Как The Secret of Monkey Island™ научила меня красиво ругаться и насаживать врагов на меч, как шашлыки на шампур

Рассказ о механике, дающей ценные жизненные уроки.

Как The Secret of Monkey Island™ научила меня красиво ругаться и насаживать врагов на меч, как шашлыки на шампур

Кто научил вас ругаться? Отец, вымещавший на вас накопленную за день злость? Или дед, который после рюмашки-другой принимался костерить нынешнюю власть и нынешнее же поколение? А может быть, дворовые пацаны, цедившие неловкие матюги сквозь дырки в молочных зубах?

Все они если и учили чему-то, то только площадной брани, топящей остроумные сентенции в срамных междометиях. Нет, ответьте себе: кто научил вас ругаться красиво? Так, чтобы вызывать оторопь у оппонента изящной словесностью, а не вульгарными, пусть и витиеватыми конструкциями. Ответьте себе на вопрос: умеете ли вы так ругаться?

Мастера навыка полемики на повышенных тонах, как правило, не делятся своими знаниями с кем попало. Сперва бельцу положено показать стремление и норов, а уж после садиться за изучение богатого наследия оскорбителей прошлого, среди которых, переходя к главному, немало пиратов. Как реальных, так и, что называется, «новых российских».

Азы изящного унижения, например, может преподать Дюк Нюкем, скалящийся с обложки легендарного сборника «170 игр на русском языке». Разухабистая похабщина, обёрнутая в голос Джона Сэнт Джона, и обогащает, и забавляет изрядно. Однако настоящий учебник скрывается на N-ой странице синего как Norton Commander меню диска, под литерой «T» — The Secret of Monkey Island™.

Хотя, стоп, возможно, литера была иной. Пиратская прихоть вполне могла сократить громоздкое название до лаконичного «Monkey Island». Могла она даже отрезать остров, лишить его любой «возможности» или «оправдания», оголив до неприглядной обезьяны. Рассуждать об этом, впрочем, — занятие пустое и ни на йоту не приближает нас к предмету разговора.

Опуская ненужные подробности, The Secret of Monkey Island™ — не самая достоверная репрезентация пиратского быта, но кладезь знаний и мудрости, до которой своим умом можно добраться лишь к глубокой старости. Авторы игры Рон Гилберт, Дэйв Гроссман и Тим Шейфер, подобно терпеливым наставникам, посвящают в самые важные тайны мироздания.

Они рассказывают, какие проблемы с пищеварением могут возникнуть у каннибалов, из чего делается пиратский грог (керосин, пропиленгликоль, искусственные подсластители, серная кислота, ром, ацетон, красный краситель №2, scumm, пластичная смазка, электролит и/или пепперони) и, конечно, рекомендуют никогда не платить больше 20 баксов за видеоигру.

Но образовательный потенциал The Secret of Monkey Island™ простирается далеко за пределы энциклопедических фактов и житейских советов. У старенького квеста LucasFilm Games есть и практическая польза — он учит залихватски ругаться.

Но перед тем, как переходить к дидактической составляющей The Secret of Monkey Island™, проверьте, насколько вы от природы сильны в оскорблениях. По ходу текста будет четыре опроса, а в самом конце, под спойлером, — ключ с ответами. Поверьте, если сейчас вам тяжело, то через несколько абзацев вы уже сможете разить словом наповал.

Итак, немного контекста. The Secret of Monkey Island™ — это история паренька с забавным именем Гайбраш Трипвуд. Он отважен, умеет задерживать дыхание на 10 минут и мечтает стать пиратом. Просоленные морские волки насмехаются над чаяниями Гайбраша, но всё же позволяют ему пройти три испытания, своеобразный экзамен.

Его сдачей сюжет The Secret of Monkey Island™ не завершается, однако тут мы, во избежание спойлеров, не будем вдаваться в подробности дальнейших приключений новоявленного пирата. Как не будем касаться и двух испытаний, сосредоточившись на одном, — победе над мастером меча.

Фехтование — это то, без чего пиратское приключение представить невозможно. Так же думал и Рон Гилберт, когда создавал The Secret of Monkey Island™. В то же время экшен-сегменты в квестах казались разработчику неуместными — всё-таки игроки приходят сюда ломать голову, а не пальцы. Перед LucasFilm Games возникла задача: сделать такую боевую систему, чтобы она органично смотрелась в рамках жанра. Помогло старое кино с Эрролом Флинном.

Я обратил внимание на то, как много времени уделено разговорам в этих фильмах; как часто герои оскорбляют и подкалывают друг друга. Мне показалось, что этого тут больше, чем сражений на мечах.

Рон Гилберт

разработчик

Так родилась идея сделать бои «диалоговыми» , то есть привязать атаки к репликам. Выглядит следующим образом: какой-нибудь убогий пират без цели в жизни позволяет себе нелестно отозваться в адрес внешности Гайбраша, его умственных способностей или возраста. Нам же предлагают заткнуть рот визави ответной остротой из списка доступных. Ответите остроумно — оппонент сделает шаг назад; ответите невпопад — оттеснят уже Гайбраша. Повторять до капитуляции противника, либо до собственного фиаско.

