Вышедшую в конце 2021 года адаптацию культового аниме-сериала «Ковбой Бибоп» от Netflix ругали за излишнюю клоунаду, дешевую постановку, ненужные сюжетные линии и, что самое главное, за растрачивание философских тем, на которых строилось повествование оригинала. Разбираемся, какие направления философии раскрывает оригинальный «Ковбой Бибоп».
«Ковбой Бибоп» – один из самых влиятельных аниме-сериалов . Он вышел в конце 90-х, в эпоху смелых экспериментов, когда студии после успеха «Евангелиона» Хидэаки Анно охотно спонсировали авторов с серьезными историями для взрослой аудитории. Таким автором стал и Синъитиро Ватанабэ, японский режиссер, который не смог получить место в киноиндустрии и решил пойти в мультипликацию. В открывающих титрах к «Ковбою Бибоп» он изложил главную фишку сериала: создать духовного наследника джаза в аниме, который бы каждую серию удивлял своим разнообразием и нес бы в себе глубокий эмоциональный подтекст.
Новаторский подход Ватанабэ был принят не сразу, особенно на родине в Японии, но, после выхода на западных экранах, «Ковбой Бибоп» моментально получил культовый статус и всеобщую любовь зрителей. Причин на то несколько. Во-первых, сериал запоминается своим саундтреком. Идеи и увлечения Ватанабэ разделяла композитор Ёко Канно. Специально для сериала она создала джаз-группу SEATBELTS, с которой записала целый альбом в жанрах блюз и джаз. Режиссер настолько сильно доверял Ёко в творческом плане, что даже просил писать композиции наперед, чтобы вдохновляться ее музыкой при создании сцен. Во-вторых, будучи изрядным синефилом, Ватанабэ пропитал свой сериал эстетикой золотого века кино и нового Голливуда. Сложно найти аналог, в котором бы сразу соединялись вестерн, нуар, хоррор, научная фантастика, гонконгский боевик, ситком и даже блэксплотейшн, нишевый жанр фильмов 70-х годов, построенный на популярных стереотипах для афроамериканской аудитории. Мультипликация походит на настоящий фильм, благодаря чему многие советуют «Ковбоя Бибоп» тем, кто хочет начать смотреть аниме, но кого отталкивает японская анимация. И, в-третьих, сюжет и персонажи, построенные на известных философских направлениях, находят отклик у зрителя за счет эмоциональных и знакомых жизненных тем.
See you, space cowboy. Даосизм
Сюжет «Ковбоя Бибоп» вращается вокруг группы космических охотников за головами, которые пытаются справиться с давящим их прошлым. Среди охотников есть бывший член преступного синдиката Спайк Шпигель, разочаровавшийся в работе коп Джет Блек, девушка-плутовка с амнезией Фей Валентайн, экстраординарный хакер-сирота Радикал Эдвард и гениальный корги по кличке Айн. Образ жизни и цикличность приключений героев хорошо описывается философией даосизма.
Даосизм – древняя китайская религиозная философия о жизни в гармонии с Дао, формировавшаяся с V века до н. э. по XVII век н. э. За это время было создано около 1500 канонических сочинений. Ядром даосизма является книга «Дао Дэ Цзин» авторства мудреца Лао-цзы. Он создал основную концепцию направления: чтобы быть счастливым, нужно жить в едином потоке с Дао, неизвестной вселенской энергией, которую невозможно постичь и описать. Дао само распоряжается событиями и происходящим вокруг нас. Неважно, что делает человек, он не сможет повлиять на циклы бытия. Философия даосизма учит жить по течению – принимать то, что случилось, и идти дальше.
В сериале это показано через преступников, которые одержимо плывут против течения в попытке что-то поменять или достичь. Так, один персонаж, молодой ученый, безуспешно пытавшийся предотвратить глобальную катастрофу, всю жизнь планировал отомстить ее виновникам, но из-за старости забыл, для чего это делал, и умер. Другой персонаж, Вэн, стал жертвой катастрофы и обрел бессмертие. Множество лет оно сводило его с ума, пока он не начал устранял всех, кто узнавал его особенность. Только насильно получив специальное вещество, отменяющее бессмертие, он смог почувствовать облегчение и счастье перед моментальной смертью.
