Я уверен, что каждый игрок хотя бы раз слышал об этой серии игры. Действительно, в течение уже более 25 лет каждый год выходит новая часть FIFA, которая привносит с собой некоторые изменения. Но, давайте не будем углубляться в историю серии, а поговорим лучше о том, как EA Sports свернула на тропу безыдейности и стала импотентом спортивного геймдева.
А все было не так уж плохо…
Начнем свой футбольный тур с FIFA 07. Именно эта часть полностью вышла на седьмое поколение консолей XBOX 360 и Playstation 3. Версии для новых консолей разрабатывались на новом движке. Хоть и графически игра мало чем отличалась от предшественницы (особенно в версии для PS2): игроки все также двигались только в восьми направлениях, сами анимации выглядели так угловато, что можно было порезаться. Карьера тоже была построена на базе «шестерки», были добавлены лишь незначительные изменения в плане лицензий на лиги. FIFA 07 была выстроена из всего удачного в прошлой части, но несмотря на сходство, она приносила геймерам новый игровой опыт. Например, в атаке стало действовать намного сложнее, защитники меньше ошибались, а вратари перестали тупить при выходах 1 на 1. Игра получила положительные отзывы критиков. По сути, EA в середине «нулевых» вышло на стратегию мелких обновлений для каждой новой части. Большие изменения приходили только спустя несколько лет.
Рождение лутбоксов
2010 год…Ничего не предвещало беды. Но вышла она – FIFA 11. Игра обзавелась новой физической моделью, которая была способна просчитывать взаимодействия игроков и делать их более реалистичными (работа игрока с мячом, бег, столкновения) – разработчики использовали первый вариант нового движка Player Impact, который будет полностью задействован в FIFA 12. Симулятор футбола впервые был создан на едином программном ядре для консолей седьмого поколения, что обеспечивало более плавную работу самой «Фифы», а также позволяло создателям без труда оптимизировать свое детище для ПК- бояр. Но самым незначительным (но впоследствии изменившим всю серию) нововведением стало дополнение FIFA Ultimate Team. Она позволяло каждому консольщику (на ПК дополнение так и не вышло) создать свою собственную команду и сражаться за победы. Были введены карточки для каждого футболиста, обозначавшие рейтинг и способности игрока. По качеству они распределялись на три вида: бронзовый, серебряный и золотой, а также специальные – «информы». FIFA 11 можно назвать революцией, ведь впервые футбольный симулятор встал на рельсы бешеной реиграбельности, благодаря своей онлайн составляющей.
Прим. Да, режим FUT появился еще в FIFA 09, но он был платным и включал в себя только онлайн и оффлайн матчи и виртуальную валюту, тогда как в FIFA 11 он стал полностью бесплатным. Система карточек как раз появилась в этой части. Пресловутые FIFA Points были введены в FIFA 13.
Точка невозврата
Берем машину времени и сразу же прыгаем в 2013 год рассматривать FIFA 14. Позволю себе дерзость привести в аргументы личные ощущения, хоть и рассуждать эфемерными материями врачами игрожура противопоказано. Четырнадцатая «фифа» была идеально сбалансирована: геймер, имея любой состав (даже бронзовый), при должном мастерстве мог выиграть у самого разноцветного состава (карточки стали ранжироваться не только по качеству, но и по степени редкости: например, были добавлены уникальные карточки и легенды). Геймплей был быстрым и динамичным, мяч ходил по полю достаточно легко. Но, здесь появились и первые признаки болезни. Взяв за базу FIFA 13 и улучшив в ней аспект атаки, разработчики создали ситуацию, при которой 90% навесов и забросов заканчивались голами. Впервые в комьюнити распространился термин под названием «гандикап». Он был и раньше, но из-за «революционных» навесочных обновлений в новой части он стал попросту частью игрового процесса. Говоря простым языком, гандикап – это неравные возможности. Получается, если игра не хочет, чтобы ты выиграл, то очень вероятно тебя ждет проигрыш, либо ничья. Приведу пример, вы выигрываете 1:0, последняя минута матча и финальная атака противника, вы защищаетесь как можете, соперник с мячом у вашей штрафной, вы в агонии нажимаете кнопку отбора…и именно в этот момент ваш защитник вместо того, чтобы отобрать мяч, делает шаг в сторону и сопернику не доставляет труда забить вам гол. Но, в целом, назвать FIFA 14 плохой, язык не поворачивается. Она добротная, интересная (карьера за игрока и тренера может длиться до 2037 года, что обидно, но в любом случае, этот режим умел развлекать геймера своими возможностями), онлайн был не без огрехов, но тоже давал суперпакет эмоций и мог завлечь на сотни часов. К слову, FIFA 14 – первая игра в серии, в которой режим FUT наконец забрал себе больше половину аудитории «Фифы» (64%). Это и стало началом конца.
