Как устроены комиксы?

И о чем они говорят. Разбираем основы.

Как устроены комиксы?

Для многих комиксы — не более чем развлекательное чтиво. Но некоторые комиксисты используют страницы своих произведений для того, чтобы поговорить о мире, в котором мы живём и рассказать о чём-то личном. В этой статье мы рассмотрим как художники с помощью графики и текста говорят о том, что их волнует.

Что такое комикс?

Стоит определиться с тем, что именно мы называем комиксом. Воспользуемся довольно исчерпывающим определением из книги Скотта Макклауда “Понимание комикса”:

Комикс – сопоставленные в определенном порядке в пространстве графические и прочие изображения, призванные передать информацию и/или вызвать у зрителя эстетический отклик

История комикса

История комикса тянется из самых древних времен. Живопись в древнеегипетских гробницах, рисунки доколумбовой Мексики, французский гобелен из Байё, русское лубочное искусство – всё это можно назвать предтечей современного комикса. От страны к стране, от эпохи к эпохе менялись способы чтения и изобразительные средства комикса. Но некоторые аспекты оставались неизменными – комикс всегда был историей в картинках.

Тогда комикс был летописью. Рисунки и текст не были эмоционально окрашены, художник стремился отразить сам факт события, а не своё отношение к нему.

Так же как и для литературы, переломным моментом в истории развития комикса стало изобретение книгопечатного станка. Авторы получили возможность делиться своим творчеством с небывалым количеством читателей. Формат комикса стремительно развивался, чтобы предстать перед нами в своём нынешнем облике.

Сегодня комикс становится всё более и более популярным видом искусства. Есть несколько факторов которые делают его наиболее удобным форматом для самовыражения.

У комикса есть собственный язык

Комикс – особый вид искусства на стыке живописи, графики и литературы.

От всех своих прародителей он вобрал наиболее яркие и полезные инструменты. Визуальные образы позволяют погружать читателя в повествование, знакомят его с миром, в котором существуют герои комикса и через детали позволяют автору рассказать больше о персонажах, не перегружая читателя слишком обширными описаниями.

Помимо “стандартных” для визуального искусства приёмов комикс выработал и свои уникальные способы взаимодействия с изображением. Часть из них имеет символическую природу. Большинство уже давно привыкло, что резкие линии, сопровождающие персонажа в кадре (спидлайны) обозначают быстрое, размашистое движение. Помимо этого художники используют целый спектр различных штрихов для передачи эмоций и настроения персонажей. У героев опускаются плечи под тяжестью нависших над ними росчерков, а их внутренние противоречия словно просачиваются в реальный мир, замирая в образе неровных закорючек.

Взаимодействие текста и изображения — мощный источник творческого потенциала. Рисунок может иллюстрировать текст, поддерживать его и даже противоречить. Но каждый раз, встречаясь, они порождают нечто новое в сознании читателя.

Текст для комикса — не просто литературная основа, но также и инструмент визуализации. В зависимости от того что и как произносит персонаж, оформление его речи сильно меняется.

Типографика в комиксе не заканчивается на выборе шрифта и упаковывании реплик персонажей в пузыри. В руках художника слово превращается в символ, усиливая своё значение.

Ещё одно оружие комикса — рамки кадров. За счёт их размера и формы комиксист может, например управлять временем.

Или использовать их для усиления накала и динамичности действия.

За свою долгую жизнь формат комикса приобрел широчайшую гамму выразительных средств, но остался при этом достаточно гибким к новым веяниям. Комиксам не свойственен консерватизм, мало у кого возникнет желание сказать “так нельзя рисовать”. Он с радостью готов вобрать в себя и этнические черты и авангардистские приёмы. Такая либеральность привлекает множество художников-экспериментаторов.

Современные комиксисты могут использовать приёмы и других медиа — например в веб-комиксе “Homestuck” множество страниц выполнено в формате gif-анимаций. Еще внутри можно обнаружить короткие анимационные видеоролики и даже фрагменты в которые можно поиграть.

