсе приходит с пистолетом.
Но всё меняется, когда муж хозяйки Билл объявляет о своей болезни. Тут же всплывают всевозможные недомолвки и обиды друг на друга, что приводит к скандалу.
«Вечеринка» очень схожа сюжетно с другими камерными фильмами о встрече друзей вроде «Идеальных незнакомцев», «Резни» или «Игры в правду». Всё строится исключительно на диалогах, а герои за час из близких друзей превращаются в непримиримых врагов и обратно.
Правда здесь помимо драмы в действие добавляется некое подобие детективной линии — первая сцена получает совершенно неожиданную развязку.
Отсутствие цвета в «Вечеринке» не сильно влияет на сюжет. Просто вкупе с ретро-саундтреком картинка кажется чуть более нуарной и заранее настраивает, что добром дело не кончится.
«Ноябрь»
Чёрно-белый эстонский мистический фильм у многих может вызвать ощущения, сходные с «Ведьмой» уже упомянутого Роберта Эггерса. Это основанная на фольклоре история о бедной деревушке 19-го века. Здесь мёртвые возвращаются домой по праздникам, а жителям помогают в хозяйстве кратты — что-то вроде големов, но собранные из любых подручных материалов.
Основной сюжет картины прост: деревенская девушка, к которой сватается немолодой противный жених, влюблена в местного парня. А тот думает только о дочери аристократа-иностранца, поселившегося неподалёку. И бедная девушка идёт на сделку с нечистыми силами, чтобы приворожить юношу.
Сочетание любовной трагедии и фольклорных ужастиков очень напоминает истории Гоголя, разве что в максимально мрачном тоне. И тот факт, что за производством стоят эстонцы, в данном случае делает сюжет ближе для российского зрителя. Антураж деревни, да и сказочные элементы выглядят знакомыми.
Съёмки в «Ноябре» явно недорогие, но очень остроумные. Даже если не брать сцены, где герои буквально лижут объектив камеры, здесь немало режиссёрских находок. А уж кратты выглядят действительно пугающе.
Отсутствие цвета, разумеется, отчасти прячет дешевизну съёмок. Но по итогу такие тона только дополняют атмосферу, превращая фильм в жуткую старую сказку.
«Холодная война»
Фильм поляка Павла Павликовского получил три номинации на «Оскар», правда во всех уступил уже упомянутой «Роме». Но всё же чёрно-белая картина от автора знаменитой «Иды» тоже заслуживает внимания.
В этом фильме явно немало отсылок к биографии самого Павликовского, недаром герои носят имена его родителей, которым и посвящена картина. Действие разворачивается в послевоенной Польше. Музыкант Виктор записывает по деревням различные фольклорные мотивы и собирает местные дарования для ансамбля. Так он и встречает певицу Зулу, связь с которой продлится всю его жизнь.
Судьба персонажей выглядит одновременно и повторением вечной трагедии «вместе невозможно и врозь никак», и зеркалом политической ситуации. Зула признаётся, что «стучит» на возлюбленного, позже Виктор сбегает на запад, а она не решается следовать за ним. Но герои раз за разом будут сталкиваться и годы спустя.
За сюжетом следует и музыка: народные мотивы сменяются джазом, а потом перерастают в танцы под рок-н-ролл. Причём Павликовский создаёт достаточные ощущения давних времён уже самим сюжетом, музыкой и даже узким кадром.
И потому чёрно-белая картинка в «Холодной войне» не слишком стилизована под ретро: она очень контрастная, и герои чётко выделены светом. Так что фильм выглядит достаточно современным, но при этом отлично погружает в прошлое.
В этот небольшой список попали чёрно-белые фильмы, которые запомнились лично мне. Разумеется, интересных картин было гораздо больше. Поэтому дополнить подборку можно и даже нужно в комментариях.