Боже, что вы наделали…
Выход FIFA 15 был долгожданным. Новое поколение консолей, новый движок Ignite (версия для пастгена продолжала разрабатываться на Impact). В Геймплей не было привнесено ничего сверхъестественного, мяч стал ходить тяжелее, навесы стали не такими легкими. Графика и анимации стали более реалистичными, теперь футболист, наконец, ощущался не как болванчик, а как более габаритный болванчик. Все, что было хорошим в FIFA 14, перенесли в новую игру, но не забыли и взять с собой в багажном отделении гандикап. В этой части он разросся до абсолютно невозможных значений. Теперь игра могла попросту просчитывать траекторию мяча так, чтобы он угодил именно в штангу соперника, когда вы, либо проигрываете, либо играете вничью с ним и вам жизненно необходим гол. Но кривоватые скрипты не были основной болезнью FIFA 15. Разработчики решили стимулировать покупку FIFA Points. Дело в том, что до этого существовала функция продажи карточки своему другу на трансферном рынке. Таким способом пользовались накрутчики, чтобы получать огромные суммы монет и покупать на них «паки» — лутбоксы или собирать сильнейшие составы. EA решила прикрыть лавочку, причем сталинскими методами: во-первых, они установили лимиты цен для продаваемых карт на рынке (чтобы бронзовых и серебряных игроков не продавали за миллионы), во-вторых, они полностью вырезали функцию обмена футболистов между друзьями. Это радикальное решение привело к тому, что в последующих частях FIFA доходы от монетизации возросли в разы, ведь игроки были вынуждены покупать FIFA Points, чтобы открывать паки. FIFA 16 тоже не принесла ничего нового, разве что, геймплей разнообразили добавлением функции определения гола, лицензировали женские сборные и добавили новый режим FUT – Драфт. Входная цена была 15 000 монет или 300 поинтов.
Вы уже чувствуете смердящий запах? Так пахнет доильня.
Как ты труп не украшай, он все равно мертвый…
Революция произошла с выходом FIFA 17. Игра пересела на плечи движка Frostbitе (ведь всем известно, что футбольный симулятор лучше всего работает на игровом движке для экшенов!). Создатели удивили комьюнити полноценным сюжетным режимом (обещали разветвленный сторителлинг, но линия сюжета никак не сворачивала в сторону с намеченного пути вне зависимости от принятых решений). История рассказывала про Алекса Хантера и его восхождение к молодой звезде профессионального футбола. В итоге, сюжет растянулся в трилогию и красиво завершился в FIFA 19. Это было одно из единственных глобальных нововведений в серии. Что же с геймплеем и FUT? Кардинально, ничего не менялось вообще. Гандикап в последних четырех частях снова прогрессировал: последние минуты каждого матча приносили кучу сюрпризов, когда защитник твоей команды, перехватывая мяч, мог пропустить его через текстуру ноги, просто остановиться при нажатии кнопки бега или бежать назад при движении вперед. С каждой новой частью после FIFA 17 EA возвращалась на свой старый путь мелких обновлений и графических доработок. Разработчики настолько плотно сели на иглу монетизации проекта, что откровенно наплевательски относились к производству новой части. Единственное геймплейное изменение в последних частях, это реализация пенальти и штрафных ударов: их стало сложнее выполнять и в этом есть существенный плюс. НО! В совокупности, геймплей менялся очень точечно, с каждой частью мяч становился тяжелее, футболисты ощущались, как более массивные и неповоротливые. Соглашусь, что это добавляет реализма в аркадный симулятор, но это настолько мелкие и субъективные вещи, что просить за каждое из них по 3 500 рублей – это зверство.
PS. Дойка предыдущего поколения все еще продолжалась. FIFA 17 и 18 выходили в релиз на PS3 и XBOX 360. Эти версии были сделаны на старом движке Impact 2012 года! Одна вещь, которая менялась в них – это составы команд, ведь старые версии были лишены геймплейных «новинок».
FIFA 20 – наглядное пособие о том, как загубить все хорошее, что осталось в игре. История Алекса Хантера завершилась, и в последней игре сценаристы развивали сюжетную арку его сестры Ким. Но, вместо развития истории Ким и внедрении женских лиг под лозунгом новой ветки Истории, геймеры получили переложенную на Frostbite FIFA Street с героями-пустышками, которые при каждом удобном случае издают хлопок радикального феминизма тебе на лицо. Тебе не хочется сопереживать, как это было с Хантером, тебе хочется скорее пропустить кат-сцену, чтобы сыграть матч. Деградировала и система матчей в истории: теперь это просто цикл матчей, разделенный импотентными сюжетными вставками. По сути, под видом нового режима Volta нам подсунули обновленную FIFA Street. Этой «новинки» хватает на часа 3, далее это однообразный геймплей в минимально различных локациях. Карьера – это просто позор. Обещали переделать этот режим, сделать его интересным. В итоге, спустя 2 месяца после релиза игры мы получаем обновление для пресс-конференций, которое добавляет систему, позволяющую влиять на игроков посредством ответов на вопросы журналистов. Точно такая же система есть в PES. Т.е. вместо проработки, детальной и уникальной, игроки получают ту же карьеру из FIFA 19 (основанную на базе карьеры из FIFA 14!) с нагло скопированной системой пресс-конференций. Так происходит, потому что издателю насрать на одиночную офлайн игру, ведь большинство играет в FUT и заносит денежки на покупку поинтов.
Последний гвоздь в крышку гроба
Цикл разработки одной части футбольного симулятора составляет 2-3 года в зависимости от изменений, вносимых в игру. Следовательно, создатели не могут реализовывать большие и революционные идеи в каждой новой части. Из-за этого страдает вся серия. Та концепция незначительных изменений, формула «нулевых» от EA сейчас идет только во вред. Она безбожно устарела. Разработчики не заинтересованы в продвижении проекта технологически, их больше заботит монетизация и привлечение дополнительного дохода. Игра настолько перестает удивлять, что былое «фиферское» сообщество на Youtube переходит к футбольным челленджам и к реальному футболу. Издатель потерял чувство аудитории: геймеры просят уменьшить гандикап, который уже несколько лет тянется паровозом за серией — они дают нам лицензию на Лигу Чемпионов, просят интересную карьеру – копируют систему из PES и вставляют ту же карьеру, что и в 19 части.
Единственным, верным решением был бы переход на подписочную систему с ежегодными обновлениями. Для FIFA это будет полезно, но «корпорация зла» не пойдет на радикальные изменения, если только комьюнити «фифы» перестанет быть измученной коровой на ферме, а станет самим фермером.