Но не будем забегать вперёд. Прежде чем махать шашкой, нужно научиться её держать. Разжившись оружием на острове Мелей™, Гайбраш отправляется прямиком к мастеру меча — легендарной Карле. Разумеется, столь известная особа не горит желанием скрестить клинки с каким-то новичком, пусть и весьма дерзким. Сначала Гайбрашу нужно освоиться и заработать имя, а уже потом выходить на бой против лучших.

За обучение главного героя, а следовательно, и игрока, берётся капитан Смёрк. Много лет назад он сражался с Карлой и проиграл, но не потерял хватки. Вояка до гроба, который не выпускает сигару из крепко сжатых зубов, он готов (не бесплатно) преподать игроку и Гайбрашу важный урок, который должно усвоить не только на пути к победе над Карлой, но и, пожалуй, в жизни.

Драться на мечах — это как заниматься любовью. Важно не то, что ты делаешь, а то, что говоришь. Любой пират может размахивать острой железякой в надежде кого-то прирезать, но настоящие профессионалы… Они знают, когда нужно оскорбить соперника, чтобы застать его врасплох. Понимаешь, парень, твой ум должен быть вдвое острее клинка.

Капитан Смёрк

эксперт-мечник

The Secret of Monkey Island™ показывает, что слово сильнее меча. Оно, конечно, не может прошить насквозь, устроить внутреннее кровотечение, разрезать сухожилия, лишить глаза, отрубить кисть, сковырнуть родинку, полоснуть по горлу, превратить кишки в труху, а суставы в пыль, порвать рот от уха до уха, сломать кость и проделать ещё одну дырку пониже спины. Зато слово позволяет клинку сделать своё дело. Удачное оскорбление, способное выбить оппонента из колеи, — ключ к самой глухой обороне. Это первый урок, который должно усвоить и Гайбрашу, и игроку.

Возвращаясь к истории разработки The Secret of Monkey Island™. Тим Шейфер не был уверен, что Insult Sword Fighting — именно так называется мастерство, которое осваивает Гайбраш, — придётся по вкусу пользователям. В начале 90-х квесты были очень популярны и аудитория плюс-минус понимала, чего ждать от очередной игры на движке SCUMM, AGI или SCI.

Философия Sierra и, например, четы Коулов, создавшей серию Quest for Glory, допускала наличие боевой системы в адвенчуре. Рон Гилберт считал (да и сейчас считает) иначе. «Для меня приключенческая игра — это не о том, как вы отправляетесь в приключение. Это о решении загадок, интеллектуальном продвижении», — говорил он.

К чему всё это: узнав, что в квесте есть боевая система, геймеры нисколько не удивлялись. Более того, они ожидали чего-то привычного, похожего на аркады и файтинги. Именно поэтому Тима Шейфера так беспокоил необычный подход к реализации сражений в The Secret of Monkey Island™.

Я говорил: «Не знаю, понравится ли людям этот Insult Sword Fighting, потому что они будут ждать чего-то похожего на Karateka: атака сверху, атака в корпус, атака снизу; блок сверху, блок корпуса, блок снизу» […] Я думаю, что это было действительно смелое творческое решение — я не мог поверить, что мы это делаем. Это было правильно, несомненно, и я недолго спорил. Кажется, Рон научил меня, что нужно не бояться странных новых идей, а отстаивать их — это знание я несу с собой по сей день.

Тим Шейфер

разработчик

Видите? The Secret of Monkey Island™ учит не только Гайбраша и игрока, но и своих создателей. Всего одна механика способна преподать столько уроков стольким людям. Но этой механикой надо в полной мере овладеть.

Гайбрашу, познавшему основы боя в зале капитана Смёрка, следует заточить язык. И нет лучше педагога, чем сама практика. Закрепившись на одном из перекрёстков острова Мелей™, начинающий пират принимается задирать всех проходящих вокруг, чтобы пополнить свой (и игрока) словарный запас.

Попервой будет трудно. Всякий пьяный доходяга в полосатой футболке заставит Гайбраша выкинуть меч и заскулить. Поражение за поражением, неудача за неудачей — так может может пройти немало минут.

Однако каждая ошибка звонкой монетой падает в копилку опыта. Униженный и оскорблённый игрок терпит удары не просто так — Гайбраш запоминает любую доселе неслыханную колкость и дерзкий отзыв на только что опробованное ругательство, чтобы потом использовать их в следующем бою.

Мало-помалу лексикон Гайбраша и игрока будет увеличиваться, а между досадными провалами замелькают первые победы. Противникам всё чаще будет нечего сказать. Всё чаще они, прижатые к правому краю экрана, будут вскидывать руки и молить о пощаде.

С геймплейной точки зрения, этот этап — чистейший гринд. Нужно просто стоять на одном месте и ждать, пока до Гайбраша не докопается очередной забулдыга. Потом надо выбрать реплику, на которую герой ещё не знает ответ, и надеяться, что противнику он известен.

