Созданный в 1938 году писателем Джерри Сигелом и художником Джо Шустером, Супермен быстро обрел популярность, перебрался на ТВ и в кино. И стал не только символом всепобеждающего добра и справедливости, но и ролевой моделью для нескольких поколений подростков и действительно повлиял на реальный мир.
1. Появление супергероев
Супермен впервые появился как самостоятельный персонаж в 1938 году, став первым супергероем в комиксах DC. Но первым супергероем вообще его считать все же нельзя. В начале
2. Позитивный миф о сверхчеловеке
Образ героя-криптонца перекликается с идеями Ницше о сверхчеловеке, которые легли в основу нацистской идеологии. «Уберменш» в дословном переводе с немецкого на английский звучит как ‘Супермен’. Еще в 1903 году Бернард Шоу написал пьесу «Man and Superman», подразумевая именно ницшеанское понятие. Собирались ли создатели «Человека из стали» Джерри Сигел и Джо Шустер как-либо обыграть связь с нацистским сверхчеловеком — вопрос спорный. Но за пять лет до официального «рождения» своего персонажа они выпустили комикс-фэнзин с историей «Правление Супермена» о человеке, получившем в результате эксперимента сверхсилу и жажду властвовать над миром. Традиционный же Супермен был исключительно позитивным героем — воплощением идеи правды, сторонником ненасильственного метода улаживания конфликтов и альтруистом.
3. Победа союзников во Второй мировой
С гитлеровцами и подданными Хирохито Супермен сражался только в комиксах и кино. В реальной жизни влияние супергероя было идеологическим. После нападения японцев в США объявили призыв. Новичкам необходимо было управляться с военной техникой, а многие из них даже не умели читать. Поэтому Министерство обороны проплатило 23 спецвыпуска комиксов о Супермене, распространяя их среди солдат для ликбеза. Герой с Криптона не остался вне поля зрения и антинемецкой пропаганды. В начале
4. Комплекс Супермена
Так называется нездоровое чувство ответственности или убеждение в том, что никто другой не справится с работой из-за отсутствия необходимой компетентности или способностей. Это также и постоянное желание кого-то спасти. Впервые комплекс Супермена упомянуто в научной работе 1954 года «Соблазнение невинных». Автор произведения — немецко-американский психиатр Фредрик Вертхам — писал о тлетворном влиянии культуры комиксов на молодежь. Доктор описывал Супермена как чуждого Америке персонажа и фашиста. Более того, он обвинил супергероя в том, что его образ пропагандирует удовольствие от наблюдения за мучениями других людей, в то время как сам наблюдатель остается нетронутым. Научный труд Вертхама впоследствии раскритиковали. А понятие «комплекс Супермена» приобрело еще одно значение: так говорят о молодых мужчинах, уверенных в том, что с их здоровьем не может случиться ничего плохого.
5. Разоблачение ку-клукс-клана
Генерал Зод и Лекс Лютор раньше были далеко не самыми главными врагами Супермена. Человек из стали решал более насущные проблемы: ловил воров, наркоторговцев, продажных политиков и воевал с нацистами. Неудивительно, что среди злодеев оказались и куклуксклановцы. На протяжении
6. Популяризация еврейской мифологии
Несколько зарубежных ученых и публицистов утверждают, что образ Супермена принадлежит еврейской культуре. И не только потому, что создатели героя Джерри Сигел и Джо Шустер — представители богоизбранного народа. Данное Супермену на Криптоне имя Кал-Эл на иврите похоже на фразу «голос Бога». Человека из стали сравнивают с человеком со скрижалями — Моисеем. Чтобы спасти младенца Супермена, родители пустили его в космической шлюпке в неведомом направлении, маленького Моисея — по реке в корзине. Супермен, как и многие евреи, вынужден жить на чужой земле. Фамилия Кларка Кента — измененная Коэн, которую брали себе еврейские мигранты в США. Сегодня в Израиле популярны футболки, на которых знак Супермена вписан в звезду Давида. Совпадение или нет, но в «Человеке из стали» мать Кал-Эла играет израильтянка Айелет Зурер.
7. Юмор
Самая первая пародия появилась спустя три года после создания супергероя. Тогда в костюм с плащом облачили мультипликационного грызуна — Могучую Мышь. Супергероя пародировали и в мультфильмах Looney Tunes, и в скетчах «Монти Пайтон». Со всем пылом образ Супермена принялись нелепо эксплуатировать в Болливуде, даже не подразумевая пародию: в 1960 году вышло два черно-белых фильма, в которых Супермен носил маску и очки для летчиков. Сверхспособности и отличия криптонца от землян сами по себе становятся предметом различных шуток. Например, в «Тусовщиках из супермаркета» Кевина Смита есть юмористический диалог о смертельной для землянок эякуляции Супермена. Шутка эта возникла не на пустом месте: она основывается на эссе Ларри Нивена «Человек из стали и женщина с Kleenex», в котором вопрос половой жизни супергероя обсуждается вполне серьезно.
8. Искусство
Супермен послужил вдохновением для музыкантов, художников и скульпторов. Шотландский фолк-рокер Донован в 1966 году исполнил первую песню о Человеке из стали «Sunshine Superman». Согласно ее тексту, источником суперсилы является наркотик ЛСД. Композиции о Супермене есть в творчестве R.E.M., Kinks, Аланис Морисетт, Эминема, Джона Бон Джови и многих других. Художников и скульпторов Супермен привлекал больше как символ американизма и идеального человека. Самой дорогой художественной работой, посвященной данной теме, стала картина Энди Уорхола «Супермен» 1960 года. Не так давно ее продали за $47 млн. Из других интересных арт-работ о Супермене можно вспомнить наполовину расплавленную статую супергероя под названием «Нас больше некому спасать» и памятник разбившемуся об асфальт Человеку из стали в Праге.
9. Реклама
Символ на груди Супермена был зарегистрирован как торговый знак в 1945 году. С тех пор костюм Супермена, его знаменитый жест с разрыванием на себе рубашки, суперсилы и прочее стали излюбленными образами у рекламистов. В
10. Создание сериала «Сайнфилд»
Величайшее телешоу всех времен, по версии издания TV Guide, «Сайнфилд» никогда бы не появилось, если бы его создатель не был фанатом Супермена. Существует миф, что в каждом из 180 эпизодов сериала о нью-йоркских невротиках есть какая-то отсылка к супергерою, пусть даже такая мелочная, как расцветка трусов одного из персонажей. Ярые фанаты «Сайнфилда» пишут статьи, развенчивая этот миф. Тем не менее мифология Супермена используется в ситкоме часто. В 2003 году, когда сериал был уже несколько лет как свернут, по американскому ТВ показывали серию промокороткометражек для American Express. В них протагонист телешоу Джерри Сейнфелд гуляет по городу, заглядывает в закусочные или просто едет в автомобиле вместе с рисованным Суперменом. Режиссером этих роликов выступил Барри Левинсон.