Известно, что братья Коэны делают свои фильмы, вдохновляясь и заимствуя идеи, приёмы и темы из других кинолент, являющихся образцовыми представителями своего жанра, стиля и эпохи. «Фарго» не стал исключением. Что фильм, что сериал по его мотивам берут своё начало у спагетти-вестерна Серджио Корбуччи «Великое молчание» (или просто «Молчун») 1968-го года выпуска. Этот же вестерн, кстати, вдохновлял Квентина Тарантино при создании «Омерзительной восьмёрки».
По сюжету, действие которого происходит во времена Великой метели (т.е. в 1898 году) в штате Юта, в небольшом городке в горах охотники за головами выслеживают и убивают скрывающихся местных жителей, которые ради пропитания в столь, мягко говоря, суровых погодных условиях вынуждены массово становиться бандитами. Среди охотников выделяется донельзя болтливый Локо, получающий удовольствие от убийств, но цинично пытающийся казаться честным человеком. Охотников же за головами, в свою очередь, убивает некий Молчун – немой человек с перерезанными голосовыми связками. Важно, что Молчун всегда убивает только в качестве самообороны, т.е. когда противник уже достал оружие.
Бо́льшая часть мужского населения городка прячется в горах, отнимая у путников всё, что можно съесть, включая лошадей, и ожидает, что губернатор объявит им амнистию. Губернатор обещает амнистию ради победы на выборах, но объявлять её не спешит, а вместо этого посылает в город нового шерифа Гидеона Бёрнетта, чтобы тот сбавил накал страстей. Тут-то всё и заверте…
Фильм до сих пор смотрится свежо. Во многом из-за того, что снежных вестернов не так много. А этот фильм ещё и одним из первых показал, насколько эффектно выглядит кровь на снегу.
Также данное кино переворачивало с ног на голову понятие «плохого, хорошего, злого», которое являлось основополагающим в вестернах. Ведь в этом фильме бандиты были бандитами от нужды, от голода из-за метели, а на самом деле являлись хорошими людьми. И наоборот, борцы с преступностью здесь больше соответствуют бандитскому образу вестернов. Плюс у фильма было несколько концовок, но основная до того жестокая и безысходная, что даже сейчас впечатляет, как будто бьёт наотмашь.
А ещё саундтрек написал маэстро Морриконе!
Итак, чем же фильм и сериал «Фарго» похожи на «Молчуна»?
Известный начальный титр «Фарго» повествует о том, что «Это реальная история. События, о которых рассказывается в этом фильме, произошли в штате Миннесота в 1987-м году. По просьбам выживших все имена были изменены. Из уважения к погибшим, остальные события были отображены именно так, как они происходили». Это перекликается с конечным титром «Молчуна»: «Резня в 1898 году у великих снежных гор стала последней каплей терпения, после которой власти раз и навсегда запретили деятельность охотников за головами, которые превратили убийства в очень прибыльный бизнес. Уже много лет в Сноу-Хилле стоит мемориальная доска, на которой написано: «Люди могут терпеть очень долго – тысячи лет, но кровь этих бедных людей, до сих пор напоминает нам о том, что они погибли не зря»».
Естественно, что ни те, ни другие события не происходили в реальности, хотя финал «Фарго» взят из реального преступления, произошедшего в Коннектикуте в середине 80-х годов. В обоих случаях фразы про реальную историю – это способ большего эмоционального воздействия на зрителя.
В «Молчуне» главный герой въезжает в метель на лошади в город. В «Фарго» тоже в метель в город въезжает торговец автомобилями Джерри Ландегаард под очень даже вестерновый саундтрек Картера Бёруэлла, почти постоянного композитора фильмов Коэнов.
Ландегаард входит в бар и встречает там болтливого Карла Шоуолтера и молчаливого Гэира Гримсруда. Проще говоря, коэновские версии Локо и Молчуна!
Ландегаард хочет, чтобы Шоуолтер и Гримсруд похитили Джин – его собственную жену, а он бы (точнее, отец жены) её выкупил, отдав часть денег бандитам, а остальные оставив себе.
Бандиты похищают Джин, везут её к себе домой, но по пути их из-за отсутствия транзитных номеров останавливает коп. Шоуолтер пытается «договориться», но в итоге Гримсруд убивает полицейского, а также пассажиров проезжающей мимо машины, которые видели, как Шоуолтер пошёл прятать труп копа.