Им в противовес выступает команда «Бибопа», в особенности Спайк, главный герой сериала. Его отношение к жизни и тренировки по методике Джит Кун-Дот, согласно которой тело должно быть словно вода, воплощают идеи «бытового даосизма». Обычному человеку не получится полностью следовать Дао. Учения даосизма описывают сложные связи между космосом, духом и природой посредством энергии ци, всем связующим. Только монахи, проводящие много времени за медитациями и изучением книг, соответствуют философии даосизма по-настоящему.
В одной из серий, медленно падая в космическом корабле, Спайк просто закуривает сигарету со словами: «Что случается, случается», и ничего не делает. Подобное бездействие называется «У-вэй», или созерцательная пассивность. Она учит пониманию, когда стоит действовать, а когда проще отступить и принять все как есть. Не нужно тратить время и силы, чтобы бороться с непобедимым течением, нужно уметь подстраиваться и делать дальше шаг вместе с ним.
Основной состав экипажа «Бибоп», кроме Спайка, по ходу развития сюжета находит способ жить в гармонии с Дао и отпустить прошлое. Спайк же, сам того не понимая, лишь притворяется, что живет в гармонии с Дао. Его сильно волнует вражда с синдикатом и потерянная возлюбленная, поэтому, когда они появляются на его пути, Спайк готов безрассудно нарушать собственные устои ради ощущения связи с прошлым. Связи с вещами и событиями в мире хорошо описывает философия стоицизма.
Easy come, easy go. Стоицизм
Стоицизм, или зенонизм, был основан в Афинах около 300 год до н. э. и получил свое название благодаря выступлениям у Расписной стои Зенона Китийского. Стоицизм был доминирующей философией вплоть до III века до н. э, пока христианская культура не начала ее вытеснять. Одним из интересных представителей стоицизма был Марк Аврелий, римский император, успешно правивший 19 лет благодаря знаниям философии.
Основой направления являются мысли, которые даны только избранным и образованным людям, мудрецам. Мысли становятся благом и инструментом, позволяющим анализировать происходящие вещи и управлять своими эмоциями. Кроме того, мыслящий человек находится в связи с космической материей, Логосом. Логос, как и Дао, людям не дано постичь, с ним возможно только наладить духовную связь.
Стоики верили, что все вокруг нас связано нитями как вещественно, так и событийно. Каждое действие влияет на другие события по принципу эффекта бабочки. В сериале «Ковбой Бибоп» герои постоянно натыкаются друг на друга и их прошлое всплывает в случайные моменты жизни, что кажется естественным, так как у всех в жизни бывали подобные совпадения. В первых сериях Спайк говорит, что недолюбливает детей, стерв и собак, но по волею судеб оказывается со всеми ними на одном корабле.
В наше время стоицизм обрел новую волну популярности в формате социального тренда. Он направлен на контроль собственных эмоций и повышение стрессоустойчивости. Если мы находимся в веренице различных связей, которые не можем контролировать, единственное, что нам подвластно – реакция на эти события.
Может показаться, что стоицизм – крайне эгоцентричная и пассивная философия, но это не так. Древние стоики старались распространять свои знания ради улучшения общества вокруг путем самосовершенствования. Философы агитировали людей соблюдать четыре добродетеля: умение трезво и спокойно ориентироваться в сложных ситуациях (мудрость), самообладание и сдержанность во всех аспектах жизни (уверенность), честное отношение к другим, даже если они ошибаются (справедливость), и доблесть, как в ответственных ситуациях, так и повседневных трудах.
