Раньше скейтбордистов недолюбливали, а теперь эта дисциплина есть на Олимпийских играх.
27 июня 1999-го Тони Хок первым успешно выполняет трюк «900», который более десяти лет считался невозможным. Четыре месяца спустя выходит Tony Hawk’s Pro Skater — игра, которая затмит достижения Хока, спасёт от краха студию Neversoft, откроет миру новые музыкальные группы и повлияет на целое поколение. Эти два события со временем превратят скейтбординг из субкультуры в мировой феномен.
Рассказываем, как один человек изменил отношение к этому экстремальному виду спорта и помог создать одну из самых популярных и влиятельных игровых серий.
Из субкультуры в мейнстрим
Мир, далёкий от скейтбординга, узнал о Тони Хоке, когда ему был 31 год. Вот только в своей сфере он к тому моменту уже успел превратиться в икону.
На «доске» Тони Хок начал ездить в 9 лет, в 11 принял участие в первом состязании, а уже в 14 подписал первый контракт со спонсором. В восьмидесятые и начале девяностых его знали как виртуозного и креативного скейтера. До своего главного триумфа он победил более чем в 70 профессиональных соревнованиях и придумал более 80 трюков.
Но все успехи Хока тогда были важны только для тусовки экстремалов.
Скейтбординг долгое время оставался нишевым увлечением, популярным в основном среди отдельных социальных групп, тяготеющих к панку, идеям свободы и независимости. Экстремальные виды спорта и катание на скейте в частности обрели популярность из-за свободы самовыражения. Ведь нет никаких установленных правил, можно придумать практически любой трюк и затем выполнить его.
Распространялся скейтбординг постепенно. В эпоху VHS энтузиасты снимали трюки на видеокассеты, обменивались ими с друзьями, а плёнки с записями профессионалов продавались в местных скейтшопах. Это были короткие ролики на одну-две минуты, сопровождаемые музыкой — чаще всего хип-хопом или панк-роком.
Затем увлечение стало проникать в популярную культуру. Вышел «Назад в будущее», где Марти Макфлай ездил на скейтборде, а потом и ховерборде. Затем — «Достигая невозможного», где герой почти весь фильм катается на «доске». Всё это привлекало новых людей в экстремальный спорт.
Однако всё это не меняло сложившуюся репутацию скетбординга как этакого хобби хулиганов. Были даже периоды, когда под влиянием властей и страховых компаний массово закрывались скейтпарки. Экстремалам ничего не оставалось, как искать новые места, где они смогут гонять на доске.
Порой они катались в торговых центрах, парках или на спортивных площадках школ, из-за чего против скейтеров заводились дела, а в обществе к ним росла неприязнь. Хотя проблема была простая и понятная — им было просто негде кататься.
Впрочем, к концу десятилетия ситуация улучшилась. В 1995 году американский кабельный канал ESPN создал X-Games, ежегодный чемпионат по экстремальным видам спорта. К соревнованиям привлекались главные звёзды разных направлений, среди которых Трэвис Пастрана из мотокросса, BMX-велосипедисты Мэт Хоффман и Дэйв Мирра. Тогда это событие каждый год смотрело порядка 200 тысяч человек.
1999 год стал поворотным для скейтбординга. На пятых X-Games после одиннадцати неудачных попыток Тони Хок первым совершил два с половиной вращения в хафпайпе и успешно приземлился — тот самый «900». Скейтбордист превзошел своё же достижение — трюк «720», который он первым выполнил в 1985 году. На следующий шаг у него ушло 14 лет, в процессе Хок сломал ребро, выбил зуб, не раз травмировал спину и получил сотрясение мозга. Спустя столько лет «900» превратился в этакий Святой Грааль скейтбординга. Его считали чем-то нереальным.
Триумф был настолько громким, что новость о нём вскоре разлетелась по непрофильным СМИ. Тони Хок моментально стал ассоциироваться со скейтбордингом за пределами сообщества экстремалов. О нём говорили во всём мире.
Буквально через два месяца вышла Tony Hawk’s Pro Skater, и её успех затмил даже личные достижения Тони Хока, как он позже и признался.
И, что самое интересное, игры могло и не быть — она появилась благодаря случаю.
Как экшен превратился в симулятор
Игры про скейтбординг выходили и раньше. Atari ещё в 1986 году выпустила 720°. Была California Games 1987 года. C 1987 по 1991 год выходила серия Skate or Die! Но лучшее, что они предлагали — выполнять простенькие трюки в хафпайпе.
Также стоит выделить аркадный автомат Top Skater 1997 года. Хотя его игровой процесс мало чем отличался от гонки, похожий на скейт контроллер позволял выполнять базовые вещи вроде олли или кикфлипа.
Секрет Pro Skater в том, что она появилась в нужное время и с нужным посылом. Игра идеально отражала культуру скейтбординга. В качестве локаций использовались как знаковые для скейтеров места вроде парка под бернсайдовским мостом, так и места, где они могли бы потенциально кататься — к примеру, улицы Сан-Франциско, школа и торговый центр. Сессии длились две минуты — почти как любительские записи на видеокассетах. В игре легко выполнялись известные трюки, и всё это под панк-рок — музыку контркультуры.
Neversoft во многом попала в точку благодаря видению Тони Хока. Он вырос на видеоиграх и понимал культуру скейтбордистов. А когда увидел первый прототип игры, то сразу понял, что благодаря своему опыту поможет сделать аутентичный симулятор. Хотя в тот момент Хок был близок к тому, чтобы подписать контракт с другой студией.
В прототипе, который так понравился Тони, неспроста был Брюс Уиллис. На самом деле демо собрали из кусков посредственного экшена.
В 1998 году Neversoft находилась на грани закрытия студия израсходовала почти весь свой бюджет, делая Big Guns для Sony. Издатель то и дело просил переработать проект, а потом просто отменил его.
Разработчикам повезло, что с ними в скором времени связалась Activision и попросила помочь доделать Apocalypse, амбициозный шутер, в котором собирались воспроизвести идею жанра бадди-муви. Главного героя сопровождал Джон МакКлейн из «Крепкого орешка», подсказывал, как расстреливать плохих парней, и отпускал глупые шутки по этому поводу. Вот только идею некому было воплотить.
Издатель остался доволен и предложил команде поработать над чем-нибудь ещё. Они отправились на творческие поиски.
Именно Top Skater навёл разработчиков на мысль взять за основу Apocalypse и превратить её в симулятор скейтбординга.
Сначала они просто поставили героя Брюса Уиллиса на доску и научили его кататься по крышам в некоем виртуальном мире. А потом постепенно продумывали физику и систему трюков. Геймплей стремились сделать максимально понятным.