Ежедневно вы живёте в произведениях, созданных для вас: следите за развитием и взаимодействием персонажей, сами играете от их лица; изучаете в них магию, технологии, религию, мифологию, государства и прочее. В этой статье вы узнаете об их первооснове – субстрате.
Субстрат – общая материальная основа процессов и явлений; основание, носитель, субстанция.
В нашем случае субстрат – это атмосфера, сеттинг и метафизика, которые автор заложил для объяснения причин и процессов вселенной.
Многие профессионалы не систематизируют процесс творения миров. Если вам интересно узнать о системе, предложенной мной на основаниях логики, наблюдений и изученных материалов, то желаю приятного чтения!
(Важно заметить: некоторые термины переопределены автором статьи, что следует учитывать при их использовании в дальнейшем; частое употребление одних и тех же терминов вызвано необходимостью не запутать читателя).
Шиггит
Приветствую. Я Шиггит, Правая Рука хозяина. Я помогу вам разобраться в его мыслях.
Хин
Fiastix! Драре-tii. А можно я тоже послушаю?
Шиггит
Нет.
Атмосфера
Что нам известно об атмосфере? Атмосфера это, пожалуй, один из первых аспектов, что приходит на ум автору. Она особенно выделяется изменчивостью на первых этапах создания субстрата и выступает его основным наполнением, ибо скрепляет все элементы единым чувственным восприятием.
Атмосфера – это комплекс чувств, возникающих у читателя/зрителя/игрока на протяжении всего сюжета произведения и на всех уровнях его мироздания.
Что нам известно о чувствах? Существует бесконечное количество явлений, от которых человек испытывает больше одного чувства. Кроме того, чувства человека могут подавляться другими чувствами и, таким образом, конфликтовать. Из описанного возникает необходимость в создании коллекций чувств. Коллекции призваны придать атмосфере конкретную форму, что позволит её эффективно улучшать.
Коллекция чувств – это собрание, сформированное из чувств с общими свойствами, исходящее от конкретного элемента вымышленного мира.
Хин
Ai-taa! А почему вы-tec взяли выставку?
Шиггит
Коллекцию? Хозяин взял, оттого что слово подходит. Люди называют коллекцией собрание объектов, идентичных по каким-то критериям. У нас тоже самое.
Хин
Ясна-а-а. А почему у тебя нет глаз?
Шиггит
…
Коллекция может состоять как из нескольких чувств, так и из одного (допущение для удобства).
Предположим, что у вас есть коллекция с чувствами: пафоса, справедливости и комфорта. И по вашей задумке государство «X» характеризуется этой коллекцией. Отлично! Далее вы придумали ещё одно государство «D» с альтернативной коллекцией, составленной из, например, чувств страха, тоски и неизвестности. Теперь у вас есть две группы чувств, и они обе принадлежат атмосфере произведения. Ваша задача состоит в том, чтобы не смешивать их без должной необходимости, то-есть без серьёзной сюжетной или исторической (в рамках лора) причины.
Ещё раз обратимся к термину «коллекция». Там есть словосочетание «общие свойства». Для всех коллекций основным общим свойством является отношение к какому-либо элементу мира. Существуют и другие общие свойства: негативность, позитивность и нейтральность чувств. Эти свойства взаимоисключают друг друга. Раз свойства общие для одной коллекции, то негативные чувства не смогут входить в коллекции с позитивными чувствами. Это сделано для удобства. По этому, если один элемент мира даёт сразу негативные и позитивные чувства, ему создаются две отдельные коллекции.
Для субстрата мы должны указать две коллекции ощущений от всей вселенной. Одна из коллекций должна быть связана с негативными ощущениями, а вторая с позитивными.
Шиггит
Хозяин просит обозначить чувства, которые вы хотите претерпевать от своего мира. Потом это сгодится.
Ложные и истинные коллекции, нейтральные чувства, а также виды взаимодействия мы подробнее обозначим в других статьях.
Сеттинг
По обыкновению, вместе с зачатками атмосферы появляются и зачатки среды (мира), в которой эта атмосфера распространяется. Из-за этого в субстрате мы рассмотрим и первичные элементы среды: сеттинг и метафизику. Атмосфера не входит в мир, потому что она является ощущениями от мира, а не его частью.
Сеттинг – это границы среды, в которой происходит произведение.
Шиггит
Помогу уразуметь слова хозяина: представьте пух в коробке. Пух – это мир, а коробка – это сеттинг.
Хин
А что случится, если я-tec сломаю эту коробку?
Шиггит
Получишь звездюлей.