Сюжет «Ковбоя Бибоп» показывает, как стоицизм описывает отношения между людьми в социуме. Мы чувствуем себя цельными, когда ощущаем налаженную с кем-то или чем-то связь. В начале сериала персонажи усердно держатся за прошлое: Спайк за жизнь в синдикате, Джет за неразделенную любовь, Фэй за осколки воспоминаний. Прошлое – единственное, что у них есть и что напоминает им о существовании. Разрывая эти связи, они сталкиваются с принятием бессмысленности своего бытия, но по ходу развития сериала обрастают новыми связями друг с другом и вновь находят жизненный тонус. Прошлое остается с нами при любом раскладе и мы несем память о нем в себе. Если мы хотим, чтобы жизнь была не такой пессимистичной, нужно перестать маниакально держаться за старые и неактуальные связи, от которых остался лишь негатив. Сериал говорит, что человек – свободное существо, которому дозволено самостоятельно выбирать то, как распоряжаться своей жизнью. Этот тезис является фундаментом для другого популярного направления в философии – экзистенциализма.
You’re gonna carry that weight. Экзистенциализм
Основоположником экзистенциализма принято считать Сёрена Кьеркегора. Еще в XIX веке он писал работы о экзистенции и выдвигал утверждения об отсутствии чего-либо после смерти. Эта концепция ознаменовала начало кризиса в представлениях о жизни человека. Культура наших предков сильно опиралась на религиозные и духовные темы, в которых загробные миры устанавливали обычаи и порядки при жизни. К эпохе Новейшего времени развитие психоанализа, работы Фридриха Ницше, Жана-Поля Сартра и Альбера Камю, а также многочисленные военные конфликты и революции подорвали привычные ценности человека. Если, как говорил Ницше, «Бог мертв», а нас ждет неизбежная гибель, после которой пустота, то что остается делать при жизни? Теперь в умах человека XX века фигурирует цель, как главнейшая составляющая жизни, которая стоит выше существования и выживания.
Экзистенциалисты утверждали, что вещи, у которых есть цели, имеют их, потому что они были созданы для этого. Нас не мог сотворить Бог, потому что у нас от рождения нет цели. Мы сами их устанавливаем для себя, иначе наше существование не имело бы смысла. Альбер Камю сформулировал парадокс бытия: как что-то без цели может создавать для себя цель? Подобное противоречие подчеркивает хаотичность и бессмысленность всего вокруг нас.
Предыдущие идеи связи с чем-то единым, будь то Логос или Дао, также подверглись сомнениям. Согласно экзистенциализму, человек ни с чем не связан, он – центр собственного бытия, пустая оболочка, признанная наполняться в процессе жизни. «Ковбой Бибоп» интересно показывает эту идею путем создания окружающего мира. После природного катаклизма, вызванного по вине человека, Земля стала непригодной для жизни. Люди переселились на разные планеты Солнечной системы, а государства и границы перестали существовать. В большом космосе остался только человек, мультинациональное существо без дома, обреченное скитаться в поисках смысла бытия. Бездействие, так еще и в открытом космосе, негативно сказывается на эмоциональном тоне человека, из-за чего жизнь кажется мукой.
Темы экзистенциализма усиливает и эпизодический формат сериала. Каждая серия – самостоятельная маленькая история с началом и концом, между которыми – вакуум. Герои мучаются от пребывания в пустоте и вынуждены ловить преступников, чтобы хоть как-то прокормить себя. Подбирая очередной заказ, они становятся наблюдателями одержимых своими идеями людей, чьи судьбы могут в любой момент оборваться и от целей ничего не останется. Поэтому, вцепившись в начале сериала в свое прошлое, герои боятся с ним расстаться, так как потеряют смысл существования, а также не хотят начинать что-то новое, так как видели множество раз, как всему приходит конец.
Вышеописанное направление часто ошибочно воспринимают крайне депрессивно. Но на самом деле смысл экзистенциализма в том, чтобы подчеркнуть абсолютную свободу и что люди сами виноваты в своей тревоге и грусти. Идеи экзистенциализма помогают гибко и разнообразно устроить свою жизнь. Человек состоит из поступков и накопленного им опыта. Мы – то, что мы делаем. Любое бездействие будет давить, поэтому нам свойственно искать для себя занятие и двигаться по плану к целям.
Спайк Шпигель, не желая расставаться с прошлым, был вынужден расплатиться самым дорогим, что у него было. К концу сериала у него остается единственная цель, достигнув которую он сможет узнать, «жил ли он все это время по-настоящему». Ответ на этот вопрос можно получить, посмотрев сериал.