Homestuck

Дорога к читателю

Любая идея, воплощаемая через искусство, сталкивается с двумя крайне неприятными реалиями: технологии и деньги. Для создания даже короткометражного фильма требуются усилия команды людей (даже если эта команда — очень отзывчивые друзья режиссера), а также техника. При привлечении стороннего спонсора можно оказаться в ловушке, когда выделяющий на производство деньги человек начинает давить на художественную часть, чтобы сократить свои риски и повысить шансы на прибыль. По сравнению с кино и анимацией — комикс идеально сбалансирован между простотой воплощения и богатством палитры выразительных средств.

Сегодня комиксу как никогда просто добраться до своего читателя. Не обязательно даже издаваться в физическом виде. Веб-комиксы уже давно стали нормой, появилось множество различных платформ, которые позволяют авторам не только делиться своими творениями, но и монетизировать свой труд. Некоторые сайты предоставляют доступ к комиксам по платной подписке, а другие просто дают возможность поблагодарить автора.

Комикс в глазах смотрящего

Соединение всех этих черт делает комикс идеальным форматом для творческого самовыражения. Если отбросить мысль о том, что комиксы — детская или несерьезная литература, то можно с удивлением обнаружить множество художников, которые используют этот формат для по-настоящему сложных и тяжелых разговоров со своей аудиторией. Для очень важных разговоров.

Многим известно имя Арта Шпигельмана, автора комикса “Маус. История выжившего”. Этот комикс был впервые опубликован в 1980 году, а в 1992 получил Пулитцеровскую премию. Он рассказывает историю Владека – польского еврея пережившего Холокост.

Это чёрно-белый комикс с довольно авангардистским изобразительным решением. Все персонажи изображены в виде различных животных: евреи в виде мышей, немцы в виде котов. Герои романа подчеркнуто обезличены — у них нету индивидуальных черт. Художник подчеркивает что и трагедия и жестокость событий второй мировой войны происходила не с какими-то определенными людьми, а с людьми вообще.

Однако это еще и глубоко личная история. Первый том романа представляет из себя переложение на бумагу разговоров Арта со своим отцом. Это рассказ о его жизни до войны, о том как он встретил свою жену, как они радовались рождению своего первого сына. И о том как всё изменилось потом.

Второй том становится осмыслением автором этих событий, своих отношений с отцом, который так и не смог полноценно оправиться от травмы, чувства вины за то, что самому Арту спокойная жизнь досталась намного проще.

Еще один комикс о судьбах тех кому довелось жить в “исторический момент” — “Персеполис” Марджан Сатрапи. Сюжет комикса построен на воспоминаниях главной героини — иранской девочки Маржи. Трагическая история Ирана — шахский режим, Исламская революция, война с Ираком — показаны глазами девочки-подростка.

Маржи делится своими первыми детскими переживаниями по поводу религии, смерти, несправедливости.

В том, как рисует Маржан можно увидеть отражение её мировоззрения. Здесь смешиваются традиции европейской школы комикса и традиционного иранского искусства.

Среди тех, кто использует комикс как форму для рассказа о истории, есть и российские авторы.

Автор комикса “Сурвило” Ольга Лаврентьева рассказывает историю жизни своей бабушки Валентины Викентьевны Сурвило, прошедшей через страшные годы репрессий и блокаду Ленинграда. История одной ленинградской женщины становится отражением судеб миллионов людей.

Основой для комикса послужили рассказы, воспоминания непосредственного очевидца событий. Изобразительное решение старается подчеркнуть их нечеткость, обрывочность, отношение рассказчика. «Сурвило» — полностью черно-белая книга, нарисована тушью, разными кисточками, там очень много полутонов, оттенков серого.

Инструмент для мастера

Даже несмотря на свою репутацию беллетристики и детской литературы, комикс раз за разом доказывает что он может помочь донести до своей аудитории важные и серьёзные темы. И если вы очень давно хотите рассказать о чём-то, что не даёт вам спать по ночам и раз за разом заставляет задавать себе непростые вопросы — попробуйте сделать комикс. И кто-нибудь вас обязательно поймёт.

Автор: Василиса Тикунова. Хотите научиться рисовать комиксы? Приходите к нам на курс «Основы создания комиксов». Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

 

Источник

Читайте также