На освоение всех оскорблений потребуется какое-то время, потому что эта система в The Secret of Monkey Island™ отдана на откуп случайности. Никогда не знаешь, произнесёт этот пират что-то новенькое, чем можно пополнить словарь, или будет невразумительно бубнить, пропуская один удар за другим.

Однако же гринд не утомляет (разве что самую малость) — всё дело в том, как здорово ощущается механика сражений и какими потешными оскорблениями перекидываются персонажи. Многие реплики написал фантаст Орсон Скотт Кард, автор «Игры Эндера», и, кто знает, может быть, навыки Insult Sword Fighting пригодятся и в невесомости.

В конце 80-х Кард начал сотрудничать с LucasFilm Games. Руководство студии пригласило писателя в офис, который находился на территории Ранчо Скайуокер, где трудился сам Джордж Лукас. Ознакомившись с наработками по The Secret of Monkey Island™, Кард пришёл в восторг и сам вызвался помочь. Свои обязанности по придумыванию хлёстких оскорблений он, впрочем, переложил на других.

Я горжусь этими оскорблениями, хотя мне с ними помогали. Сначала оскорблениям следовало быть действительно ОТСТОЙНЫМИ, чтобы он [Гайбраш] мог изучить более изощрённые в последующих битвах. Поэтому я спросил своих детей — тогда они ещё учились в школе — какие отстойные оскорбления они слышали от сверстников на детской площадке.

Потом, потому что им нравился сам процесс (а я пробовал некоторые оскорбления и «ответки» на семье), мои дети добровольно предложили свои «хорошие» оскорбления и ответные реплики (я взял слово «хорошие» в кавычки, ведь не существует такой штуки, как хорошее оскорбление, не так ли?). Некоторые из их вариантов вошли в игру.

Впрочем, я не признал за детьми никаких заслуг, а все деньги оставил себе. Дети — угнетённое меньшинство, и я, со своей стороны, намерен поддерживать такой порядок вещей.

Орсон Скотт Кард

писатель

В конце концов, когда за плечами у Гайбраша будет несколько побед, а список известных ругательств разрастётся до внушительных размеров, один из головорезов восхитится способностями юного пирата и посоветует сразиться с мастером меча. Ничто, однако, не мешает остаться на перекрёстке и потренироваться — тяга к знаниям прекрасна.

И всё же Карла не ждёт. К тому же, в бою с ней механика Insult Sword Fighting раскрывается с неожиданной стороны.

Мастер меча нехотя поднимает клинок, уверенная, что перед ней всего-навсего бездарный претендент на её звание, один из сотен. Ей невдомёк, через что прошёл Гайбраш и каких слов понахватался. Но самое главное — Карла не знает, что к этому моменту игрок усвоил все правила.

Даже если прежде он побеждал исключительно методом зубрёжки, заучивая единственный правильный ответ на каждое оскорбление, от намётанного уже глаза (и уха) почти-мастера-брани не уйдут логические связи между репликами. Так что и на уникальные, неизвестные другим пиратам колкости Карлы у игрока найдётся старый добрый, опробованный в десятках схваток отзыв. Новых The Secret of Monkey Island™ в кульминационном сражении не предлагает.

Бой с Карлой — это проверка игрока и невероятно изящное завершение сюжетной арки, для которой придумали целую механику. В LucasFilm Games написали для мастера меча уникальные оскорбления, на которые нужно отвечать собранными ранее фразами. Это делает гринд на перекрёстке значимым и плюс — наполняет новыми смыслами уже заученные реплики. Чувство удовлетворения, которые испытываешь, застав Карлу врасплох крепким словцом, сильно даже на пятое перепрохождение The Secret of Monkey Island™.

И вот Карла повержена, а Гайбраш получил футболку с надписью «Я одолел мастера меча». Приключения только начинаются, но и главный герой, и игрок уже научились многому. Как минимум красиво ставить задиру на место. Умение хорошо оскорблять — как бы маргинально это ни звучало — пригодиться и на Карибах, и в быту.

И если вы ещё не овладели им и страстно горите, то лучшего руководства, чем The Secret of Monkey Island™, не найти. В этой игре есть ещё много чего смешного и поучительного, так что, разобравшись с мастером меча, не стоит бросать прохождение. Дальше будет больше. Но помните: решившись сопровождать Гайбраша, ни в коем случае не давайте своему геморрою воспалиться, не деритесь как корова и научитесь, наконец, не ковырять в носу.

Правильные ответы

Содержание скрыто

Показать

  1. «Ты дерёшься как фермер» — нет правильного ответа.
  2. «Я общался с обезьянами, которые были вежливее тебя» — «Здорово, что ты побывал на семейном сборище».
  3. «Ты уже перестал носить подгузники?» — «А что, одолжить тебе?».
  4. «Я всего раз в жизни видела такого труса!» — «Должно быть, это он научил тебя всему, что ты знаешь».

P.S. Ну а если вам совсем тяжело продираться через не всегда логичные загадки старенького квеста, но попробовать мини-игру с оскорблениями хочется, то моддер под ником Karza сделал отдельную её версию, которая запускается прямо из браузера.

#мнения #monkeyisland

 

Источник

Читайте также