И вот тут в игру вступает шериф. Здесь это женщина по имени Мардж Гандерсон. Дальше нас ждут такие же бессмысленные, как в «Молчуне», убийства, как говорит Гандерсон, «из-за каких-то бумажек».
Что такое «Фарго»? Современный вестерн? Да. Криминальная комедия? Отчасти да, но мне кажется, что это больше драма. Ведь главный герой не сказать, что плохой человек, он становится таким из-за нехватки денег. Как, впрочем, и жители городка из «Молчуна», которые просто хотят есть. Но то, как Ландегаард пытается добыть деньги, и то, что происходит дальше, обесценивает его нужду.
Теперь перейдём к первой серии телепроекта. Главный злодей Лорн Малво въезжает (не по-вестерновски) в город. На шоссе выбегает олень, Лорн пытается его не сбить, и оказывается вынесен на обочину. Из багажника выскакивает мужчина в трусах и бежит по снегу. Тут мы явно должны ждать, что Малво, подобно Гримсруду / Локо, вытащит своё оружие для атаки на мужчину, но этого не происходит. Первый перевёртыш принципов предыдущих вестернов.
Главного героя Лестера Найгаарда обижает его экс-одноклассник Сэм Хесс. Найгаард пугается его удара, стукается носом об стекло, и оказывается в больнице, где встречается с Малво в ожидании приёма врача. У них завязывается разговор, и Малво говорит Найгаарду, что он бы убил Сэма, будь на месте Лестера. Также он спрашивает: «Нужно ли его убить?». Как бы принимает заказ на убийство. Здесь Малво выступает неким аналогом Молчуна, ведь тот должен был убить одну из жертв Локо по заказу его вдовы.
Лестер тоже проходит по типу «хороший человек с нехваткой денег«. Да у них с Ландегаардом даже фамилии похожи! Однако Лестер инициирует серию бессмысленных убийств по-своему.
Во втором эпизоде в сюжет вводят ещё двух киллеров: глухонемого Ренча и не говорливого, но обладающего даром речи Намберса. Вот вам и второй мини-перевёртыш.
В третьей серии появляется первая кровь на снегу в этом сериале.
Четвёртый эпизод связывает сериал с фильмом – и сюжетно, и визуально, – поэтому она начинается с въезда машины в город под вестерновый саундтрек. На сей раз его автор – Джефф Руссо, почти постоянный композитор проектов Ноя Хоули, создателя сериала «Фарго».
В шестой серии появляется аналог Великой метели из «Молчуна» и снежной непогоды из фильма под названием «Буря столетия». В сериале, как и в его предшественниках, это символизирует начало бойни, столкновение добра со злом, нестабильность в прежде стабильном городке.
Возможно, это не все отсылки из фильма и первого сезона сериала к «Молчуну», которые там есть. Я рассказал вам лишь о тех, которые заметил сам. Если вы ещё не смотрели вестерн Корбуччи, фильм Коэнов и сериал Хоули, то я вам очень рекомендую это сделать. Быть может, вы найдёте большее число отсылок и поделитесь ими.
Во втором сезоне сериал стал меньше опираться и походить на своих предшественников. В нём были свои Молчуны и Локо, своя кровь на снегу, но в целом проект отправился в самостоятельное плавание по телеволнам замечательного телеканала FX. Третий сезон своими перевёртышами так вообще сломал весь предыдущий фундамент. Но это уже тема для отдельного разговора.
Если вам интересно узнать, как Ной Хоули пришёл к великолепным кабельным сериалам «Фарго» и «Легион» из эфирных процедуралов, какой сезон «Фарго» самый интересный, почему я считаю «Легион» лучшей ТВ-супергероикой, а самого Хоули интересным не только сценаристом, но и писателем, из-за чего режиссёрский кинодебют Ноя «Люси в небесах» – космодрама с Натали Портман – провалился по всем фронтам, а также чего ожидать от нового фильма по франшизе «Стар Трек», который будет снимать Ной Хоули, то я рекомендую вам свой скромный почти четырёхчасовой обзор на творчество этого замечательного человека. Если что, таймкоды и пропуск спойлерных моментов есть в описании под видео.
Оставайтесь, по возможности, дома, смотрите хорошие вещи и самое главное – не болейте!
Потому что четвёртый сезон «Фарго» был перенесён угадайте почему?..