В сеттинг, как границы среды, входят временные, пространственные и физические грани.
Временная грань – это настоящее время мира. (Насколько сложная структура общества на момент событий главных историй?)
Пространственная грань – это фокусное место мира. (Где происходят события основных историй?)
Физическая грань – это принципы работы физики и магии. (Какие законы физики? Если есть, то какая магия? Посредством чего она взаимодействует с миром?)
Представим, что вы создали сеттинг по этой схеме. Он бы выглядел так:
Время – общество эпохи античности.
Пространство – действие происходит на планете песков, в местном Египте, властвующим половиной планеты.
Физика – физика соответствует нашему миру. Есть магия песка. Она работает через золотые пластины, на которые нанесены иероглифы.
Разве не занятно?
Хин
Aetlani fi likii Tall, это же как мой дом! Только у нас нет магии песка… и Йигипта.
Из сеттинга вытекают сферы жизнедеятельности общества (государства), естествознание, антураж и система магии (о которых будет рассказано не сейчас). Если вы не хотите получить противоречий в будущем, то лучше не выходить за грани сеттинга в отдельно взятой истории.
Шиггит
Третью грань сеттинга и в остальных историях вашего мира не стоит нарушать! Мой мир так был стёрт с лица мультивселенной. По этому я и застрял тут…
Для того чтобы корректно создать грани, необходимо использовать две коллекции чувств, уже сделанные вами. Соответствуют-ли грани тому, что вы хотите испытывать от своего мира?
Приведу пример: коллекция чувств: эпичности, справедливости и комфорта частично соответствует указанному выше сеттингу. Чувство эпичности = властвование половиной планеты. Чувства справедливости и комфорта не отображены в сеттинге. Либо сеттинг стоит скорректировать, либо отобразить эти чувства в других частях мира (главных государствах, локациях, персонажах и прочем).
Рекомендую отображать в сеттинге как минимум половину указанных чувств. Если желаемые чувства не будут отображены, то читатель/зритель/игрок увидит в вашем мире не то, что вы хотите.
Шиггит
Хозяин забыл поведать, что коллекции тоже можно изменять, дабы они соответствовали сеттингу.
Метафизика
Метафизика – дисциплина, занимающаяся изучением нематериальных причин вселенной.
Метафизические концепции являются единственным источником ценностей по Принципу Юма. Он гласит, что переход между описаниями и предписаниями невозможен лишь на основаниях логики. За сотни лет его не смогли опровергнуть. (Подробную работу Принципа вы можете изучить самостоятельно).
Известно, что для создания предписаний используются ценности. И нет, не золото.
Ценность – это положительная или негативная значимость сущности.
Хин
*Сопит*
Шиггит
И что мне теперь с ним делать?
Примеры ценностей: Убивать – плохо. Существование – благо. Равный бой – это хорошо. Как мы ранее выяснили, вывести ценности нельзя из описаний. К примеру, из того, что в ходе эволюции выживает наиболее приспособленный, не следует, что приспособление – это хорошо. Но следует из любой метафизической концепции. К примеру, Бога.
Если Бог сказал: «Убивать – плохо«, значит это так. Бог – это источник ценностей, ибо именно он определяет законы мира. Здесь мы находим необходимость в написании мифологии и религии для существ вселенной. Также наука как явление не может сама себя обеспечить ценностями. Она не может сказать, что исследовать – это хорошо. Для этого ей нужна метафизика. И объявить нужду в исследовании, его благость может Бог.
Метафизика создаёт мышление существ вселенной. Из неё выходят их суждения, цели, понятия о добре и зле (мораль), о Богах и мире. К примеру, существа, используя ценность «убивать – плохо«, могут сделать вывод, что существо, убившее другого, – совершило плохой поступок.
Для субстрата нам необходимо придумать краткую версию главного мифа, рассказывающего о появлении вселенной и Бога. Внутри мифа обязательно указать несколько основных ценностей этого мира, которые объявил Бог. (Бог может иметь любую форму, быть как фракцией, существом или государством, так и нематериальным монстром).
На этом создание субстрата заканчивается. Если вам понравилось, то берите метод на вооружение. Он ещё будет улучшаться. А о полноценном создании миров и разборе уже существующих вы узнаете в следующих статьях.
Шиггит
Ещё встретимся.
Основные материалы, использованные для создания статьи:
Метафизика – Аристотель
Гильотина Юма – Дэвид Юм
Пять путей к Богу – Фома Аквинский
Спасите Котика! – Блейк Снайдер
Курс по сценарному мастерству
Некоторые сведения из гуманитарных наук